Открытый урок по русскому языку.
2 класс «Школа России».
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.
Орг. момент –2 слайд
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Проверили, садитесь, с усердием трудитесь.
Минутка чистописания – 3 слайд
- Посмотрите на доску. Что вы видите? Минутка чистописания
- С какой целью мы выполняем минутку чистописания? Чтобы красиво писать.
- Какая ваша цель на данном этапе урока? Списать красиво и оценить свою работу.
Мм
Мария Максим кот Мурзик
- Что общего у всех этих слов? ( Все слова являются именами существительными)
- Что такое имя существительное? ( Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Если имя существительное отвечает на вопрос кто? То оно одушевленное, если на вопрос что? То оно неодушевлённое).
Актуализация знаний
- Почему слова написаны с большой буквы? ( Это имена собственные. Они пишутся с большой буквы.)
- Молодцы! Подчеркните орфограммы в этих словах. Какие орфограммы вы подчеркнули? Заглавный буквы в словах Мария, Максим, Мурзик.
- Что будет являться орфограммой? Заглавная буква.
Самоопределение к деятельности – 4 слайд
- Кто догадался, какая тема урока? Собственные и нарицательные имена существительные.
- Какие задачи поставим перед собой? – 5 слайд Ответы учащихся.
- Да, ребята, мы сегодня обобщим знания об именах собственных.
- Ваша задача – не только знать правило написания имен собственных, но и уметь применять его.
Работа по теме урока + кластер на доску
- Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к собственным.
- Для этого, мы с вами сейчас будем работать в группах. У каждой группы будет своё задание. Его нужно будет прочитать и сделать вывод. Потом капитаны команд выдут к доске и защитят свою группу.
1. Написание географических названий. Найдите в предложениях название города, реки и страны. Столица России – город Москва. На берегах Ангары очень красивые места. Сделайте вывод. Названия городов, рек, стран пишутся с.... Вывешиваем табличку – ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ | 2. Написание имен и фамилий. Прочитайте предложение. Что вы заметили? Мой любимый писатель – Николай Николаевич Носов. Первым в космосе побывал Юрий Алексеевич Гагарин. Сделайте вывод. Имена, фамилии, отчества пишутся с.... Вывешиваем табличку – ИМЕНА, ФАМИЛИИ, ОТЧЕСТВА |
3. Написание кличек животных. Прочитайте стихотворение. Найдите клички животных. Кошка - Маришка, Котенок - Тишка. Щенок - Дружок, Цыпленок – Пушок. Сделайте вывод. Клички животных пишутся с .... Вывешиваем табличку – КЛИЧКИ ЖИВОТНЫХ | 4. Написание имен сказочных героев. Прочитайте предложения. Найдите имена сказочных героев. Я люблю читать сказки. Буратино, Карлсон и Чиполлино – мои любимые сказочные герои. Сделайте вывод. Имена сказочных героев пишутся .... Вывешиваем табличку – ИМЕНА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ |
5. Написание названий газет, журналов, книг. Прочитайте предложения. Найдите названия газеты, журнала и книги. Мы купили газету “Новости”, журнал “Мурзилка”, книгу “Золушка”. Сделайте вывод. Названия книг, газет, журналов пишутся .... Вывешиваем табличку – НАЗВАНИЯ КНИГ, ГАЗЕТ, ЖУРНАЛОВ | 6. Написание названий сказок, рассказов, картин, спектаклей Прочитайте предложения. Найдите названия рассказа, картины, балета. Я прочитал рассказ “Затейники”. В музее я видел картину “Богатыри”. Моей маме нравится балет “Щелкунчик”. Сделайте вывод. Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей пишутся с .... Вывешиваем табличку – НАЗВАНИЯ СКАЗОК, РАССКАЗОВ, КАРТИН, СПЕКТАКЛЕЙ |
Составляется схема-кластер
Итак, давайте подведем итог: имена существительные бывают двух видов имена нарицательные и собственные. Собственные имена это:
Клички животных -
Географические названия –
Имена, фамилии, отчества людей –
Имена сказочных героев –
Названия книг, газет, журналов –
Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей –
Физ. минутка. Релаксационная пауза. + видеозапись «Воздушные шарики».
– А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру
«Нарицательное топай, ну а собственное хлопай!» Встали.
- Собака, Дружок, корова, Буренка, село, река, Волга, Иванов, Олег, фамилия, заяц, медведь, город, Нижнекамск, Казань, страна.
- Молодцы, тихонько сели.
- Не только наше тело устало, но и глазки. Давайте посмотрим на видео. – 6 слайд
Закрепление материала – 7 слайд + карточка
- Ребята, а теперь вас ждет одно интересное задание. Вы готовы проверить свои знания?
- Посмотрите на задание, что нужно сделать? Разделить имена существительные на две группы.
- На какие группы мы разделим имена существительные? Одушевленные и неодушевленные.
- Раздели имена существительные на две группы.
кто? что?
север медведь деревня ребята
ученик завод посуда улица
- Взаимопроверка по слайду по щелчку.
- Что мы с вами закрепили, выполнив данное задание. Рассказывают правило.
- Составьте с любым словом предложение. Например: Маша моет посуду.
- Записываем предложением под диктовку. Находим главные члены предложения. (1 человек у доски).
- Записываем над каждым словом часть речи. Чтобы найти часть речи, что нужно сделать? Задать к слову вопрос.
- Записываем на новую строку слово моет. Выполняем звуко – буквенный разбор слова. (1 человек у доски).
Следующую работу мы выполним в группах. Посмотрите, что вам нужно будет сделать?
- Вписать в зависимости от предложения имя собственное или нарицательное.
- Давайте вспомним правило.
Работа в группах.
1 группа. Под нашим окном расцвела ___________(Роза, роза). Я и моя подруга __________(Роза, роза) учимся в первом классе.
2 группа. Мою подругу зовут __________(Лилия, лилия). В пруду растёт ____________(Лилия, лилия).
3 группа. В высоте парил __________(Орёл, орёл). Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.
4 группа. В огороде росла зеленая ____________________ (Петрушка, петрушка) В клетке сидел попугай ________________________ (Петрушка, петрушка)
Проверка по слайду 8.
- Ребята, а в данном задание, какое правило от нас спряталось? Ответы детей.
- Закончить наш урок я хочу небольшой игрой, которые мы проведем в паре.
Игра «Образуй пары»
Прочитайте слова. Образуйте пары слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых пишется с маленькой буквы, другое – с большой.
попугай | Байкал |
озеро | Чип |
аллея | Земля |
планета | Цветов |
писатель | Н.Н.Носов |
- Давайте проверим, какие пары у вас получились. Самооценка.
Итог урока
- Какую тему мы сегодня повторяли?
- Какую цель урока ставили перед собой?
- Достигли мы с вами данной цели урока?
- Продолжите предложения:
9 слайд – 10 слайд
Сегодня на уроке
Я научился ...
Я могу похвалить себя за ...
Были затруднения ...
Рефлексия
- Ребята у нас в классе есть дерево достижений. Если вам было все понятно на уроке. Возьмите зеленое яблочко и прикрепите на дерево. Если были затруднение желтое яблочко. Если тема была сложная и вы не справились с работой красное яблочко. Оцените свою работу.
- Вы сегодня молодцы! Спасибо за работу на уроке!
Домашняя работа (после открытого урока, на обратной стороне доски):
Словарные слова
Повторить изученные орфограммы, подготовиться к диктанту.
Тренажёр стр. 48 – 49.