СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему В.П. Астафьев "Капалуха".

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему В.П. Астафьев "Капалуха".

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему В.П. Астафьев "Капалуха".»

Урок по литературному чтению в 4 классе на тему

«В.П. Астафьев «Капалуха»

Цель: продолжить работу над произведениями о природе, познакомить обучающихся с рассказом В.П. Астафьева «Капалуха», помочь найти главную мысль рассказа, учить выражать свое отношение к прочитанному; развивать навыки беглого осмысленного чтения, умение свободно ориентироваться в тексте; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет Астафьева В.П., карточки для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока

1.Организационный момент.

Урок чтения

Словно приключение!

С книгою в космосе ты побываешь

И в сказку поверишь,

И много узнаешь

О жизни животных,

О пользе растений.

Книга с нами всегда

- Вы урок чтения любите?

- Да!

- И так, начинаем урок литературного чтения,

Вы улыбнулись, значит все в порядке,

Почаще смейтесь, радуйтесь и пусть

Улыбка станет утренней зарядкой.

  1. Актуализация знаний.

- Дети, скажите, какое произведение было задано домой для чтения? (Александр Иванович Куприн «Четверо нищих»)

- Кто кратко перескажет сюжет рассказа?

- Кто может дополнит ответ?

- Назовите главных героев рассказа. (Король Генрих Четвертый — благородный, не гордый, справедливый. Четверо нищих (слепой, безрукий, безногий и кривой) — приютили короля и угостили ужином)

- Чему учит этот рассказ? (Этот рассказ учит нас тому, что не стоит возноситься и относиться к людям только беря во внимание их сословие, положение в обществе и происхождение.

Доброта и внимательное отношение к другим сделают нас лучше, а общество более справедливым и устроенным.)

- Хорошо, дети, молодцы. Вижу вам рассказ очень понравился. Но урок продолжается дальше. Послушайте стихотворение.

3. Мотивация учебной деятельности.

- Я сорвал цветок – он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте природы

Можно только сердцем.

- Это слова детской поэтессы Агнии Львовны Барто.

- Как вы их понимаете? (Ответы детей).

- Так о чем будет разговор на нашем уроке? (Ответы детей)

4. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы с вами окунемся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадем в лес, а поможет нам в этом произведение В.П. Астафьева. Какое именно, вы узнаете чуть позже.

- Но для начала мы с вами познакомимся с Виктором Петровичем Астафьевым и попробуем узнать его поближе.

1. Биография В.П. Астафьева

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Детство маленького Виктора было трудным. Мальчику было всего 7 лет, когда утонула в Енисее его мать. Виктор воспитывался бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат.

Осенью 1942 года Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Воевал до самой победы, имел воинское звание – рядовой. Награждён Орденом Красного Знамени и медалями «За отвагу», «За победу над Германией».

Осенью 1945 года вернулся со своей женой на её родину – в город Чусовой на западном Урале. Сменил много профессий, но в итоге стал писателем. С 1951 года его первые произведения печатались в пермских газетах.

Важнейшие темы творчества писателя – военная и деревенская. Очень много произведений о природе и необходимости бережного к ней отношения. Одно из первых произведений – школьное сочинение, превращённое в рассказ «Васюткино озеро».

Виктор Петрович Астафьев был удостоен Государственной премии СССР, премии «Триумф», Государственной премии России и Международной пушкинской премии (1997 год).

- Послушайте описание и догадайтесь о какой птице пойдет речь в рассказе.

(Читает ученик)

Весной, как только спадет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать,- то есть петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стучат. А песню кончает - будто нож на бруске затачивает. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет, - и поэтому ее называют … (глухарь).

- Оказывается капалуха - так сибирские охотники называют самочку глухаря.

- Так с каким рассказом В.П. Астафьева мы сегодня начнем знакомиться? («Калапуха»)

5. Физкульминутка

2. Знакомство с произведением (Чтение по частям).

1 часть (до слов: через сучковатый валежник).

- Какой лес описывает В.П. Астафьев?

- Что помог увидеть Астафьев в этом лесу? ( Ответы детей).

2 часть (до слов: гнали скот вместе с нами)

- Что описывает автор в этой части рассказа?

- Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?

3 часть (до слов: вы поглядите на нее).

- О какой находке говорит нам автор?

- Как описывает автор гнездо глухарки?

- С чем он его сравнивает?

- Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?

- Что решили сделать мальчики с гнездом?

- Какое правило поведения в лесу забыли мальчики?

4 часть (до слов: побежали от калапухиного гнезда).

- Найдите в тексте слова. Которые помогут описать поведение капалухи в тот момент, когда к гнезду приблизились люди. (Металась в стороны. Крылья разброшены, мела ими. Закостенели от неподвижности. Пыжилась и не могла взлететь).

- Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи)

- Как вы думаете, почему она пыталась, но не могла взлететь? (Она боялась за своих детей).

- Почему крылья закостенели? (Крылья закостенели от неподвижности)

- Что увидели ребята, когда капалуха, наконец, взлетел на ветку? (Голое брюшко)

- Почему брюшко у птицы было голое? (Она выщипала перья сама, чтобы они не мешали греть яйца).

-А что еще увидели ребята? ( На груди трепещала кожа - так билось птичье сердце).

- Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи? (Им было весело).

- Почему? (они были довольны своим решение не трогать гнездо).

5 часть (до конца)

- Как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (Сидела на сучке, вытянув вслед детям шею. Но глаза уже не следили за ними. Она целилась на гнездо).

- Как объяснить такое поведение глухарки? (Она думала только о своих детях).

- Как она слетела с дерева? (Плавно).

- Почему плавно? (Она боялась потревожить яйца резкими движениями).

- Почему птица замерла? (Это бывает от страха, радости, неожиданности).

- Стало ли спокойно на душе у капалухи? (Нет).

- Подтвердите словами из текста («Но вся она была насторожена, вся напружена»).

- Дети, посмотрите на иллюстрацию к рассказу.

- Расскажите, какой момент изображен на иллюстрации?

6. Закрепление изученного материала.

1. Характеристика героев.

- Назовите героев рассказа .(Капалуха, мальчики, автор).

- Выберете качества, которые подходят к героям рассказа. Можно придумать свои качества. (Каждый ряд анализирует своего героя)

самоотверженность бесстрашие

глупость безответственность

Капалуха безграничная преданность

Мальчики верность отвага

Автор любовь восхищение равнодушие мудрость

любознательность

- Как вы думаете, сколько основных моментов можно выделить в рассказе? (пять)

- Давайте составим план рассказа.

1. Путь в тайге.

2. Черничник.

3. Находка.

4. Тревога капалухи.

5. Снова в гнезде.

7. Рефлексия. Итог урока.

- Прочитайте последний абзац рассказа.

- Почему именно им завершает произведение В.П. Астафьев?

- Как вы думаете, изменится ли отношение мальчиков после этого случая?

- Чему учит нас этот рассказ?

- Послушайте внимательно стихотворение.

Берегите Землю! Берегите! 
Жаворонка в голубом зените, 
Бабочку на стебле повилики, 
На тропинке солнечные блики, 
На камнях играющего краба, 
Над пустыней тень от баобаба, 
Ястреба, парящего над полем, 
Ясный месяц над речным покоем, 
Ласточку, мелькающую в жите 
Берегите Землю, берегите!


Берегите Землю, берегите! 
Чудо песен городов и вёсен, 
Мрак глубин и волю поднебесной, 
Откровение земли и неба – 
Сладость жизни, молока и хлеба, 
Берегите молодые всходы 
На зеленом празднике природы, 
Небо в звёздах, океан и сушу 
И в бессмертье верящую душу, - 
Всех судеб связующие нити. 
Берегите Землю, берегите!

8.Домашнее задание.

- Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Калапуха».


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!