Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Бирская детская школа искусств им. М. Баширова муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по предмету «Основы изобразительной грамоты»
на тему: «Силуэт» на примере Африканского пейзажа.
1 класс
Предпрофессиональная программа «Живопись», 8лет обучения.
преподаватель: Равилова Л.Г.
ДШИ им. М. Баширова
Бирск 2022г.
Тема урока: «Силуэт»
Цель урока:
Познакомить с понятием силуэт. Вспомнить и закрепить понятие тёплые цвета.
Развитие быстроты творческого мышления у детей.
Достижение максимальной выразительности линии и цвета в композиции.
Задачи урока:
1. Образовательные(обучающие): создать представление о силуэте, дать понятие о цвете как средстве выражения: «теплые» цвета; знакомство с цветовым кругом.
2. Развивающие: формировать навык понятие о фигурах в пространстве листа. Развитие навыков работы гуашью, кистью. Развитие образного мышления, фантазии.
3. Воспитательные: способствовать выработке у обучающихся желания и потребности обобщения изучаемых фактов. Развивать самостоятельность и творчество. Воспитание аккуратности при работе с графическими материалами.
Форма работы: урок-практикум, изучение нового материала.
Тип урока: урок изучения нового материала, формирования и практического применения новых знаний, умений и навыков.
Вид занятия: комбинированное.
Педагогические технологии: Система дополнительного образования детей определяет одним из своих направлений и важнейших задач именно развитие творческих способностей подрастающего поколения, что выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Современный педагог должен создавать плодотворную среду, формирующую личность, содействующую обучению и изысканиям, активизирующую развитие креативности ребенка.
Согласно новым государственным стандартам обучающиеся должны приобрести опыт работы с различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности.
Оборудование и средства обучения:
Работы учащихся из метод. фонда на тему: «Тёплые цвета».
Материалы к уроку для учащихся: бумага формат А-2. Гуашь, кисти. Мольберт.
Зрительный ряд: таблицы «Цветовой круг»; «Силуэт»; «Основные и составные цвета»; «Радуга»; выставка детских работ;
Музыкальный ряд: этническая музыка Африканского континента.
План урока:
1. Организационный момент, проверка готовности к уроку.
2. Объявление темы и задач урока.
3. Беседа по теме урока. Повторение понятия контрастных цветов, их расположения в цветовом круге и взаимовлиянии.
5. Объяснение новой темы о силуэте, показ иллюстраций по теме.
6. Инструктаж по построению и выполнению работы в цвете.
7. Самостоятельная работа учащихся.
8. Обобщение изученного материала.
9. Выставка работ и их сравнительный анализ.
10. Итоги занятия. Закрепление понятий силуэт.
Введение
Силуэ́т [франц. silhouette, от имени франц. генерального контролёра финансов Э. де Силуэта (Е. de Silhouette; 1709—67), на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля]. В широком смысле силуэт — характерное очертание предметов как в природе, так и в искусстве, подобное его тени. В узком смысле силуэт — вид графической техники: плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэт нарисованный (тушью или белилами) либо вырезанный из бумаги и наклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контуром, тёмное или светлое пятно на контрастном фоне. Искусство силуэта известно с древности в Китае (где оно ещё сохранило свои традиции), Японии и других странах Азии. В Европе искусство силуэта распространилось с 18 в. Излюбленными жанрами стали профильные портреты, бытовые сценки, иллюстрации, натюрморты (Ф. О. Рунге, А. Менцель, П. Коневка в Германии, Ф. П. Толстой, Е. М. Бем, Г. И. Нарбут в России). В сов. время в технике силуэт работали Е. С. Кругликова, Н. В. Ильин и др.
Ход урока
Здравствуйте ребята. Тема нашего сегодняшнего задания звучит так: «Силуэт», на примере Африканского пейзажа.
-Что такое силуэт, как Вы думаете?
Силуэт (франц. silhouette) — очертание предмета, подобное его тени.
- А что это за цвета «тёплые» и «холодные»?
После просмотра наглядного материала и возможных комментариев дать определение «тёплым» и «холодным» цветам.
Тёплые цвета это: красный, оранжевый, жёлтый.
Холодные цвета это: Синий, фиолетовый, голубой.
Творческое задание - лист бумаги закрашиваем нужными нам цветами по образцу. По высохшему слою рисуем силуэты животных и деревьев чёрной гуашью. Дополняем получившейся пейзаж различными элементами: облака, горы, линии, точки и т.д.
Самостоятельная художественная деятельность учащихся под музыкальное сопровождение.
Анализируем свою работу, что получилось хорошо, а с чем ещё нужно работать.
В конце урока закрепляем пройденный материал, вспоминаем что такое силуэт, теплые и холодные цвета.
Этапы выполнения
Работы учащихся
(возраст 7-8 лет)