СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по русскому языку: " Образование слов при помощи суффиксов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку: " Образование слов при помощи суффиксов"»

Конспект урока русского языка

УМК «Школа 21 века», 2 класс

(Учебник «Русский язык» С.В. Иванов, А.О. Евдокимова стр.138-140)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 27.11.2019г.

Время: 10:05-10:50

Место:

Класс: 2

Целевой компонент урока:

Тема: «Образование слов при помощи суффиксов».

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель: закрепление и обобщение навыков словообразования при помощи суффиксов.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по обобщению и систематизации знаний и умений о суффиксах; обобщению и систематизации умения выделять суффикс в слове, образовывать слова с помощью суффиксов, определять значение суффиксов; применению этих знаний при выполнении практических заданий и упражнений;

Развивающие: способствовать развитию умения применять навык грамотной литературной речи; способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению и актуализации изученного материала, развитию речи, критического мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; расширению кругозора у обучающихся; умению точно соблюдать структуру письма, определять начало письма, основную часть и заключение.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному слову; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, вежливость, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку»; проявлять интерес к изучению русского языка, понимать и принимать правила коммуникации; понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств, воспринимать русский язык как одну из основных национально – культурных ценностей российского народа; соблюдать культуру письма, писать аккуратно и красиво

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в своей системе знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности, используя ранее приобретенные знания; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действия после их завершения на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предложения по корректировке своих действий и действий одноклассников.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму, выполнять правила работы в паре, высказывать и аргументировать свою точку зрения; адекватно реагировать на замечания учителя.

Предметные: формирование умения выделять суффикс в слове; умение образовывать слова с помощью суффиксов; определение значения суффиксов; обогащение словарного запаса обучающихся;

Образовательные ресурсы: учебник “Русский язык” 2 класс (авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.), индивидуальные карточки, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1) Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Анастасия Александровна.

2) Проверка готовности к уроку

У: Проверим готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, тетрадь, пенал, дневник.

3) Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения, новых знаний и удачи.

II. Актуализация умений и знаний.

У: Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тайны русского языка и отпаяемся в увлекательную страну, а что это будет за страна, вы узнаете, отгадав загадку.

У: Мы вчера в лесок зашли,

И чего мы там нашли?

Он стоял на толстой ножке,

В крепкой шляпе у дорожки. (гриб)

У: Если гриб маленький, как мы его назовем?

О: Грибок.

У: Как называют человека, который собирает грибы?

О: Грибник.

У: Как называется суп из грибов?

О: Грибной.

У: Какие слова получились?

О: Грибок, грибник, грибной.

У: Ребята, давайте исследуем с вами эти слова.

У: Что можете сказать о данных словах?

О: Родственные, одинаковый корень.

У: От какого слова они образовались?

О: Гриб.

У: С помощью чего образовались новые слова?

О: С помощью суффиксов.

У: Что такое суффикс? Для чего служат суффиксы?

О: Суффикс- это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

У: Назовите суффиксы в этих словах, которые помогли образовать новые слова?

О: -ок, -ник, -ной.

У: Как называется способ словообразования, при помощи суффикса?

О: Суффиксальным.

У: Какие суффиксы знаете?

О: -ок, -очк, -оват, -оньк, -ёк, -ёнок, -ец, -ечк, -ев, -тель, -чик, -щик, -ист, -их, --ин, -лив, -изн, -ушк, -к и др.

У: Итак, мы с вами исследовали новые слова и пришли к такому результату, что суффикс служит для образования новых слов.

У: Ребята, сформулируем тему урока.

О: Суффикс слов, образование новых слов при помощи суффиксов.

У: Мы сегодня с Вами, отправимся в страну суффиксов.

У: Какую цель мы поставим на уроке? Чему будем учиться сегодня на уроке? О: Научиться образовывать новые слова с помощью суффиксов

У: Верно. Сегодня на уроке мы будем образовывать новые слова при помощи суффиксов.

У: Попробуйте сформулировать задачи нашего урока, используя слова:

уметь

1. уметь образовывать новые слова при помощи суффикса

2. уметь находить суффиксы в словах

повторить

3. повторить значения и правописание суффиксов

У: Над этими задачами будем работать на уроке.

1) Каллиграфическая минутка.

У: Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. (Сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ноги)

У: Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. В нашей удивительной стране суффиксов, нам пришло задание, попробуем его сделать. Посмотрите внимательно на табличку. Найди ту букву, которая повторяется чаще всего.

П У О О А Б О Т А О У О И О У Н О К Й О Ц У О И Н О Х Т З О В Т О А К П В О М О О О З А Н

У: Какая буква встречается чаще всего?

О: «о».

У: Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «о».

У: Пропишем дорожку с буквой «о» в соединениях с другими буквами в своих тетрадках, а с какими именно буквами Вы придумаете сами.

III. Обобщение и систематизация знаний.

1) Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов.

У: В нашей стране суффиксов появилось новое задание. На слайде изображено задание, которое мы с вами выполним устно.

У: ФИО, прочитай задание.

О: От данных слов образуйте новые слова используя суффиксы -ик, -ушк, -ник, -н, - ист, -ок, выделите суффиксы. У: Прочитай эти слова.

О: Зима, лес, чай, пианино, школа

зима – зимушка, зимний

лес- лесник, лесной, лесок

чай – чайник

пианино – пианист

школа – школьник

У: Какое значение имеют эти суффиксы?

О: Выборочно называют слова и значения.

У: Какую из поставленных задач мы выполнили?

О: Образовывали новые слова при помощи суффиксов, определяли значения суффиксов.

2)Работа в учебнике

У: Откройте учебник на стр.138 Упр.1 Отступим от прошлой работы 2 строчки, запишем упражнение №1

У: Измени сочетания слов по образцу. Обозначь корни и суффиксы в полученных прилагательных. Определи способ словообразования.

У: Как найти суффикс в словах?

О: Обозначить в слове окончание, потом – корень, Часть слова между окончанием и корнем и будет суффиксом

У: Как найти корень?

О: Подобрать родственные слова.

У: Как найти окончание?

О: Изменить слово.

Образец: тропинка в лесу – лесная тропинка

У: Какой способ словообразования?

О: суффиксальный.

У: Какая часть речи у слова «сад»

О: Существительное

У: Какую часть речи образовали?

О: Садовая(прилагательное),

У: Какой корень и суффикс в полученном прилагательном?

О: Корень в слове садовая, «сад», суффикс «ова».

У: Кто хочет выйти к доске, остальные работают в тетрадях.

У: Воротник их меха – (меховой воротник)

У: Какой способ словообразования?

О: Суффиксальный

У: Какой корень и суффикс в данном прилагательном?

О: Корень в слове- «мех», суффикс «ов»

Варенье из вишни – (вишнёвое варенье)

У: Какой способ словообразования?

О: Суффиксальный

У: Какой корень и суффикс в данном прилагательном?

О: Корень в слове- «вишн», суффикс «ев»

У: Какой же вывод можно сделать?

О: С помощью суффиксов можно образовывать другие части речи

У: Можно сказать, что с помощью суффиксов от существительных образуются имена прилагательные?

О: Да

У: Сделаем вывод: с помощью суффиксов можно образовать новые слова.

У: Откроем учебник на странице

У: Ребята, откроем учебник на странице 139,выполним упражнение 4, а прежде чем его выполнить внимательно прочитаем правило

У: Кто хочет прочитать?

У: Одна буква –н пишется в прилагательных образованных от существительных с помощью суффиксов –ан, -ян, -ин.

Пример: кожа- кожаный, соловей- соловьиный, исключение: деревянный, оловянный, стеклянный.

Две буквы –н пишутся в прилагательных образованных от существительных с основой на -н и -мя с помощью суффикса –н.

Пример: семя-семенной, камень- каменный.

В прилагательных образованных от существительных с помощью суффиксов –онн, -енн.

Пример: торжество- торжественный, лекция- лекционный, исключение: ветреный, но в приставочных образованиях уже пишется две н.

У: Приступим к выполнению упражнения

У: Прочитаем условие упражнения

У: Выполняем упражнение кто-то у доски, а остальные в тетрадях.

У: Осень-осенний, весна- весенний, рано-ранний, туман- туманный, длина-длинный.

У: Осенний- каков корень и суффикс в слове?

О: Корень в слове «осен», суффикс «н»

У: Весенний?

О: Корень «весен», суффикс «н»

У: Ранний?

О: Корень «ран», суффикс «н»

У: Туманный?

О: Корень «туман», суффикс «н»

У: Длинный

О: Корень «длин», суффикс «н».

У: Молодцы!

У: Выполним упражнение 2 в парах,

У: Отступим 2 строчки от прошлой работы, напишем посередине упражнение №2. Вспомним правила работы в парах.

О: Нужно совещаться, слушать друг друга.

У: ФИО, прочитай условие упражнения

У: Какая пара справится быстрее, поднимет руку, затем проверим правильность

О: варить-варка

Рубить-рубка

Качать- качка

У: Молодцы

IV. Физминутка

У: Ребята, а теперь мы с вами отдохнем и выполним небольшую разминку. Все встаем.

О: Дети встают.

У: Повторяйте за мной.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища.

1 - правую руку на пояс,

2 - левую руку на пояс,

3 - правую руку на плечо,

4 - левую руку на плечо,

5 - правую руку вверх,

6 - левую руку вверх,

7 - 8 - хлопки руками над головой,

1 - опустить левую руку на плечо,

2 - правую руку на плечо,

3 - левую руку на пояс,

4 - правую руку на пояс,

5 – правая рука на правое колено

6 – левую руку на левое колено

7 – 8 – хлопки по коленям

Повторить 4 - 6 раз.

У: Молодцы, садитесь.

V. Закрепление знаний.

У: Страница 138 №3, прочитаем задание

У: Кто готов выйти к доске, и сделать данное упражнение? Остальные делают в тетрадях.

У: Что получилось?

О: Пирог- пирожок, петух-петушок, друг-дружок, луг-лужок.

Сережа забыл суффиксы.

У: Молодцы!

VI. Итог урока.

У: Над какой темой мы работали на уроке?

О: Образование слов при помощи суффиксов

У: Какова роль суффиксов в нашей речи?

О: Служат для образования новых слов, придают словам различные смысловые оттенки.

У: Какую цель мы сегодня ставили?

О: Научиться образовывать слова с помощью суффиксов.

У: Достигли мы цели? Научились образовывать новые слова при помощи суффиксов?

У: Мы сейчас проверим. Оцените себя по таблице. (листочки у вас на парте)

Учитель читает пункты. Дети ставят + или -

Определи степень достигнутых результатов.

Результат деятельности

Да

Нет

Не уверен(а)

1.Я могу находить суффиксы в словах




2. Я могу образовывать новые слова при помощи суффиксов




3. Я могу правильно писать суффиксы






У: Не забываем подписать листки самооценки. Я проверю ваши листы самооценки после урока.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У: Открываем дневник и записываем домашнее задание. Домашнее задание будет такое, выполнить упражнение 5 на странице 139.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!