СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме" Реакции ионного обмена. Условия их протекания"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме" Реакции ионного обмена. Условия их протекания"»



Класс: 9

Тема: Реакция ионного обмена. Условия их протекания.

Цель урока: развивать понятие о свойствах ионов в растворах, способности их связываться в малодиссоциирующие вещества. Дать представления о реакциях ионного обмена.

Задачи урока:

1. Образовательные: раскрыть суть протекания химических реакций в растворах электролитов; сформировать умение предвидеть оборотность химических реакций; научиться составлять полные и сокращенные ионные уравнения;

2. Развивающие: совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации;

3. Воспитательные: воспитание в учениках настойчивости, стремления к

высокому качеству результатов труда.

Тип урока: комбинированный.

Формы и метод обучения: фронтальный, индивидуальная, проблемно-поисковая, беседа, демонстрация, интерактивные методы, самостоятельная работа

Оборудование: учебник, периодическая система, штатив с пробирками, реактивы ( р-ры соляной  кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, хлорида натрия, нитрата серебра, фенолфталеин).





План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Мотивация

  4. Объяснение нового материала

  5. Закрепление знаний, подведение итогов занятий

  6. Рефлексия

  7. Домашнее задание










Ход урока:

І. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Эпиграфом нашего урока будут следующие слова:

Три пути ведут к знанию:

путь размышления – самый благородный,

путь подражания – самый легкий,

и путь опыта – это самый горький.

Сегодня мы пойдем к достижению цели трудными, но благородными путями. Сегодня вы должны научиться применять полученные знания по теме «ТЭД» в новой нестандартной ситуации.

ІІ.Актуализация опорных знаний.

«Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать». (С. Лем.)

На предыдущих уроках вы изучили теорию электролитической диссоциации. Повторим основные понятия этой темы.

Задание № 1. «Закончи предложение одним словом».

1. Положительно заряженные частицы -…(катионы).
2. Отрицательно заряженные частицы -…(анионы).
3. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…(электролиты).
4. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…(неэлектролиты).
5. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).

6. Электролиты, в водных растворах которых в качестве катионов образуется только ионы водорода – (кислоты)

7. Электролиты, в водных растворах которых в качестве антона образуется только гидроксид-ионы – (основания)

8.Электролиты, в водных растворах которых образуется катионы металла и анионы кислотного остатка – (соли).

Задание № 2 «Куча мала». На доске беспорядочно записаны формулы  ионов.

Ca2+;K+;CI-;Mg2+;SO42-;CO32-;Fe3+;OH- 

Разложите их по двум папкам с названием «КАТИОНЫ» и «АНИОНЫ». Дайте названия всем ионам. Проверяем правильность выполнения.

Задание № 3 «Найди меня». Укажите сильные электролиты.

HCI; BaSO4; KOH; Ba(OH)2; Fe(OH)3; Na2CO3; Ca3(PO4)2

Задание № 4 Напишите уравнение диссоциации предложенных веществ. Прочитать уравнение диссоциации.

Анализируем выполнение задания.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Растворимые в воде кислоты, соли и основания, являющиеся электролитами – это сложные вещества. А в какие реакции могут они вступать? (Обмена и соединения). Нас интересуют сегодня реакции обмена. Поскольку растворы электролитов, особенно сильных, большей частью состоят из ионов, значит, реакции обмена происходят между какими частицами? (Ионами). Сейчас мы с Вами сформулировали тему урока.  «Реакции ионного обмена»

ІV. Изучение нового материала

Реакции ионного обмена – это реакции, протекающие между ионами в растворах электролитов (Запись определения в тетрадь).

Реакции ионного обмена в растворах электролитов протекают только в том случае, если в результате взаимодействия между ионами образуется малорастворимые, газообразные либо малодиссоциирующие вещества (вода или другие слабые электролиты).

Рассмотрим примеры таких процессов.

Демонстрация 1 “Реакции, идущие с образованием слабого электоролита – воды”. 

Оборудование и реактивы: растворы гидроксида натрия NaОН, серной кислоты H2SO4, фенолфталеина, штатив с пробирками.

Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора гидроксида натрия NaОН и к нему прилейте по каплям фенолфталеин. Какие признаки реакции вы наблюдали? (изменение цвета), затем прилейте аккуратно ≈1 мл серной кислоты H2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (исчезновение цвета)

Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам

1.Записать уравнение реакции в молекулярном виде

NaОН + H2SO4 =Na2SO4 + H2O

2.Расставить коэффициенты

2NaОН + H2SO4 =Na2SO4 + 2H2O

3.По таблице растворимости определить растворимость веществ

4. Составляем полное ионное уравнение ( растворимые вещества расписать на ионы)

2Na+ + 2ОН- + 2H+ +SO4 -2= 2Na + +SO42- + 2H2O

5. Сократить одинаковые ионы в левой и правой части

6.Составить сокращенное ионное уравнение

2ОН- + 2H+=2H2O

Демонстрация 2 “Реакции, идущие с образованием осадка”.(Нерастворимых веществ.)

Оборудование и реактивы: растворы хлорида бария ВаCl2, сульфата натрия Na2SO4, штатив с пробирками.

Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора хлорида бария ВаCl2 и к нему прилейте аккуратно ≈1 мл сульфата натрия Na2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (выпадение осадка)

Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам 

ВаCl2+Na2SO4= ВаSO4↓+ 2NaCl

Ва 2+ + 2Cl-+ 2Na + +SO42-= ВаSO4↓+ 2Na+ +2Cl-

Ва 2+ +SO42-= ВаSO4

Демонстрация№ 3 “Реакции, идущие с образованием газа”.
Оборудование и реактивы: растворы карбоната натрия Na2CO3, серной кислоты H2SO4, штатив с пробирками.

Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора карбоната натрия Na2CO3 и к нему прилейте аккуратно ≈1 мл серной кислоты H2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (Выделение газа.)

Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам 

Na2CO3+ H2SO4= Na2SO4+ CO2+ H2O

2Na ++CO32-+ 2H ++ SO42-= 2Na ++SO42-+ CO2+ H2O

CO32-+ 2H = CO2+ H2O

V. Закрепление знаний, подведение итогов занятий

VІ .Рефлексия 

  • – "я” – как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой_________________________________________________________________________________________________________________________________________
    – "мы” – насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе__________________________________________________________________________________________________________________________________________
    – "дело” – достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы_______________________________________________________________________________________________________________________________________

VІІ. Домашнее задание.

  • Задание  для  любознательных  «Не  дай  себе  засохнуть». Изучить этикетки от бутылок с минеральной водой. На них записан состав воды в виде ионов. Составить формулы веществ и дать им название.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!