План – конспект урока по математике в 4 – Б классе 20.02.2019
Тема: «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями»
Тип урока: закрепление изученного материала
Целепологание: совершенствовать умение письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями
Обучающая: отрабатывать письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями;
Формировать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память;
развивать мыслительные операции: аналогия, обобщение.
Воспитывающая: воспитывать активность, усидчивость, интерес к уроку, умение работать индивидуально и коллективно.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся продолжат знакомиться с письменным делением на числа, оканчивающихся нулями;
усовершенствуют умения решать задачи;
Метапредметные:
регулятивные - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
познавательные - ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию, оценивать правильность решения примеров, выбирать из предложенных вариантов более рациональное;
коммуникативные - продолжать развивать у учащихся умение вести диалог с учителем, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
Личностные: развивать положительное отношение учащихся к изучению математики, развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний.
Оборудование: учебник по математике М.И. Моро., плакат «Алгоритм деления на круглое число»., демонстрационный материал, лист самооценивания, карточки – ракеты., фишки – ракеты.
Ход урока
Организационный момент
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Прежде, чем начать урок, давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках.
-Мы продолжим работу над письменным делением на числа, оканчивающиеся нулями, закрепим умение решать задачи на движение в противоположных направлениях, выполнять задания творческого и поискового характера. У вас на партах листы самооценивания, в течении урока вы будете ставить «+» за каждый верный ответ на уроке.
Каллиграфическая минутка.
-Запишите число, «Классная работа», минутка чистописания цифра 9.
- Давайте, запишем у себя в тетради цифру 9, пропустите клеточку и образуйте двузначное число с помощью числа 9 (99). Пропустите ещё одну клеточку и образуйте трёхзначное число. (999) и наконец, пропустим ещё одну клеточку и образуйте четырёхзначное число (9999). Запишите до конца строчку, череду цифры.
На доске:
9 99 999 9999
Актуализация знаний
Устный счет
Игра «Кто быстрее полетит в космос»
- А что такое космос?
- Кто помнит расстояние от земли до космоса? (ответы детей)
- В жизни нам необходимо уметь работать с цифрами, каждый ученый изучающий космос в своей работе использует цифры.
(Соревнование по рядам. Каждый ряд получает карточку с изображением ракеты, на которой написаны примеры на умножение и деление. Ученики решают примеры коллективно. Выигрывает ряд, быстрее других решивший все примеры и допустивший наименьшее количество ошибок.)
900:3
300∙2
600:4
150∙6
900:9
100∙81
8100:3
Работа над задачами
(Учитель читает задачи, учащиеся записывают только ответы.)
Собранные в саду яблоки разложили в ведра по 10 кг в каждое, при этом понадобилось 20 ведер. Сколько килограммов яблок собрали? (200 кг.)
Автомат упаковывает 60 пачек эскимо за минуту, в каждую минуту поровну. Сколько эскимо автомат упаковывает за 9 мин? (540 эск.)
В булочной до обеда продавали 350 батонов, а после обеда – 560 батонов. Сколько всего батонов продали за день? (910 б.)
На товарной станции разгрузили 72 вагона с овощами, а с фруктами – в 3 раза меньше. Сколько вагонов с фруктами разгрузили? (24 в.)
В математической олимпиаде участвовали 320 школьников. Они сидели в 8 комнатах, причем во всех комнатах было в одной комнате? (40 ш.)
В магазин привезли 240 букетов роз и 120 букетов гвоздик. Насколько больше привезли букетов роз, чем букетов гвоздик? (На 120 б.)
Самоопределение к деятельности
(На доске записаны равенства.)
204 500 : 500 = 409 24 500 : 500 = 49
24 180 : 30 = 806 2580 : 30 = 86
81 200 : 40 = 2030 920 : 40 = 23
Чем похожи и чем отличаются равенства? (Делимые и частные разные, делители одинаковые.)
Чем похожи и чем отличаются частные? (В частных одинаковые цифры, но в первом столбике во всех примерах в частном есть нули.)
Как вы думаете, когда при выполнении деления в частном могут получиться нули? (Если следующее неполное делимое нельзя разделить на делитель.)
Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с приёмом деления на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном есть нули.)
Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Прокоментируйте решение примеров нас. 32
№ 120 (1, 3 прим.) (с. 32), № 121 (1 прим.)(с. 32)., № 123 (1 урв.) (с. 32)
- 2 ученика выполняет у доски по очереди с комментированием 1 и 3 пример № 120 и № 121
(с. 32)
Самопроверка, самооценка. На доске дан алгоритм деления.
Самостоятельная работа
№ 120 (2 и 4 прим.) (с. 32), № 121 (2 и 4 прим.)(с. 32). + 3 уровень № 124, с. 32
Самопроверка, самооценка. На доске дан алгоритм деления.
Физкультминутка
Раз, два – стоит ракета
Три, четыре – звездолёт,
Раз, два – хлопок в ладоши,
И прыжки на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.
Тик – так, тик – так,
Целый день вот так.
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 122 (с. 32)
- Прочитайте задачу.
- Выполним чертеж к задаче. Что известно в задаче? (Пловцы двигались в противоположных направлениях, известны их скорости и расстояние, которое проплыл первый пловец.)
90 м/мин 40 м/мин
270 м ?
- Как узнать расстояние? (Время умножить на скорость.)
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, так как неизвестно время.)
- Как мы можем узнать время? (Первый и второй пловцы плыли одинаковое время. Известны скорость первого пловца и расстояние, которое он проплыл. Зная это, мы можем найти время.)
- Запишите решение задачи самостоятельно.
(Проверка.)
Решение
270 : 90 = 3 (мин) – время;
40 ∙ 3 = 120 (м).
Ответ: второй пловец проплывает 120 м.
- Составьте обратные задачи. Какие вопросы вы поставите к задачам? (За какое время пловцы удалятся друг от друга на данное расстояние? Какова скорость одного из пловцов? И т.д.)
- Составьте чертеж к любой обратной задаче и решите её.
Обратная задача. Два пловца спрыгнули одновременно с лодки и поплыли по реке в противоположных направлениях: первый проплыли по реке в противоположных направлениях: первый проплыл 270 м, второй – 120 м. С какой скоростью плыл второй пловец, если скорость первого – 90 м/мин?
Решение
270 : 90 = 3 (мин) – время плавания;
120 : 3 = 40 (м/мин).
Ответ: 40 м/мин плыл второй пловец.
(Несколько учеников выполняют чертежи на доске. Проверка, самооценка. Тем, кто справиться с задачами быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 124 (с. 32).)
VIII. Рефлексия
- А сейчас оцените свою работу:
Прикрепите ракету возле солнышка – на уроке было интересно, у меня всё получилось.
Прикрепите ракету в космосе – на уроке было интересно, но некоторые задания вызвали затруднения.
Оставьте ракеты на старте – было всё непонятно, мне трудно выполнять задания.
VIII. Подведение итогов урока
- В чем особенность примеров, которые учились решать на уроке?
- Какой шаг алгоритма деления обязателен для предупреждения ошибок?
- Как называются задачи, которые мы решили?
- Какое задание на уроке было интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 120, 3 столб. (с. 32), № 121, 4 прим. (с. 32) + 3 уровень № 123 (2 урв.), с. 32