МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2
План-конспект урока по обществознанию (8класс)
Тема:«Нравственные качества человека: милосердие».
Подготовила:
УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
МОУ СШ№2
Кондаурова Н.П
СНЕЖНОЕ 2018
План-конспект урока по обществознанию (8класс)
Тема:«Нравственные качества человека: милосердие».
Цели и задачи урока: Сформировать представление обучающихся о нравственных качествах человека, их роли и значении в жизни человека и общества, показать, что милосердие, доброта – первооснова человека, основа человеческих отношений; развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей; способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию; продолжать развивать духовно-нравственных качества у обучающихся, подвести к мысли, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Основные понятия: нравственные качества человека, милосердие, сострадание.
Виды деятельности: беседа, групповая работа, просмотр мультипликационного фильма.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, видео-презентация « Нравственные качества человека» набор картинок для создания аппликации «Оазис». учебник, толковые словари С.И.Ожегова, В.И.Даля, мультипликационный фильм «Притча о добром самарянине»
I. Организационный момент /звучит муз. заставка из презентации
II.Основная часть:
II. Введение в тему. Постановка целей и задач урока.
- Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения
Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет – одень,
Если голоден – накорми,
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил.
- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести разговор на уроке?
-Тему этого урока запишем в тетради: «Нравственные качества человека: Милосердие».
Вопросы, на которые мы должны сегодня ответить:
- Что такое нравственные качества ?
- Что обозначают понятия «милосердие» и быть «милосердным»?
Работа над новой темой урока.
1. Исследовательская работа в группах.
а) Работа со статьями из различных толковых словарей (У каждой группы определение слова “милосердие”).
Первая группа.
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: “Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердие”.
Вторая группа.
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».
Третья группа.
Д. Ушаков: «Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».
Четвертая группа.
Толковый словарь Дмитриева: «Милосердие — это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание».
Пятая группа.
Современный толковый словарь: «Милосердие сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п.»
- Какие слова – синонимы к слову «милосердие» вы могли бы назвать, пользуясь толкованием этого слова?
(Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому).
б) Исследование слова “милосердие”.
- Разберите слово милосердие по составу.
(В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – это добровольный дар, щедрость. Из любви к ближнему рождается милосердие).
2. Просмотр мультипликационного фильма «Притча о добром самарянине». Обсуждение.
- Кому принес пользу поступок самарянина?
Пострадавшему
Самарянину
Владельцу гостиницы
- Объясните свой выбор.
- Какими качествами обладал самарянин?
Равнодушие
Доброта
Жадность
Скромность
- Так кто же оказался по - настоящему ближним для избитого человека?
(Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего).
- Кто же такой ближний? (Ближний тот, кто не оставит в беде, и кто нуждается в твоей помощи).
- Бывает ли чужая беда?
- А если человек делал тебе больно, был груб с тобой, можно ли ему протянуть руку помощи.
3. Беседа «В чем проявляется милосердие и сострадание»
- Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»?
- Только ли к людям нужно проявлять милосердие и сострадание?
- В чём же проявляется милосердие и сострадание? (в заботе о стариках, помощи больным, бездомным людям и животным, нуждающимся…)
тому?
Сейчас я попрошу вас обязательно высказывать свое мнение, при этом помнить:
Говорите просто, ясно, последовательно;
Не позволяйте себе вольных выражений;
Уважайте собеседников и их мнение.
Учащаяся проводит физкультминутку
Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь,
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
- Ещё с давних времен на Руси было принято помогать страждущим, нуждающимся. Люди не обращали при этом внимание ни на своё положение в обществе, ни на статус и положение нуждающегося, не жалели сил, времени, средств. Богатые помогали больным, раненым, нищим. Так сёстрами милосердия были дамы из дворянских семей, княгини.
- В военное время в России женщин, ухаживающих за больными и ранеными, называли сестрами милосердия.
- Орден сестер милосердия основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Создала Марфо-Мариинскую обитель, где оказывали помощь нуждающимся.
- В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров.
Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся.
4. Работа по учебнику.
- Прочитайте в учебнике рассказ о святой Ульяне.
- Кем она была? Чем занималась?
- Можете ли вы привести свои примеры подобных случаев?
Вывод: Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь.
5. Милосердие в повседневной жизни.
-А как вы думаете, ребята, нужно ли милосердие в наше время, кто нуждается в милосердии?
К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существуют благотворительные фонды:
фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой; организация заботится о детях, страдающих раком
А также фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой. Одним из основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и их родителей.
Благотворительные акции проводятся и на телевидение. Отправляя слово «Добро» sмs сообщением, вы можете помочь тяжелобольным детям.
В 2014-2016 году первый канал российского телевиения провел также благотворительный марафон «Всем миром» по сбору денежных средств для жителей Донбасса.
Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.
Леонид Михайлович Рошаль – российский педиатр и хирург, Президент международного Благотворительного Фонда помощи детям при катастрофах и войнах. Целью этого фонда является оказание специализированной хирургической помощи детям в чрезвычайных ситуациях (катастрофах, войны, террористические акты и т. д.)
Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.
8. Работа над рассказом «Не очерствей»
- Как вы считаете, нужно ли милосердие в наше время?
Не очерствей!
В моём подъезде на 5 этаже живёт старушка. Муж её умер пять лет назад, а года два назад её дочка вместе со своим мужем и двумя маленькими детьми попали в аварию, разбились. Когда я шла в университет, на двери подъезда было объявление, написанное от руки: "Потеряла 100 рублей, кто найдёт — верните, пожалуйста, в квартиру 76, пенсия маленькая, хлеб не на что купить". В 76 квартире жила та старушка. Я достала из кошелька 100 рублей и поднялась на 5 этаж. Отдала старушке деньги, она заплакала: "Ты уже двенадцатый человек, который принёс мне деньги. Спасибо". Я улыбнулась и уже подошла к лифту, когда бабушка сказала мне: "Доченька, сорви объявление с двери, его не я писала". Старушка стояла и плакала. Доброта и сочувствие людей дает мне надежду.
- Почему старушка плакала?
IV Работа над закреплением изученного.
1.Собери пословицы.
- Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц.
Дающая рука не отболит, | будешь всем милее. |
Доброе сердце лечит | кто добра не творит не кому. |
Живи добрее, | берущая не отсохнет. |
Доброе слово лечит, | о чужой беде болит. |
Худо тому, | а злое калечит. |
2. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию:
подать милостыню | утешить плачущего | отдать игрушку брата |
прощать от сердца обиды | не мстить за зло | творить добро не на показ |
накормить голодного | напоить жаждущего | посетить больного |
дать из-за боязни показаться жадным | помочь немощному по хозяйству | сделать доброе ради похвалы или благодарности |
предупредить об опасности | дать в обмен на что-то | дать добрый совет |
подарить то, что самому негоже | одеть бедного | поделиться последним куском хлеба |
V. Подведение итогов урока(Рефлексия)
- Заканчивая нашу беседу-размышление, хочется ещё раз обратиться к слову милосердие.
- Продолжите фразу « Милосердие – это….»
- Почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость? (Милосердие в христианстве – добродетель)
- Закончите фразу «Ближний для меня….»?
- А как вы думаете, стоит ли быть милосердным в наше время?
- Кому милосердие и сострадание нужнее всего?
- Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких случаях?
Подвести детей к выводу, что без милосердия невозможно жить в мире.
- Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуется в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, нуждающиеся в помощи.
В любую минуту, всегда
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя
Ты счастлив , что день
Не напрасно был прожит
Что годы живешь ты не зря.
- Пусть ваши дни и годы будут прожиты не зря, ведь умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья. Вот почему без сострадания, милосердия невозможно прожить в мире.
- Представьте ребята, что каждый милосердный поступок превращается в цветущий оазис в пустыне. Давайте создадим свой оазис. Пусть наши добрые, милосердные дела превратятся в ручьи, цветы, голубое небо и теплое солнце, птиц и зелень деревьев.
Дети делают коллективную творческую работу рисунок или аппликацию «Оазис». Объясняют, какие милосердные дела совершенные ими превратились в цветы, ручьи и т.д.
VI. Домашнее задание.
Составить вопросы к кроссворду:
| | | | | | | П | О | Н | И | М | А | Н | И | Е | | |
| | | С | О | Ч | У | В | С | Т | В | И | Е | | | | | |
| | | | | | | М | О | Р | А | Л | Ь | | | | | |
| | | | | | | Д | О | Б | Р | О | Т | А | | | | |
| | | | | | Щ | Е | Д | Р | О | С | Т | Ь | | | | |
| | | | | | | У | В | А | Ж | Е | Н | И | Е | | | |
| | | | | | | С | О | С | Т | Р | А | Д | А | Н | И | Е |
| | | | | | С | В | О | Б | О | Д | А | | | | | |
С | О | П | Е | Р | Е | Ж | И | В | А | Н | И | Е | | | | | |
| | | | | | З | А | П | О | В | Е | Д | И | | | | |