Лекция: Под ТМЦ понимаются: товары; (счет 10) готовая продукция;(сч. 43) производственные либо иные запасы фирмы и пр. Движение товаров и материалов с момента приемки на склад до момента выбытия со склада предприятия должно документироваться и своевременно отражаться в бухгалтерском учете. Бухгалтерия предприятия отвечает за общее руководство и контроль за правильностью ведения документов. Учет ТМЦ в бухгалтерии, проводки и документы, используемые при оформлении операций, должны соответствовать законодательным нормам и принятой на предприятии учетной политике. Инвентаризация ТМЦ – это обязательная процедура, которая должна проводится с регулярной периодичностью для предотвращения образования крупных недостач или «дыр» в бухгалтерии, возникающих вследствие отсутствия учета и сверки поступающих ценностей и имеющихся в наличии. Ее периодичность устанавливает руководитель. Контрольные действия (осмотр, взвешивание и т.п.) осуществляет специальная комиссия. В ходе инвентаризации устанавливается факт наличия товарно-материальных ценностей и оформляются документы с указанием информации о таких ценностях. Данные по инвентаризации ТМЦ заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикул, сорт и т.д) Инвентаризация ТМЦ проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении ТМЦ в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опечатывается (пломбируется) и комиссия переходит для работы в следующее помещение. Комиссия в присутствии заведующего складом и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие ТМЦ путем обязательного их перерасчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия. В ходе проведения инвентаризации ТМЦ используется инвентаризационная опись ИНВ-3.(утверждена постановлением Госкомстата от 18.08.1998 №88.) При использовании в ходе проведения инвентаризации унифицированной формы описи, сотрудникам проверяющей комиссии необходимо знать, какие обязательные реквизиты подлежат заполнению. Инвентаризационная опись ИНВ-3 должна содержать: Страница 1 описи - расписка Заполнение описи начинается с внесения обязательных реквизитов в расписку: В поля «Организация» и «Структурное подразделение» вносятся полное либо сокращенное фирменное наименование организации согласно ее учредительным документам. Если штатным расписанием деление на структурные отделы фирмы не предусмотрено, соответствующее поле остается незаполненным. В качестве основания для проведения инвентаризации указывается внутренний распорядительный документ исполнительного органа фирмы (постановление, приказ, распоряжение), дата его составления и регистрационный номер. Ненужное наименование документа подлежит зачеркиванию. Периодичность проведения инвентаризаций определяется руководством конкретного юрлица. Проверка может быть плановой либо осуществляемой в срочном порядке. Инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей при плановой инвентаризации по своей форме и содержанию ничем не отличаются от составляемых в ходе незапланированной проверки. В поля «Дата начала инвентаризации» и «Дата окончания инвентаризации» вносятся соответствующие времени проведения инвентаризационных действий календарные обозначения. Номер документа и дата его составления заполняются в соответствии с действующей в организации политикой ведения и учета внутреннего документооборота. В графе «Вид товарно-материальных ценностей» указывается наименование подлежащих учету товаров либо иной производственной продукции. Следующее порядковое поле должно содержать сведения о виде владения, на основании которого юр. лицо осуществляет пользование либо распоряжение ТМЦ – собственность, аренда, хранение, переработка и пр. В качестве материально ответственных лиц указываются должности и личные данные работников, на которых возложена обязанность по ведению учета и инвентаризации ценностей. Такая обязанность может быть предусмотрена трудовым договором, приказом, распоряжением, соглашением о возложении обязанности по осуществлению сохранности ТМЦ, должностной инструкцией и др. В конце расписки указывается фактическая дата снятия остатков товара. ИНВ-3: образец заполнения 2-4 страниц описи Инвентарная опись товарно-материальных ценностей (страницы 2, 3, 4) представлена в форме таблицы, включающей в себя следующие сведения: номера счетов и субсчетов; наименование и характеризующие ТМЦ сведения; количество ценностей, единица измерения, номенклатурный номер; стоимость единицы товара; сведения о фактически выявленном количестве ТМЦ и об отраженных объемах по данным бухучета. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей в итоговой строке заполняется, по всем сведениям, цифрам и суммам исключительно прописью. Подписывают бланк инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей все члены специально созданной для проведения инвентаризации комиссии. Кроме того, опись заверяется подписью либо подписями материально ответственных за сохранность ценностей работников, а также визируется главным бухгалтером, подтверждающим проведение сличительной операции. ТМЦ поступившие во время проведения инвентаризации принимаются МОЛ в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти ТМЦ заносятся в отдельную опись под наименованием «ТМЦ, поступившие во время инвентаризации). В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которой записаны эти ценности. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации ТМЦ могут отпускаться ТМЦ лицам в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «ТМЦ, отпущенные во время инвентаризации» Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие ТМЦ. Отражение инвентаризации ТМЦ Учет излишков: Излишки – это товарно-материальные ценности, которые имеются фактически, но никак не отражены документально. Излишки ТМЦ признаются прочими доходами и отражаются по кредиту счета 91. Приходуются излишки в дебет счета учета материалов (сч.10). Проводка по учету излишков имеет вид: Д10 К91.1. Учет недостачи: Недостача ТМЦ – это ценности, которые числятся на предприятии по документам, но фактически отсутствуют. Недостачу необходимо списать с кредита счета учета материалов. Для учета недостачи используется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Проводка по отражению выявленной в процессе инвентаризации недостачи имеет вид Д94 К10. В пределах норм недостача может быть списана в дебет счетов учета затрат на производство. Проводка: Д20 (23) К94. Если же установлено виновное лицо, то недостача списывается проводкой Д73.2 К94. Дальше виновное лицо может самостоятельно внести сумму недостачи в кассу предприятия Д50 К73.2 или же сумма может быть удержана из его заработной платы Д70 К73.2. Если виновное лицо не установлено, то сумма недостачи материалов списывается в прочие расходы проводкой Д91.2 К94. Проводки по инвентаризации материалов: Дебет Кредит Наименование операции Учет излишков 10 91.1 Излишки материалов учтены качестве прочих доходов Учет недостачи 94 10 Списана выявленная при инвентаризации недостача материалов 20 (23) 94 Списана недостача материалов в пределах норм 73.2 94 Списана недостача ТМЦ на счет виновных лиц 50 73.2 Виновное лицо возместило сумму недостачи наличными деньгами в кассу 70 73.2 Сумма недостачи удержана из зарплаты виновного лица 91/2 94 Недостача списана в прочие расходы в связи с неустановленным виновным лицом |