1) Чтение 1-ой части вслух. Анализ содержания сказки. Где жили старик со старухой? Найдите слова в тексте и прочитайте. (Жил старик со своей старухой у самого синего моря, они жили в ветхой землянке) Кто скажет, что значит «Ветхая землянка»?(Выкопанное в земле жилище) (Слайд) Пояснение: Землянка –это ветхий домик, она находится на половину в земле. Чем занимался старик? (Ловил неводом рыбу) Что значит слово «Невод»? (рыболовная сеть) (Слайд) Пояснение: Невод – это рыболовная сеть. Чем занималась старуха? (Пряла свою пряжу) Что значит «Прясть пряжу»? (крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена) (Слайд)Пояснение: Прясть пряжу – это крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена. С чем пришел невод в первый раз? Найдите слова и прочитайте. (Раз он в море закинул невод – пришел невод с одной тиной) Что значит слово тина? (Слайд) Пояснение: Тина – это скопление водорослей в воде. Что значит слово «Взмолиться»? (Просит, умоляет) Что сделал старик с золотой рыбкой? (Отпустил) 2) Чтение 2-ой части вслух. Что сделала старуха, когда воротился старик? (Забранила его) Что значит «Забранила»? (Ругаться, выражать свое не довольствие) Что велела попросить старуха у золотой рыбке? (Новое корыто) А что случилось со старым корытом? (Раскололось) Что значит раскололось? (Сломалось) 3)Чтение 3-ей части вслух. Что стал делать старик, когда пришел к морю во второй раз? (Стал он кликать золотую рыбку) Что значит «Кликать»? (Звать) Прочитайте, что происходило с морем. (Видит – море слегка разыгралось) 4)Чтение 4-ой части вслух. Как вела себя старуха, когда старик воротился? Найдите слова в тексте. (Еще пуще старуха браниться) Как вы понимаете «Пуще браниться»? (Сильнее злиться, ругается) Что велела выпросить старуха старика у золотой рыбки во второй раз? (Избу) Физминутка. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. 5)Чтение 5-ой части в полголоса. Что происходит с морем? (Помутилось синее море) Найдите и прочитайте только те слова, что старик просит у золотой рыбки. («Смилуйся, государыня рыбка, еще пуще старуха бранится, не дает старику мне покою. Избу просит сварливая баба») Как вы понимаете «Сварливая баба»? (Всегда чем-то недовольная) 6)Чтение 6-ой части в полголоса. Какими словами старуха сидела под окошком и ругала мужа? Найдите слова из текста. Прочитайте. Что значит слово «Простофиля»? (Глупый) Какие незнакомые слова вы встретили в этой части? (Светелкой, вороты) Обратите внимание, в конце страницы у вас есть сноски. Прочитайте, что значат эти слова. 7) Чтение 7-ой части в полголоса. Каким стало море, когда старик пришел? (Неспокойное синее море) Почему море стало неспокойным? (Старик пришел в 3 раз) Кем захотела быть старуха? (столбовой дворянкой) (Слайд) Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода. 8)Чтение 8-ой части в полголоса. Что увидел старик, когда воротился к старухе? (Высокий терем. На крыльце стоит его старуха. Перед нею усердные слуги. Она бьет их, за чупрун таскает) (Слайд) Пояснение: Терем – высокий дом. Что означает слово «Чупрун»? Посмотрите сноску в конце страницы(Это чуб, хохол) (Слайд) Пояснение: Чупрун – прядь волос, спадающая на лоб. 9) Чтение 9-ой части про себя. Кем захотела быть столбовая дворянка? Найдите слова в тексте. (Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей) Что спросил, старик, когда испугался? (Что ты, баба, белены объелась?) Что значит «Белены объелась»? (Обезумела, одурела) 10)Чтение 10-ой части про себя. С какой просьбой старик обратился к золотой рыбке? Найдите слова в тексте. Как изменилось море? (Почернело синее море) |