СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по МПС в 9 классе.Тема: «Ошибки в выборе профессии, понятие –мотив при выборе профессии. Способности к профессиям социального типа.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по МПС в 9 классе.Тема: «Ошибки в выборе профессии, понятие –мотив при выборе профессии.  Способности к профессиям социального типа.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по МПС в 9 классе.Тема: «Ошибки в выборе профессии, понятие –мотив при выборе профессии. Способности к профессиям социального типа.»

План-конспект урока по МПС в 9 классе. Дата-8.10.18г.

Тема: «Ошибки в выборе профессии, понятие –мотив при выборе профессии.  Способности к профессиям социального типа.

Тип: урок- повторения и сообщение нового материала.

Цель: закрепление знаний учеников по теме «Ошибки в выборе профессии», выявление основных причин неправильного выбора. Расширение представлений о своих способностях.

Задачи :

  • дидактическая – обобщить знания учащихся о ошибках в выборе профессии;

  • развивающая – способствовать развитию навыков коммуникативности, анализа  ситуаций, саморефлексии;

  • воспитательная – воспитывать у учеников бережное, ответственное отношение к своему выбору.

План:

  • Особенности ошибок в выборе профессии. Основные виды ошибок

  • Анализ ситуаций, выполнение заданий

Ход урока

« Добрый день, ребята! Давайте для начала отметим тех, кто сегодня присутствует. [пауза]

Вспомним предыдущие занятия:

Уровни развития способностей: репродуктивный творческий.

Стадии развития способностей:

  • Задатки,

  • Способности,

  • склонности

  • Одаренность,

  • Талант,

  • Гениальность.

На сегодняшнем уроке мне бы очень хотелось поговорить с вами об очень важной проблеме в жизни человека, а именно об ошибке в выборе профессии. Думаю, многие из вас согласятся с тем, что очень сложно выбрать из множества профессий одну, да ещё и такую, чтобы душа к ней лежала. Есть вероятность того, что человек ошибётся.

Уточним значение слова «ошибка». Если вы неровно отрежете кусок хлеба, то никто не посчитает это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, то у него могут возникнуть проблемы с клиентом. Еще тяжелей будут последствия такой ошибки в работе закройщика. Страшно представить, что случится, если лишнее отрежет хирург!

Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Так же, молодые люди слишком мало информированы о содержании будущей профессии.

Чаще всего младшие школьники хотят быть учителями, врачами, знаменитостями, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, летчиками.

Ребята, кем же вы хотели стать в детстве?

Педагог заслушивает ответы учащихся.

В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до трех-пяти, о содержании которых знают понаслышке. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий.

Как вы считаете, какие профессии чаще всего вызывают такие предубеждения?

Предполагаемые ответы: актер, музыкант, модель, фотограф, рабочий и т.д.

Да, все верно. Действительно, чаще всего опасения родителей вызывают творческие профессии, поскольку в них сложно добиться успеха (пробуют многие, а получается у единиц). Стоит отметить, что предубеждения касательно рабочих профессий стали складываться только после революции. Веками Россия славилась своими ремесленниками. Это обеспечивало особый уклад в нашей экономике еще в начале XX века, когда наша продукция с успехом конкурировала на европейском рынке.

Далее, мы вспомним основные ошибки в выборе профессии.

Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии (табл. 1).

Типичные ошибки при выборе профессии

Незнание мира профессий

Незнание себя

Незнание правил выбора профессии

Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии.

Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос своего отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии.

Незнание себя. Мы уже говорили о том, как многогранен и разнообразен внутренний мир человека. И у каждого он свой – неповторимый, индивидуальный. Каждый из вас должен познать его в самом себе. Повторяю, сделать это не просто. Нужно стараться наблюдать за собой как бы со стороны, взвешивать и оценивать свои способности. Со временем эти оценки могут меняться. Это закономерно: ведь человек живет, развивается, у него меняются интересы, взгляды, желания, он лучше осознает себя. Например, вы малообщительный человек, склонны к уединению. А выбираете профессию менеджера, требующую постоянных и разнообразных контактов с людьми.

Вы уже знаете, что человек не рождается с готовыми, сформированными способностями. У него в младенчестве есть только определенные задатки, генетические наклонности.

Как вы считаете, когда их следует начинать развивать?

Педагог заслушивает ответы учащихся.

Конечно, лучше с младшего возраста, потому что возможности обучения с возрастом падают. Например, если автоматизм управления автомобилем у десятилетних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых – только за 50 часов. 

Попытайтесь познать особенности своей личности, свои способности, состояние здоровья, чтобы все это учесть при выборе профессионального пути. И если вам удастся избежать промахов, то есть большая вероятность того, что вы правильно выберете профессию в соответствии со своими склонностями и способностями («хочу» и «могу»).

Задание 1.  Упражнение по профориентации "Основной мотив твоего выбора»

Мотив – (от лат. movere - приводить в движение, толкать) побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется.

 Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:

  1. Социальные (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);

  2. Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);

  3. Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);

  4. Познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессио­нальной деятельности);

  5. Творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);

  6. Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);

  7. Престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);

  8. Утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).

Выявление вашего мотива выбора профессии.

Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).

Список включает 16 фраз:

  • «Желание быть полезным для общества»

  • «Занять достойное место в обществе»

  • «Общение с людьми»

  • «Помощь людям»

  • «Желание создавать прекрасное»

  • «Быть в гармонии со своей работой»

  • «Желание узнавать новую и полезную информацию»

  • «Желание уметь то, что многим покажется невозможным»

  • «Возможность проявить себя как творческую личность»

  • «Желание создать что либо уникальное»

  • «Высокая заработная плата»

  • «Возможные льготы»

  • «Возможность карьерного роста»

  • «Одобрение среди близких и друзей»

  • «Возможность иметь экологически чистую и не вредную работу»

  • « Лёгкая работа, не доставляющая особых трудностей»

Учитель дает задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание - зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. Потом удаляем ещё один из двух. Подводим итог этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый). Вывод делается учителем исходя из ответов детей. 

Способности к профессиям социального типа

Человек, не умеющий улыбаться,

не должен открывать магазин.

Люди, успешные в профессиях социального типа, уважают и ценят людей: учеников и студентов, клиентов и пациентов, пассажиров и покупателей, испытывают повышенные чувство ответственности за свою работу.

Большинство профессий социального типа связано с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.

  • Какие типы темперамента располагают человека к общению?

  • Какие личностные особенности затрудняют общение?

Все люди настолько различны по темпераменту, восприятию, способу переработки информации, склонностям, способностям, воспитанию, что было бы удивительно, если бы между ними не возникали разногласия. Человечество давно бы исчезло с лица земли, если бы люди не научились договариваться, учитывать не только свои, но и чужие интересы. Конфликты — это столкновение интересов. Принято считать, что конфликты — вещь неизбежная. Поведение человека в конфликтах изучает раздел психологии, который называется конфликтология.

Особенности нервной системы и эмоциональной сферы во многом определяют нашу предрасположенность к конфликтному поведению. Существует пять способов разрешения конфликтов:

  1. Соперничество, или конкуренция – стремление добиться своего за счет другого, «силовой» способ разрешения конфликта. Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.

  2. Сотрудничество, или кооперация – поиск решения, устраивающего обе стороны. Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.

  3. Компромисс – метод взаимных уступок. Компромисс дает возможность частично учесть интересы обеих сторон. Стратегия уместна в том случае, если сохранение отношений с партнером важнее возможной выгоды, или когда другие способы разрешения конфликта не эффективны. Свидетельствует о гибкости, дипломатичности применяющих ее людей.

  4. Уход, или избегание – уклонение от принятия решений. Эта стратегия используется в том случае, когда цена вопроса не велика или нужна пауза для принятия окончательного решения. Достоинством этой стратегии можно считать сохранение отношений, однако в этом случае ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. Чаще всего стратегию «избегания» используют люди неуверенные в себе или находящиеся в тисках непреодолимых обстоятельств.

  5. Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия уместна в том случае, когда ради видимости сохранения партнерских отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. Данная стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.

При избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. При компромиссе обе стороны получают частичную выгоду. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

Конфликты - это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Ч.Ликсон.

Задание 2. Ролевая игра «Конфликт». Взаимодействие в профессиях социального типа строится в системе «продавец – покупатель», «врач – пациент», «учитель – ученик (родители)», «начальник – подчиненный», «парикмахер – клиент» и т.д. Рассмотрите данные ситуации и оцените поведение участников диалога. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента.

1. «Грамотные стали».

Покупатель: «Почему вы продаете стограммовые упаковки майонеза по цене двухсотграммовых?».

Продавец: «С чего вы взяли?»

Покупатель: «Ну вот же, на ценнике написано - вес - 200 г, цена – 10 рублей. А упаковки стограммовые. Я вчера купила, думала, вы ошиблись. А сейчас вижу, что вы просто ценники перепутали».

Продавец: «Ничего мы не перепутали. По сколько надо, по столько и продаем. А не нравится – идите в другой магазин, поищите подешевле. Грамотные стали».

2. «Только не надо нас пугать».

Учитель: «Я пригласил Вас, чтобы выяснить, почему ваш сын пропускает уроки литературы».

Мама ученика: «А что ему делать на ваших уроках? Толстого и Достоевского читать? Вы знаете, что он у меня профессионально занимается танцами, его ждет артистическая карьера. Пусть он лучше поспит лишний часок или погуляет».

Учитель: «Но вы понимаете, что оценка по литературе в аттестате будет стоять не за его танцевальные успехи. Он получит то, что заслуживает».

Мама ученика: «Ой, только не надо нас пугать. Думаете, на вас управа не найдется?»

3. «Вас никто здесь не держит».

Представитель рабочих: «Я пришел к Вам от имени трудового коллектива, чтобы выяснить, почему нам третий месяц не платят зарплату?

Начальник: «Мне очень жаль, но денег нет – предприятие, которому мы поставляем нашу продукцию, обанкротилось».

Представитель рабочих: «Но администрация предприятия исправно получает зарплату, вы недавно поменяли мебель в офисе и приобрели новую иномарку».

Начальник: «Эти средства взяты не из фонда заработной платы».

Представитель рабочих: «Нам все равно, из каких фондов вы нам заплатите – верните заработанные нами деньги. Если бы не школьные завтраки, наши дети падали бы в голодные обмороки».

Начальник: «Я же сказал вам, что денег пока нет. И неизвестно, будут ли вообще. Не хотите ждать – вас никто здесь не держит. Тогда точно ничего не получите».

Предложите свои стратегии поведения в данных ситуациях. Разыграйте эти сценки, используя более эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Задание 3. Вопросы на понимание темы урока. Вспомните случай, когда ваше поведение в конфликтной ситуации привело к нежелательным для вас последствиям – разрыву отношений с близкими людьми, вызову родителей в школу, проблеме с правоохранительными органами и т.д. Как бы вы поступили, если бы можно было повернуть время вспять? Чему вас научила эта ситуация?

Подведение итога урока.

Рефлексия.





















Список «Желание быть полезным для общества»

«Занять достойное место в обществе»

«Общение с людьми»

«Помощь людям»

«Желание создавать прекрасное»

«Быть в гармонии со своей работой»

«Желание узнавать новую и полезную информацию»

«Желание уметь то, что многим покажется невозможным»

«Возможность проявить себя как творческую личность»

«Желание создать что либо уникальное»

«Высокая заработная плата»

«Возможные льготы»

«Возможность карьерного роста»

«Одобрение среди близких и друзей»

«Возможность иметь экологически чистую и не вредную работу»

« Лёгкая работа, не доставляющая особых трудностей»


Список ис «Желание быть полезным для общества»

«Занять достойное место в обществе»

«Общение с людьми»

«Помощь людям»

«Желание создавать прекрасное»

«Быть в гармонии со своей работой»

«Желание узнавать новую и полезную информацию»

«Желание уметь то, что многим покажется невозможным»

«Возможность проявить себя как творческую личность»

«Желание создать что либо уникальное»

«Высокая заработная плата»

«Возможные льготы»

«Возможность карьерного роста»

«Одобрение среди близких и друзей»

«Возможность иметь экологически чистую и не вредную работу»

« Лёгкая работа, не доставляющая особых трудностей»


Список

«Желание быть полезным для общества»

«Занять достойное место в обществе»

«Общение с людьми»

«Помощь людям»

«Желание создавать прекрасное»

«Быть в гармонии со своей работой»

«Желание узнавать новую и полезную информацию»

«Желание уметь то, что многим покажется невозможным»

«Возможность проявить себя как творческую личность»

«Желание создать что либо уникальное»

«Высокая заработная плата»

«Возможные льготы»

«Возможность карьерного роста»

«Одобрение среди близких и друзей»

«Возможность иметь экологически чистую и не вредную работу»

« Лёгкая работа, не доставляющая особых трудностей

Список

«Желание быть полезным для общества»

«Занять достойное место в обществе»

«Общение с людьми»

«Помощь людям»

«Желание создавать прекрасное»

«Быть в гармонии со своей работой»

«Желание узнавать новую и полезную информацию»

«Желание уметь то, что многим покажется невозможным»

«Возможность проявить себя как творческую личность»

«Желание создать что либо уникальное»

«Высокая заработная плата»

«Возможные льготы»

«Возможность карьерного роста»

«Одобрение среди близких и друзей»

«Возможность иметь экологически чистую и не вредную работу»

« Лёгкая работа, не доставляющая особых трудностей


«Желание быть полезным для общества»

«Занять достойное место в обществе»

«Общение с людьми»

«Помощь людям»

«Желание создавать прекрасное»

«Быть в гармонии со своей работой»

«Желание узнавать новую и полезную информацию»

«Желание уметь то, что многим покажется невозможным»

«Возможность проявить себя как творческую личность»

«Желание создать что либо уникальное»

«Высокая заработная плата»

«Возможные льготы»

«Возможность карьерного роста»

«Одобрение среди близких и друзей»

«Возможность иметь экологически чистую и не вредную работу»

« Лёгкая работа, не доставляющая особых трудностей





















1. «Грамотные стали».

Покупатель: «Почему вы продаете стограммовые упаковки майонеза по цене двухсотграммовых?».

Продавец: «С чего вы взяли?»

Покупатель: «Ну вот же, на ценнике написано - вес - 200 г, цена – 10 рублей. А упаковки стограммовые. Я вчера купила, думала, вы ошиблись. А сейчас вижу, что вы просто ценники перепутали».

Продавец: «Ничего мы не перепутали. По сколько надо, по столько и продаем. А не нравится – идите в другой магазин, поищите подешевле. Грамотные стали».



2. «Только не надо нас пугать».

Учитель: «Я пригласил Вас, чтобы выяснить, почему ваш сын пропускает уроки литературы».

Мама ученика: «А что ему делать на ваших уроках? Толстого и Достоевского читать? Вы знаете, что он у меня профессионально занимается танцами, его ждет артистическая карьера. Пусть он лучше поспит лишний часок или погуляет».

Учитель: «Но вы понимаете, что оценка по литературе в аттестате будет стоять не за его танцевальные успехи. Он получит то, что заслуживает».

Мама ученика: «Ой, только не надо нас пугать. Думаете, на вас управа не найдется?»



3. «Вас никто здесь не держит».

Представитель рабочих: «Я пришел к Вам от имени трудового коллектива, чтобы выяснить, почему нам третий месяц не платят зарплату?

Начальник: «Мне очень жаль, но денег нет – предприятие, которому мы поставляем нашу продукцию, обанкротилось».

Представитель рабочих: «Но администрация предприятия исправно получает зарплату, вы недавно поменяли мебель в офисе и приобрели новую иномарку».

Начальник: «Эти средства взяты не из фонда заработной платы».

Представитель рабочих: «Нам все равно, из каких фондов вы нам заплатите – верните заработанные нами деньги. Если бы не школьные завтраки, наши дети падали бы в голодные обмороки».

Начальник: «Я же сказал вам, что денег пока нет. И неизвестно, будут ли вообще. Не хотите ждать – вас никто здесь не держит. Тогда точно ничего не получите».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!