СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по обществознанию (8класс) Тема:«Нравственные качества человека: милосердие».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Милосердие — это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание».Дети делают коллективную творческую работу рисунок или аппликацию «Оазис». Объясняют, какие милосердные дела совершенные ими превратились в цветы, ручьи и т.д.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по обществознанию (8класс) Тема:«Нравственные качества человека: милосердие».»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2









План-конспект урока по обществознанию (8класс)

Тема:«Нравственные качества человека: милосердие».







Подготовила:



УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

МОУ СШ№2

Кондаурова Н.П



















СНЕЖНОЕ 2018

План-конспект урока по обществознанию (8класс)

Тема:«Нравственные качества человека: милосердие».

Цели и задачи урока: Сформировать представление обучающихся о нравственных качествах человека, их роли и значении в жизни человека и общества, показать, что милосердие, доброта – первооснова человека, основа человеческих отношений; развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей; способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию; продолжать развивать духовно-нравственных качества у обучающихся, подвести к мысли, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Основные понятия: нравственные качества человека, милосердие, сострадание.

Виды деятельности: беседа, групповая работа, просмотр мультипликационного фильма.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, видео-презентация « Нравственные качества человека» набор картинок для создания аппликации «Оазис». учебник, толковые словари С.И.Ожегова, В.И.Даля, мультипликационный фильм «Притча о добром самарянине»

I. Организационный момент /звучит муз. заставка из презентации

II.Основная часть:

II. Введение в тему. Постановка целей и задач урока.

- Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения

Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет – одень,
Если голоден – накорми,
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил.

- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести разговор на уроке?

-Тему этого урока запишем в тетради: «Нравственные качества человека: Милосердие».



Вопросы, на которые мы должны сегодня ответить:

- Что такое нравственные качества ?

- Что обозначают понятия «милосердие» и быть «милосердным»?

  1. Работа над новой темой урока.

1. Исследовательская работа в группах.

а) Работа со статьями из различных толковых словарей (У каждой группы определение слова “милосердие”).

Первая группа.

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: “Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердие”.

Вторая группа.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».

Третья группа.

Д. Ушаков: «Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».

Четвертая группа.

Толковый словарь Дмитриева: «Милосердие — это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание».

Пятая группа.

Современный толковый словарь: «Милосердие сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п.»

- Какие слова – синонимы к слову «милосердие» вы могли бы назвать, пользуясь толкованием этого слова?

(Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому).

б) Исследование слова “милосердие”.

- Разберите слово милосердие по составу.

(В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – это добровольный дар, щедрость. Из любви к ближнему рождается милосердие).

2. Просмотр мультипликационного фильма «Притча о добром самарянине». Обсуждение.

- Кому принес пользу поступок самарянина?

  • Пострадавшему

  • Самарянину

  • Владельцу гостиницы

- Объясните свой выбор.

- Какими качествами обладал самарянин?

  • Равнодушие

  • Доброта

  • Жадность

  • Скромность

- Так кто же оказался по - настоящему ближним для избитого человека?

(Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего).

- Кто же такой ближний? (Ближний тот, кто не оставит в беде, и кто нуждается в твоей помощи).

- Бывает ли чужая беда?

- А если человек делал тебе больно, был груб с тобой, можно ли ему протянуть руку помощи.

3. Беседа «В чем проявляется милосердие и сострадание»

- Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»?

- Только ли к людям нужно проявлять милосердие и сострадание?

- В чём же проявляется милосердие и сострадание? (в заботе о стариках, помощи больным, бездомным людям и животным, нуждающимся…)

тому?



Сейчас я попрошу вас обязательно высказывать свое мнение, при этом помнить:

  • Говорите просто, ясно, последовательно;

  • Не позволяйте себе вольных выражений;

  • Уважайте собеседников и их мнение.

Учащаяся проводит физкультминутку

Милосердие в моем понимании –

Это ласка, любовь, сострадание.

Это - маме усталой помочь,

Это - бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь,

И того, кто обидел - простить.

Это - птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.

- Ещё с давних времен на Руси было принято помогать страждущим, нуждающимся. Люди не обращали при этом внимание ни на своё положение в обществе, ни на статус и положение нуждающегося, не жалели сил, времени, средств. Богатые помогали больным, раненым, нищим. Так сёстрами милосердия были дамы из дворянских семей, княгини.

- В военное время в России женщин, ухаживающих за больными и ранеными, называли сестрами милосердия.

- Орден сестер милосердия основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Создала Марфо-Мариинскую обитель, где оказывали помощь нуждающимся.

- В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров.

Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся.

4. Работа по учебнику.

- Прочитайте в учебнике рассказ о святой Ульяне.

- Кем она была? Чем занималась?

- Можете ли вы привести свои примеры подобных случаев?

Вывод: Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь.

5. Милосердие в повседневной жизни.

-А как вы думаете, ребята, нужно ли милосердие в наше время, кто нуждается в милосердии?

К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существуют благотворительные фонды:

фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой; организация заботится о детях, страдающих раком

А также фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой. Одним из основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и их родителей.

Благотворительные акции проводятся и на телевидение. Отправляя слово «Добро» sмs сообщением, вы можете помочь тяжелобольным детям.

В 2014-2016 году первый канал российского телевиения провел также благотворительный марафон «Всем миром» по сбору денежных средств для жителей Донбасса.

Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.

Леонид Михайлович Рошаль – российский педиатр и хирург, Президент международного Благотворительного Фонда помощи детям при катастрофах и войнах. Целью этого фонда является оказание специализированной хирургической помощи детям в чрезвычайных ситуациях (катастрофах, войны, террористические акты и т. д.)

Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.

8. Работа над рассказом «Не очерствей»

- Как вы считаете, нужно ли милосердие в наше время?

Не очерствей!

В моём подъезде на 5 этаже живёт старушка. Муж её умер пять лет назад, а года два назад её дочка вместе со своим мужем и двумя маленькими детьми попали в аварию, разбились. Когда я шла в университет, на двери подъезда было объявление, написанное от руки: "Потеряла 100 рублей, кто найдёт — верните, пожалуйста, в квартиру 76, пенсия маленькая, хлеб не на что купить". В 76 квартире жила та старушка. Я достала из кошелька 100 рублей и поднялась на 5 этаж. Отдала старушке деньги, она заплакала: "Ты уже двенадцатый человек, который принёс мне деньги. Спасибо". Я улыбнулась и уже подошла к лифту, когда бабушка сказала мне: "Доченька, сорви объявление с двери, его не я писала". Старушка стояла и плакала. Доброта и сочувствие людей дает мне надежду.

- Почему старушка плакала?

IV Работа над закреплением изученного.

1.Собери пословицы.

- Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц.



Дающая рука не отболит,

будешь всем милее.

Доброе сердце лечит

кто добра не творит не кому.

Живи добрее,

берущая не отсохнет.

Доброе слово лечит,

о чужой беде болит.

Худо тому,

а злое калечит.




2. Вычеркните  те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию:

подать  милостыню

утешить плачущего

отдать игрушку брата

прощать от сердца обиды

не мстить за зло

творить добро не на показ

накормить  голодного

напоить жаждущего

посетить больного

дать из-за боязни показаться жадным

помочь немощному по хозяйству

сделать доброе ради похвалы или благодарности

предупредить об опасности

дать в обмен на что-то

дать добрый совет

подарить то, что самому негоже

одеть бедного

поделиться последним куском хлеба



V. Подведение итогов урока(Рефлексия)

- Заканчивая нашу беседу-размышление, хочется ещё раз обратиться к слову милосердие.

- Продолжите фразу « Милосердие – это….»

- Почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость? (Милосердие в христианстве – добродетель)

- Закончите фразу «Ближний для меня….»?

- А как вы думаете, стоит ли быть милосердным в наше время?

- Кому милосердие и сострадание нужнее всего?

- Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких случаях?

Подвести детей к выводу, что без милосердия невозможно жить в мире.

- Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуется в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, нуждающиеся в помощи.

В любую минуту, всегда

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя

Ты счастлив , что день

Не напрасно был прожит

Что годы живешь ты не зря.


- Пусть ваши дни и годы будут прожиты не зря, ведь умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья. Вот почему без сострадания, милосердия невозможно прожить в мире.


- Представьте ребята, что каждый милосердный поступок превращается в цветущий оазис в пустыне. Давайте создадим свой оазис. Пусть наши добрые, милосердные дела превратятся в ручьи, цветы, голубое небо и теплое солнце, птиц и зелень деревьев.

Дети делают коллективную творческую работу рисунок или аппликацию «Оазис». Объясняют, какие милосердные дела совершенные ими превратились в цветы, ручьи и т.д.

VI. Домашнее задание.

Составить вопросы к кроссворду:










П

О

Н

И

М

А

Н

И

Е






С

О

Ч

У

В

С

Т

В

И

Е













М

О

Р

А

Л

Ь













Д

О

Б

Р

О

Т

А











Щ

Е

Д

Р

О

С

Т

Ь












У

В

А

Ж

Е

Н

И

Е











С

О

С

Т

Р

А

Д

А

Н

И

Е







С

В

О

Б

О

Д

А






С

О

П

Е

Р

Е

Ж

И

В

А

Н

И

Е












З

А

П

О

В

Е

Д

И










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!