СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по русскому языку "Образование превосходной степени имён прилагательных" (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование навыка правильно образовывать простую и составную формы превосходной степени имён прилагательных; изучение особенностей образования и употребления превосходной степени имён прилагательных.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку "Образование превосходной степени имён прилагательных" (6 класс)»

План-конспект урока по русскому языку.

Ссылка на белорусский учебник https://www.aversev.by/rus/skachat/russkij-yazyk-6

Тема: Образование превосходной степени имён прилагательных.

Цель урока: формирование навыка правильно образовывать простую и составную формы превосходной степени имён прилагательных; изучение особенностей образования и употребления превосходной степени имён прилагательных.

Задачи: 1) образовательные: познакомить учащихся с превосходной степенью имён прилагательных, сформировать умение образовывать и употреблять превосходную степень имён прилагательных; повторить тему: «Образование сравнительной степени имён прилагательных».

2) развивающие: развивать словарный запас, зрительное внимание, память, устную связную речь.

3) воспитательные: развивать интерес к изучению языка, формировать ценностное отношение к русскому языку, воспитывать нравственные качества личности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник по русскому языку 6 класса, иллюстрации, мультимедийная презентация.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

«Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Проверьте, пожалуйста, у всех ли есть учебники, тетради и ручки. Проверили? Хорошо сейчас мы отметим отсутствующих и начнём урок.





  1. Объявление темы и целей.

«Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – это образование превосходной степени имён прилагательных. Наша задача – научиться образовывать превосходную степень имён прилагательных. Начнём».



  1. Опрос.

Ребята, у вас возникли какие-нибудь затруднения с выполнением домашнего задания? Хорошо, Давайте его проверим.




  1. Проверка домашнего задания. «На дом вам было задано в рабочих тетрадях на странице 83, упражнение 16». В случае затруднений поясняется упражнение. Вызываются учащиеся, которые читают по предложению, а остальные проверяют упражнение в тетрадях.

Способ проверки – выборочная проверка.

Вы хорошо справились с домашним заданием, молодцы.


  1. Индивидуальные задания. «Сначала мы должны повторить тему, которую рассматривали в прошлый раз. На доске записаны прилагательные. От этих прилагательных нужно образовать простую и составную сравнительную степени и выделить суффиксы. (Один ученик выполняет задание у доски, остальные – в тетрадях, ученики, которые справятся раньше, могут показать учителю тетрадь для проверки). Дать времени для выполнения – 5 минут.

Слова: для простой сравнительной формы: внимательный, хороший, причудливый, ужасный, опасный, тонкий, для составной сравнительной формы: раскидистый, душистый, близкий, живой (проверить внимательность, от такого прилагательного нельзя образовать форму сравнительной степени)



  1. Фронтальный опрос. Молодцы. Теперь давайте повторим то, что изучили на прошлом уроке. Закройте, пожалуйста, учебники и вспомните то, что вы повторяли дома. Итак:

  • Назовите формы сравнительной степени прилагательного. (Простая и составная)

  • Как образуется простая форма сравнительной степени? (Путём присоединения суффиксов –ее, -ей, -е, -ше к основе начальной формы прилагательного)

  • Когда суффикс прилагательных –к, -ок, -ек может выпадать? Приведите пример. (Если простая форма сравнительной степени образуется при помощи суффиксов –е, -ше, высокий - выше).

  • Могут ли имена прилагательные иметь форму сравнительной степени с другой основой? Приведите пример (Да. Хороший – лучше, плохой - хуже. Ещё раз сказать ученикам, что такие основы называются супплетивными)

  • Как образуется составная форма сравнительной степени? (Путём прибавления слов более, менее к начальной форме прилагательного, оговорка по поводу более красивее)

  • Как изменяется второе слово в составной форме сравнительной степени? (По родам, числам и падежам)

  • Какими членами предложения бывают прилагательные в составной форме сравнительной степени? (Сказуемыми и определениями)



«Ну что же, молодцы, ребята, вы справились с этим заданием и хорошо усвоили тему прошлого занятия. Продолжим нашу работу.


  1. Объяснение нового материала.


А) Наблюдение над языковым материалом.

Откройте, пожалуйста, упражнение 367 на странице 181. Давайте внимательно прочитаем задание (Читает учитель). Мы уже знакомились с прилагательными в форме превосходной степени в 48 параграфе, поэтому нам не составит труда их найти. Скажите:

  • На что указывает превосходная степень? (Превосходная степень указывает на то, что по какому-либо одному признаку данный предмет превосходит все остальные предметы)

  • С помощью чего образуется превосходная степень сравнения имён прилагательных? (Суффикс –ейш, -айш и добавления слова «самый», но не только этого слова)

Далее читает текст ученик.

Итак, посмотрите на иллюстрации. Как вы относитесь к морским жителям? Считаете ли вы, что их нужно беречь так же, как и наземных животных?

Итак, какие прилагательные в форме превосходной степени вам встретились в этом тексте? (Называет один ученик: самые проворные, ближайшими, самых медленных, наиболее крупные, самым быстрым).

Какую роль они здесь играют? (Они указывает на то, что по какому-либо одному признаку данный предмет превосходит все остальные предмет)

Б) Чтение правила. «Хорошо, посмотрите на правило на страницах 181-182. (Вызвать трёх учеников, желающих прочитать правило).

Ответьте, пожалуйста:



  • Назовите формы превосходной степени прилагательного. (Простая и составная, сказать, что в сравнительной степени такое же деление)

  • Как образуется простая форма сравнительной степени? (Путём присоединения суффиксов -ейш, -айш к основе начальной формы прилагательного)

  • Когда может происходить чередование согласных перед суффиксом -айш в простой форме превосходной степени? (Если основа начальной формы прилагательных заканчивается на г,к,х сравнительной степени образуется при помощи суффиксов –е, -ше).

  • Что при этом может происходить с суффиксом –к-? (Выпадает, как и при образовании простой формы сравнительной степени прилагательных (близкий – ближе, ближайший)

  • С помощью чего усиливается значение простой формы превосходной степени? (При помощи приставки наи-, которая присоединяется к простым формам сравнительной или превосходной степени прилагательного)

  • Как изменяется простая форма превосходной степени? (По родам, числам, падежам. Сравнить с простой формой сравнительной степени – неизменна)

  • В роли каких членов предложения может выступать простая форма превосходной степени? (Сказуемое, определение)

  1. Физкультминутка. «Хорошо, дети, давайте на минуту отвлечёмся от учёбы и сделаем физкультминутку. Встаньте и следуйте моим инструкциям:

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали: раз, два, три (топают ногами).

Ручками похлопали: раз, два, три (хлопают руками).

Сели, встали, сели, встали,

Чтоб других не задевали.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Ручки выше, шире плечи (вытягивают  руки вверх),

Раз, два, три дыши ровней (машут руками),

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней (садятся на место).


Молодцы! Продолжаем урок».



  1. Закрепление материала на теоретическом уровне.



А) (Работа по вариантам) Хорошо, ребята, давайте выполним упражнение 368 на странице 182. Нам нужно образовать от имён прилагательный простую форму превосходной степени, обозначить в них суффиксы и записать в тетради. (Написать задание на доске, ученики записывают все образованные 9 слов, каждый из трёх рядов выходит и записывает три слова из своей группы, остальные проверяют в тетрадях). (высокий – наивысший, крепкий – крепчайший, хороший – наилучший, красивый – красивейший, дорогой – дражайший, весёлый – веселейший, счастливый – счастливейший, мелкий – мельчайший, величественный – величественнейший). Обратите внимание на слова в рамке, они могут помочь в образовании форм.

Б) Дети, в упражнении 369 нам тоже нужно образовать имена прилагательное в простой форме превосходной степени. А так как мы знаем, что эта форма изменяема, то запишем её, согласовав с именами существительными. Записать образец. (Вызвать с каждого ряда по ученику и дать по предложению каждому).

Ставить оценки можно сразу после работы у доски.

В) Чтение правила

Дети, давайте обратимся к правилу на страницах 183-184 (Читают ученики по цепочке)

Скажите:

  • Как образуется составная форма превосходной степени? (Путём прибавления слов наиболее, наименее, самый к начальной форме прилагательного)

  • Из чего ещё может состоять составная форма превосходной степени? (Сравнительной формы прилагательного и слова всех).

  • Как изменяется прилагательное в составной форме превосходной степени? (По родам, числам и падежам)

  • Какие слова остаются неизменяемыми в составной форме превосходной степени? (Слова наиболее и наименее)

  • Какими членами предложения бывают прилагательные в составной форме превосходной степени? (Определениями)

  • При помощи каких суффиксов передаётся отношение говорящего к признаку? (-оват, -еньк, -оньк, -енн, -ющ)

  • Какие суффиксы образуют уменьшительно-ласкательные формы качественных прилагательных? (-оньк, -еньк)

  • В чём различие при написании суффикса –оньк и –еньк? (-оньк пишется после г,к,х, -еньк – после остальных согласных)



Г) На странице 183 есть упражнение 370. Нам нужно устно образовать из этих прилагательных составную форму превосходной степени, подобрать к нему имя существительное и поставить в Д., Т. и П. падежи во множественном числе (Фронтальный опрос)

Д) В упражнении 373 на странице185 нам нужно выписать все формы превосходной степени сравнения, а также сделать морфемный разбор. (Мельчайшие, минимальнейшая, максимальнейшая, наибольший, самые маленькие, самые красивые, самые крупные, самую яркую)



  1. Подведение итогов урока. Ребята, давайте подведём итог того, что же мы сегодня узнали.

  • Назовите формы превосходной степени прилагательного. (Простая и составная)

  • На что указывает превосходная степень? (Превосходная степень указывает на то, что по какому-либо одному признаку данный предмет превосходит все остальные предметы)

  • Как образуется простая форма сравнительной степени? (Путём присоединения суффиксов -ейш, -айш к основе начальной формы прилагательного)

  • Как образуется составная форма превосходной степени? (Путём прибавления слов наиболее, наименее, самый к начальной форме прилагательного)

  • Как изменяется второе слово в составной форме сравнительной степени? (По родам, числам и падежам)

  • В роли каких членов предложения может выступать простая форма превосходной степени? (Сказуемое, определение)

  • Какими членами предложения бывают прилагательные в составной форме превосходной степени? (Определениями)

  1. Домашнее задание. (заранее записать на доске). «Ребята, обратите внимание на доску. На ней записано домашнее задание. Откройте учебник на странице 186, упражнение 376. Прочитайте задание. Всё ли вам понятно? Опишите свои любимые места, используя хотя бы одно имя прилагательное из всех разрядов по значению, разных степеней сравнения, полных и кратких форм, которые мы прошли. Ещё повторите параграф 50 и прочитайте параграф 51, который мы сегодня прошли. (Дать образец).

(Ставятся оценки за домашнее задание, активную работу, по критериям объясняются оценки).

Звенит звонок, вы можете быть свободны. До свидания, ребята.

5



Скачать

© 2018 4186 143

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!