СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по обществознанию по теме: Религия, её роль в жизни человека и общества. 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшую роль в духовной жизни общества играла и играет религия. Она появилась в глубокой древности. Истории неизвестны безрелигиозные народы и племена, на какой бы стадии развития они не находились.

Так что же такое религия? Какие формы и виды религии известны? Какие функции выполняет религия в обществе?

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по обществознанию по теме: Религия, её роль в жизни человека и общества. 10 класс»

План-конспект урока по обществознанию по теме: Религия, её роль в жизни человека и общества.

10 класс

Цели урока:

-дать обучающимся представление о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры;

-формировать объективные и корректные представления о роли религии в истории человека и общества;

- продолжить формировать умения обучающихся находить самостоятельно материал, выбирать главное, анализировать;

-развивать умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;


Материалы и оборудование:

-Видеоролик

-словарь

Ход урока

  1. Организация на урок.

- Проблемная ситуация: Что общего между религией и моралью? Чем они отличаются друг от друга?


II. Изучение нового материала


  1. Объяснение нового материала.

Важнейшую роль в духовной жизни общества играла и играет религия. Она появилась в глубокой древности. Истории неизвестны безрелигиозные народы и племена, на какой бы стадии развития они не находились.

Так что же такое религия? Какие формы и виды религии известны? Какие функции выполняет религия в обществе? На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.

1). Что такое религия? Структура религии.

Давайте же сначала дадим определение слову: РЕЛИГИЯ.

Религией обычно называют мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил, Бога. Сам термин происходит от латинского слова religio - благочестие, набожность.

Основными составляющими частями религии являются религиозное сознание, или религиозная вера, религиозный культ (обряды) и организации верующих.

Религиозную веру часто называют минимумом религии. Человек может не относиться к какой-то религиозной общине, не следовать религиозным нормам, не участвовать в обрядах, и, тем не менее, быть верующим, если ему присуще религиозное сознание.

Особенностью религиозной веры является то, что она всегда сопровождается определенным и переживаниями и чувствами человека по отношению к божеству: любовь, страх, благоговение.


2). ВИДЕОРОЛИК.

Функции религии в обществе

Известный французский философ Вольтер писал: «Если бы Бога не было, его стоило бы выдумать». Этими словами он подчеркивал важные общественные функции религии.

Мировоззренческая. Она формирует у людей определенную картину мира, дает ответ на вопросы о происхождении всего, что нас окружает, о сущности человека, его места в мире и смысле его жизни.

Утешительно-компенсаторная. Религия помогает человеку найти утешение и надежду в сложных жизненных обстоятельствах. Уповая на помощь Бога, верующий человек находит в себе силы изменить отношение к тем проблемам, с которыми он столкнулся, увидеть новые жизненные ориентиры.

Регулятивная. Религия регулирует поведение человека в обществе. Она формулирует основные жизненные принципы, например, «не убий», «не укради», «не солги». Верующие должны соблюдать определенные нормы, следовать установленным правилам. Причем религиозные нормы подкреплены авторитетом Высшей силы, Бога. Человек может надеяться, что люди не узнают о его прегрешениях, но Бог по определению вездесущ и всеведущ.

Интегрирующая (дезинтегрирующая). Религия часто выступает в роли объединяющей людей идеи. Правда, различия в верованиях могут порождать и конфликты, вражду, ненависть. Поэтому большую роль в обеспечении стабильного развития общества играет веротерпимость как государственная политики, и как черта личности.

Коммуникативная. Обеспечивает общение: верующих друг с другом, с Богом.

Культуротранслирующая. И, наконец, религия способствует накоплению и передачи от поколения к поколению целого пласта культурного наследия. К нему мы можем отнести религиозные верования и нормы, сочинения религиозных философов и писателей, храмы с их внутреннем убранством … Религиозные сюжеты стали источником вдохновения для многих художников, скульпторов, писателей, драматургов …


3). Заполнение кластера: социальные функции религии (в тетради)


4). Формы и виды религии. Выступление детей.

У разных народов в разные времена встречались различные формы и виды религии.

Самыми древними формами религии являются тотемизм, фетишизм, магия и анимизм.

Тотемизм – это вера в сверхъестественную связь коллектива людей, рода, с животным предком. Тотемом обычно называют объемное изображение этого животного и его самого. С ним были связаны различные обряды. Обычно мясо этого животного нельзя было употреблять в пищу, но в особые дни его, наоборот, ели, чтобы восстановить прежнее единство. В честь тотема устраивали праздники, переодевались в него, приносили жертвы или просто угощения. Скажем, некоторые племена восточных славян отмечали праздник «Комоедица». Весной, обычно в начале апреля, в лесу оставляли гороховую кашу – «комы», чтобы проснувшийся медведь не остался голодным.

Фетишизм – вера в сверхъестественные способности неодушевленных предметов. Люди считали, что некоторые вещи имеют особую, охранительную или вредящую силу. Их использовали в качестве амулетов, оберегов. Древние охотники носили на груди клыки или зубы убитых животных, считая, что они увеличат их силу или уберегут от нападения диких зверей. Охранительную роль играла и вышивка на одежде. Не случайно ее размещали там, где наиболее возможным было проникновение злых сил – на швах, отверстиях, прорезях.

Магия – вера в сверхъестественные способности человека воздействовать на окружающий мир и других людей. Для этого использовали слова (заговоры) или специальные действия. Иногда магические способности приписывались отдельным, особым людям. Иногда считали, что такие возможности есть у каждого человека, нужно только знать магические обряды и уметь их выполнять. Некоторые магические действия, например вызывание дождя, выполнялось коллективно. Различали белую, защищающую магию, и черную, вредоносную.

Анимизм – вера в существование особой нематериальной субстанции – души. Можно сказать, что анимизм – основа любой религии. Душа, считают верующие, есть у человека, она может существовать и после его смерти. Душой люди наделяли и окружающие предметы: животных, растения, даже реки, камни, горы, то есть предметы, на первый взгляд, абсолютно неодушевленные.

Некоторые проявления этих древних форм религии сохраняются и в современных верованиях.

Все существующие и ранее существовавшие религии можно также разделить на политеистические и монотеистические.

Политеизм, иначе его называют язычеством – это вера во множество богов. На уроках истории вы знакомились с языческими верованиями древних египтян, греков, славян. Языческие боги олицетворяют природные стихии: небо, землю, солнце, море. Позднее в языческих пантеонах (совокупности богов) появляются боги-покровители тех или иных занятий человека: земледелия, скотоводства, военного искусства, торговли, власти. Иногда боги имели равную силу, иногда выделялись главные и второстепенные божества.

Монотеизм – это вера в единого Бога. Древнейшей из монотеистических религий считают иудаизм – религию, возникшую у древних евреев в 11 – 9 веках до нашей эры. Из современных мировых религий монотеистическими являются христианство и ислам.

По территории распространения религии принято делить на национальные и мировые. К национальным религиям сейчас можно отнести, например, иудаизм, индуизм, даосизм, синтоизм. К мировым религиям обычно относят буддизм, христианство и ислам. Они распространяются в разных странах мира, независимо от национальной принадлежности их населения. Приверженцы мировых религий обычно ведут активную миссионерскую деятельность, стремясь распространить свою веру среди наибольшего количества людей. Буддизм, христианство и ислам проповедуют социальное равенство, они считают всех людей равными перед Богом.

5). Составление кластера: формы и виды религий (в тетради)

6). Составление кластера «Мировые религии». Работа со справочными материалами и учебником. Заполнение таблицы.


Линия сравнения

Буддизм

Христианство

Ислам

Время и место рождения




Источники вероучения




Основы учения




Количество последователей религии





Исламизация: Сегодня все чаще говорят о процессе «исламизация», который очень противоречив. С одной стороны, отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой – реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые бедствия. Содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира, цель которых – построение «исламского общества». В настоящее время весь цивилизованный мир ведет борьбу с экстремистским террористическим государством ИГил.

7). Признаки религии.

Являясь одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками:

-огромное число последователей во всем мире;

-эгалитарность (проповедует равенство всех людей всех социальных групп;

-космополитичность –носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;

-пропагандистская активность.

В зависимости от того, насколько глубоко в сознание верующих проникают религиозные верования, принято выделять несколько уровней религиозности:

· религиозный фанатизм (крайняя приверженность вере с явной агрессией к иноверцам);

· религиозное подвижничество;

· умеренная религиозность;

· ситуационное обращение к религии (соблюдение религиозных традиций без понимая их смысла);

· атеизм (отвержение веры в существование Бога (богов)).

Мы с вами видим, что в основе религиозного сознания лежит вера – это специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.

Следующий элемент, который мы с вами разберём, это религиозные отношения – социальные и межличностные отношения в духовно-религиозной сфере, осуществляемые посредством религиозной деятельности в соответствии с религиозными ценностно-нормативными установками. К ним принято относить: религиозные нормы и религиозные действия.

Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру.

Религиозные нормы контролируют как культовые действия, так и повседневную жизнь верующих людей. Например, как проходят определённые религиозные обряды, канонические тексты молитв, как совершаются таинства,сколько раз в день нужно молиться, какую пищу можно принимать, а какую нельзя, как правильно поститься и так далее.


Религиозные действия – это символические действия, с помощью которых верующими предпринимается попытка установить связь со сверхъестественными силами (или Богом) с целью воздействовать на них. Такие действия могут быть культовые и внекультовые.

Культовые религиозные действия – это религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием. Чаще всего они происходят по определённому, установленному образцу.

Внекультовые религиозные действия, как правило, предпринимаются верующим по своей инициативе. Они не регулируются религиозными нормами и могут осуществляться в разных формах. Внекультовые действия можно разделить на духовные и практические. К первым относят выработку религиозных идей, создание и чтение богословских сочинений, самоуглубление, медитацию. Ко вторым – защиту религии и её пропаганду, например, миссионерскую деятельность.

Все религиозные действия, как правило, выполнятся верующими в рамках деятельности различных религиозных организации – это организации, образованные в целях совместного исповедания и распространения религиозного учения.

Первой религиозной организацией стала община – объединение верующих, живущих на одной территории и совместно выполняющих религиозные обряды. Когда количество сторонников той или иной религии значительно возрастает, возникает церковь. Это иерархически организованное объединение верующих, которые разделяются на паству (мирян) и клир (жрецов, священнослужителей). Объединение верующих одного вероисповедания часто называют конфессией. Да и само вероисповедание тоже так называют.

Существует и такая разновидность религиозной организации, как секта. Секта – религиозная группа, отколовшаяся от религиозного направления и выступающая как оппозиционное течение по отношению к нему.

Многие современные религии, в том числе и мировые, первоначально возникали как секты. Буддизм был оппозиционен индуизму, христианство –

иудаизму, протестантизм – католицизму. Из-за своей оппозиционности сектанты часто гонимы религиозным большинством, иногда и государством (если преобладающая религия является государственной). Поэтому среди них распространены тенденции к изоляции, противопоставления себя окружающему миру. Приверженцы секты верят в свою исключительность, особую роль в деле спасения. Очень высока роль религиозного лидера. Прежде всего, это связано с тем, что религиозное учение ещё только формируется, не существует устоявшегося культа, традиций.

Существуют секты тоталитарного типа. Религиозное объединение требует от своих приверженцев полного отказа от контакта с внешним миром, отказа следовать иным нормам и правилам, в том числе и государственным законам. Культовые действия направлены на установление полного контроля над сознанием верующих, манипуляцию им. Разрыв отношений с сектой становится практически невозможным. В случае, если он произойдёт, человеку требуется длительная психологическая реабилитация.

Религий очень много: специалисты насчитывают на данный момент около тридцати тысяч религий, верований, религиозных ответвлений и сект в мире. При этом основные религии можно пересчитать на пальцах одной руки. Рассмотрим основные формы религии: исторические и современные.

Современные формы религии, это:

· Теистические – основанные на вере в конкретного Бога или богов.

· Этические – могут не содержать понятия Бога (богов), заключаются в нормах и требованиях по отношению как к себе, так и к другим людям.

· Политеистические – вера во множество богов.

· Монотеистические – вера в одного Бога.

· Родоплеменные культы – объединяют небольшое количество людей в рамках одного рода или племени.

· Национально-государственные – это религии, сложившиеся в рамках одного народа, не распространившиеся на другие народы (например, иудаизм – это комплекс религиозных, правовых, морально-этических, философских представлений, определивших уклад жизни евреев).

· Мировые – религии, распространившиеся среди народов различных стран.

Для мировых религий характерны такие черты как космополитизм, эгалитаризм и прозелитизм.

· космополитизм – не придаёт значения национальной принадлежности верующих;

· эгалитаризм – признание всех верующих равными перед лицом Бога;

· прозелитизм – стремление увеличить число приверженцев, активная миссионерская деятельность.

Как правило, к мировым религиям принято относить буддизм, христианство и ислам.


8). Новые религии.

Дзэн-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм….

Основаны на мистике (общение с Богом через озарение, откровение, экстаз)

Возглавляются хоризматическими лидерами

Обещают достижения счастья в земной жизни

Тяготеют к синкретизму (смешению)

9). Атеизм и свободомыслие.

Вопросы религии в нашей стране регулируются Конституцией и специальными законами. Российская Федерация – это светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Любые религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Это означает, что не существует законной церковной власти над органами государства и гражданами; что церковь не исполняет каких-либо государственных функций; что государство не финансирует деятельность церкви и так далее.

Вместе с тем, согласно Конституции, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Очень подробно отношения между государством и религией описаны в Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях». «Переведём» отдельные положения этой статьи закона на привычный язык.

Свобода совести – это естественное право человека иметь любые убеждения и руководствоваться ими. Человек может свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, может менять свои убеждения.

Если какая-то религиозная организация представляет опасность для людей или государства, её деятельность может быть ограничена.

Все религии и религиозные идеи равны между собой.

Только родители могут обучать своих маленьких детей религии.

Наконец, взаимоотношения школы и религии закреплены в Законе «Об образовании в Российской Федерации». В статье 3 этого Закона говорится о светском, то есть не религиозном характере образования в России.

  1. Обобщение.

  2. Итог.

Подведем итог. (Дети)

О чем мы говорили сегодня на уроке?

• Религией обычно называют мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил, Бога.

• Самыми древними формами религии являются тотемизм, фетишизм, магия и анимизм.

• Принято выделять политеистические и монотеистические, национальные и мировые религии.

• Религия выполняет важные общественные функции: она формирует картину мира верующих, регулирует их поведение, дает людям утешение и надежду, объединяет людей, способствует накоплению и передачи социокультурного опыта.

III. Закрепление нового материала.

Вокруг нас живут люди с разными религиозными взглядами и атеисты (те, кто отрицает существование Бога). Так важно помнить, что все мы – часть общества, живущего на этой прекрасной планете. И чтобы это общество продолжало существовать, нам надо научиться жить в мире.

  1. Синквейн.

Религия. Христианство. Атеизм. Милосердие. Любовь. Сострадание. (предложить детям выбрать самостоятельно слово)

1. Что такое религия?

2. Какова роль религиозных организации и объединений в жизни современного общества?

3. Что такое свобода совести?

IV. Итог урока.

- В чем состоит роль религии в современном обществе?

-В чем заключается религиозная вера?

- Почему существует много разных религий?

- Что необходимо делать для предотвращения конфликтов на религиозной почве?

IV. Домашнее задание:

П. 10,написать эссе на тему:

«Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе». (Т. Харди); подготовить сообщения на тему: «Мировые религии».

V. Рефлексия.

-урок понравился, мне было интересно;

-мало узнал на уроке, только время потерял;

-много узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме;

-урок не понравился, мне было скучно…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!