Конспект урока русского языка
УМК «Школа 21 века», 2 класс
(Учебник «Русский язык» С.В. Иванов, А.О. Евдокимова стр.138-140)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 27.11.2019г.
Время: 10:05-10:50
Место:
Класс: 2
Целевой компонент урока:
Тема: «Образование слов при помощи суффиксов».
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель: закрепление и обобщение навыков словообразования при помощи суффиксов.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по обобщению и систематизации знаний и умений о суффиксах; обобщению и систематизации умения выделять суффикс в слове, образовывать слова с помощью суффиксов, определять значение суффиксов; применению этих знаний при выполнении практических заданий и упражнений;
Развивающие: способствовать развитию умения применять навык грамотной литературной речи; способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению и актуализации изученного материала, развитию речи, критического мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; расширению кругозора у обучающихся; умению точно соблюдать структуру письма, определять начало письма, основную часть и заключение.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному слову; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, вежливость, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку»; проявлять интерес к изучению русского языка, понимать и принимать правила коммуникации; понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств, воспринимать русский язык как одну из основных национально – культурных ценностей российского народа; соблюдать культуру письма, писать аккуратно и красиво
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в своей системе знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности, используя ранее приобретенные знания; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действия после их завершения на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предложения по корректировке своих действий и действий одноклассников.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму, выполнять правила работы в паре, высказывать и аргументировать свою точку зрения; адекватно реагировать на замечания учителя.
Предметные: формирование умения выделять суффикс в слове; умение образовывать слова с помощью суффиксов; определение значения суффиксов; обогащение словарного запаса обучающихся;
Образовательные ресурсы: учебник “Русский язык” 2 класс (авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.), индивидуальные карточки, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Анастасия Александровна.
2) Проверка готовности к уроку
У: Проверим готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, тетрадь, пенал, дневник.
3) Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения, новых знаний и удачи.
II. Актуализация умений и знаний.
У: Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тайны русского языка и отпаяемся в увлекательную страну, а что это будет за страна, вы узнаете, отгадав загадку.
У: Мы вчера в лесок зашли,
И чего мы там нашли?
Он стоял на толстой ножке,
В крепкой шляпе у дорожки. (гриб)
У: Если гриб маленький, как мы его назовем?
О: Грибок.
У: Как называют человека, который собирает грибы?
О: Грибник.
У: Как называется суп из грибов?
О: Грибной.
У: Какие слова получились?
О: Грибок, грибник, грибной.
У: Ребята, давайте исследуем с вами эти слова.
У: Что можете сказать о данных словах?
О: Родственные, одинаковый корень.
У: От какого слова они образовались?
О: Гриб.
У: С помощью чего образовались новые слова?
О: С помощью суффиксов.
У: Что такое суффикс? Для чего служат суффиксы?
О: Суффикс- это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
У: Назовите суффиксы в этих словах, которые помогли образовать новые слова?
О: -ок, -ник, -ной.
У: Как называется способ словообразования, при помощи суффикса?
О: Суффиксальным.
У: Какие суффиксы знаете?
О: -ок, -очк, -оват, -оньк, -ёк, -ёнок, -ец, -ечк, -ев, -тель, -чик, -щик, -ист, -их, --ин, -лив, -изн, -ушк, -к и др.
У: Итак, мы с вами исследовали новые слова и пришли к такому результату, что суффикс служит для образования новых слов.
У: Ребята, сформулируем тему урока.
О: Суффикс слов, образование новых слов при помощи суффиксов.
У: Мы сегодня с Вами, отправимся в страну суффиксов.
У: Какую цель мы поставим на уроке? Чему будем учиться сегодня на уроке? О: Научиться образовывать новые слова с помощью суффиксов
У: Верно. Сегодня на уроке мы будем образовывать новые слова при помощи суффиксов.
У: Попробуйте сформулировать задачи нашего урока, используя слова:
уметь
1. уметь образовывать новые слова при помощи суффикса
2. уметь находить суффиксы в словах
повторить
3. повторить значения и правописание суффиксов
У: Над этими задачами будем работать на уроке.
1) Каллиграфическая минутка.
У: Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. (Сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ноги)
У: Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. В нашей удивительной стране суффиксов, нам пришло задание, попробуем его сделать. Посмотрите внимательно на табличку. Найди ту букву, которая повторяется чаще всего.
П У О О А Б О Т А О У О И О У Н О К Й О Ц У О И Н О Х Т З О В Т О А К П В О М О О О З А Н
У: Какая буква встречается чаще всего?
О: «о».
У: Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «о».
У: Пропишем дорожку с буквой «о» в соединениях с другими буквами в своих тетрадках, а с какими именно буквами Вы придумаете сами.
III. Обобщение и систематизация знаний.
1) Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов.
У: В нашей стране суффиксов появилось новое задание. На слайде изображено задание, которое мы с вами выполним устно.
У: ФИО, прочитай задание.
О: От данных слов образуйте новые слова используя суффиксы -ик, -ушк, -ник, -н, - ист, -ок, выделите суффиксы. У: Прочитай эти слова.
О: Зима, лес, чай, пианино, школа
зима – зимушка, зимний
лес- лесник, лесной, лесок
чай – чайник
пианино – пианист
школа – школьник
У: Какое значение имеют эти суффиксы?
О: Выборочно называют слова и значения.
У: Какую из поставленных задач мы выполнили?
О: Образовывали новые слова при помощи суффиксов, определяли значения суффиксов.
2)Работа в учебнике
У: Откройте учебник на стр.138 Упр.1 Отступим от прошлой работы 2 строчки, запишем упражнение №1
У: Измени сочетания слов по образцу. Обозначь корни и суффиксы в полученных прилагательных. Определи способ словообразования.
У: Как найти суффикс в словах?
О: Обозначить в слове окончание, потом – корень, Часть слова между окончанием и корнем и будет суффиксом
У: Как найти корень?
О: Подобрать родственные слова.
У: Как найти окончание?
О: Изменить слово.
Образец: тропинка в лесу – лесная тропинка
У: Какой способ словообразования?
О: суффиксальный.
У: Какая часть речи у слова «сад»
О: Существительное
У: Какую часть речи образовали?
О: Садовая(прилагательное),
У: Какой корень и суффикс в полученном прилагательном?
О: Корень в слове садовая, «сад», суффикс «ова».
У: Кто хочет выйти к доске, остальные работают в тетрадях.
У: Воротник их меха – (меховой воротник)
У: Какой способ словообразования?
О: Суффиксальный
У: Какой корень и суффикс в данном прилагательном?
О: Корень в слове- «мех», суффикс «ов»
Варенье из вишни – (вишнёвое варенье)
У: Какой способ словообразования?
О: Суффиксальный
У: Какой корень и суффикс в данном прилагательном?
О: Корень в слове- «вишн», суффикс «ев»
У: Какой же вывод можно сделать?
О: С помощью суффиксов можно образовывать другие части речи
У: Можно сказать, что с помощью суффиксов от существительных образуются имена прилагательные?
О: Да
У: Сделаем вывод: с помощью суффиксов можно образовать новые слова.
У: Откроем учебник на странице
У: Ребята, откроем учебник на странице 139,выполним упражнение 4, а прежде чем его выполнить внимательно прочитаем правило
У: Кто хочет прочитать?
У: Одна буква –н пишется в прилагательных образованных от существительных с помощью суффиксов –ан, -ян, -ин.
Пример: кожа- кожаный, соловей- соловьиный, исключение: деревянный, оловянный, стеклянный.
Две буквы –н пишутся в прилагательных образованных от существительных с основой на -н и -мя с помощью суффикса –н.
Пример: семя-семенной, камень- каменный.
В прилагательных образованных от существительных с помощью суффиксов –онн, -енн.
Пример: торжество- торжественный, лекция- лекционный, исключение: ветреный, но в приставочных образованиях уже пишется две н.
У: Приступим к выполнению упражнения
У: Прочитаем условие упражнения
У: Выполняем упражнение кто-то у доски, а остальные в тетрадях.
У: Осень-осенний, весна- весенний, рано-ранний, туман- туманный, длина-длинный.
У: Осенний- каков корень и суффикс в слове?
О: Корень в слове «осен», суффикс «н»
У: Весенний?
О: Корень «весен», суффикс «н»
У: Ранний?
О: Корень «ран», суффикс «н»
У: Туманный?
О: Корень «туман», суффикс «н»
У: Длинный
О: Корень «длин», суффикс «н».
У: Молодцы!
У: Выполним упражнение 2 в парах,
У: Отступим 2 строчки от прошлой работы, напишем посередине упражнение №2. Вспомним правила работы в парах.
О: Нужно совещаться, слушать друг друга.
У: ФИО, прочитай условие упражнения
У: Какая пара справится быстрее, поднимет руку, затем проверим правильность
О: варить-варка
Рубить-рубка
Качать- качка
У: Молодцы
IV. Физминутка
У: Ребята, а теперь мы с вами отдохнем и выполним небольшую разминку. Все встаем.
О: Дети встают.
У: Повторяйте за мной.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища.
1 - правую руку на пояс,
2 - левую руку на пояс,
3 - правую руку на плечо,
4 - левую руку на плечо,
5 - правую руку вверх,
6 - левую руку вверх,
7 - 8 - хлопки руками над головой,
1 - опустить левую руку на плечо,
2 - правую руку на плечо,
3 - левую руку на пояс,
4 - правую руку на пояс,
5 – правая рука на правое колено
6 – левую руку на левое колено
7 – 8 – хлопки по коленям
Повторить 4 - 6 раз.
У: Молодцы, садитесь.
V. Закрепление знаний.
У: Страница 138 №3, прочитаем задание
У: Кто готов выйти к доске, и сделать данное упражнение? Остальные делают в тетрадях.
У: Что получилось?
О: Пирог- пирожок, петух-петушок, друг-дружок, луг-лужок.
Сережа забыл суффиксы.
У: Молодцы!
VI. Итог урока.
У: Над какой темой мы работали на уроке?
О: Образование слов при помощи суффиксов
У: Какова роль суффиксов в нашей речи?
О: Служат для образования новых слов, придают словам различные смысловые оттенки.
У: Какую цель мы сегодня ставили?
О: Научиться образовывать слова с помощью суффиксов.
У: Достигли мы цели? Научились образовывать новые слова при помощи суффиксов?
У: Мы сейчас проверим. Оцените себя по таблице. (листочки у вас на парте)
Учитель читает пункты. Дети ставят + или -
Определи степень достигнутых результатов.
Результат деятельности | Да | Нет | Не уверен(а) |
1.Я могу находить суффиксы в словах | | | |
2. Я могу образовывать новые слова при помощи суффиксов | | | |
3. Я могу правильно писать суффиксы | | | |
У: Не забываем подписать листки самооценки. Я проверю ваши листы самооценки после урока.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У: Открываем дневник и записываем домашнее задание. Домашнее задание будет такое, выполнить упражнение 5 на странице 139.