1. 2. 3. 4. 5. 6. | Организационный момент Актуализация знаний Формирование новых знаний Закрепление полученных знаний Подведение итогов Домашнее задание | 1. Класс Насекомые Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. Вывод 2. Внешнее строение насекомых 3. Класс насекомые: звуковые сигналы насекомых Вывод | Приветствие учеников Ребята, в начале нашего урока предлагаю вам отгадать загадки: Я думал: ног не унесу, Есть и у храбрости границы! Сегодня встретилась в лесу Мне помесь гуся и синицы… (гусеница) В поле я над белой кашкой Вдруг заметила ромашку. Я сорвать её хотела, А ромашка улетела. (бабочка) Мы — лесные жители, Мудрые строители. Из иголок всей артелью Строим дом себе под елью. (муравьи) Летит, пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит: Сядет и укусит. (комар) Прыгает пружинка — Зелёная спинка — С травы на былинку, С ветки на тропинку. (кузнечик) Все загадки отгадали правильно, молодцы. А теперь назовите тему нашего урока, объединив перечисленных животных. Итак, на уроке мы с вами продолжаем рассматривать Тип Членистоногие. Вам предстоит знакомство с классом Насекомые. Запишите тему урока (открывает доску). Где можно встретить насекомых в окружающей среде? Изучение ЭОР о средах обитания насекомых. Энтомология – наука, изучающая насекомых (напомнить учащимся о специализации биологических наук). Количество отрядов класса Насекомые – 25-30 Строение насекомого (на примере черного таракана). Устройство разных типов ротового аппарата насекомых. Учитель предлагает ученикам рассмотреть строение конечностей насекомых в коллекции (медведка, кузнечик, жук-плавунец, майский хрущ). Изучение информации на слайде. Знакомство с отделами конечности насекомого. Знакомство со строением крыльев летающих насекомых и их функциями. Для того, чтобы освоить сушу, насекомые приобрели трахейную систему, приспособленную для дыхания атмосферным воздухом, экономящую влагу выделительную систему, органы полета – крылья – и другие приспособления. Ребята, приходилось ли кому-нибудь из вас держать в руках насекомое, например жука? Какой тип скелета характерен для насекомых? Показывает звуковую иллюстрацию. Ребята, могут ли общаться насекомые? Какие звуки, которые они издают, вы слышали? Целый день он спать не прочь. Но едва наступит ночь, Запоёт его смычок. Музыканта звать… (сверчок) Найти по звуку 5 насекомых и прочитать описание про них. Узнайте насекомых по издаваемым звукам. Стрекотание, жужжание и другие звуки насекомых – способ их «общения» друг с другом. Например, оно помогает находить самкам самцов, а также разграничивать территории, занятые разными особями. Раздаёт тест в бумажном виде (5 заданий с выбором одного верного ответа). Учитель открывает слайд с верными ответами. Собирает тесты. Кто такие насекомые? Что удивило вас сегодня из полученной на уроке информации? Что хотелось бы узнать о них подробнее? Изучить параграф 26, подготовить сообщения по заинтересовавшим вопросам | Готовятся к уроку. Отгадывают загадки Называют тему «Насекомые». Записывают дату, тему урока. Отвечают на вопрос. Оформление таблицы «Насекомые и среда обитания» Запись отделов тела, составление опорной схемы «Типы ротовых аппаратов». Рассматривают коллекцию (работа в парах) насекомых, находят отличия в строении конечностей, связанные со средой обитания. Изучение слайдов с комментариями учителя. Слушают. Отвечают: «Наружный скелет» Записывают в тетради: наружный скелет, хитиновый покров. Ответы детей. Дети по очереди работают у интерактивной доски (5 учеников) Дети по очереди работают у интерактивной доски (5 учеников) Слушают. Выполняют задания теста. Взаимопроверка в парах тестовых заданий. Выставление оценок за урок. Ответы учащихся. Определяют наиболее интересные стороны жизни насекомых из перечисленных (для сообщений к следующему уроку) Записывают домашнее задание | 1 |