Урок по литературному чтению в 4 классе на тему
«В.П. Астафьев «Капалуха»
Цель: продолжить работу над произведениями о природе, познакомить обучающихся с рассказом В.П. Астафьева «Капалуха», помочь найти главную мысль рассказа, учить выражать свое отношение к прочитанному; развивать навыки беглого осмысленного чтения, умение свободно ориентироваться в тексте; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет Астафьева В.П., карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока
1.Организационный момент.
Урок чтения
Словно приключение!
С книгою в космосе ты побываешь
И в сказку поверишь,
И много узнаешь
О жизни животных,
О пользе растений.
Книга с нами всегда
- Вы урок чтения любите?
- Да!
- И так, начинаем урок литературного чтения,
Вы улыбнулись, значит все в порядке,
Почаще смейтесь, радуйтесь и пусть
Улыбка станет утренней зарядкой.
Актуализация знаний.
- Дети, скажите, какое произведение было задано домой для чтения? (Александр Иванович Куприн «Четверо нищих»)
- Кто кратко перескажет сюжет рассказа?
- Кто может дополнит ответ?
- Назовите главных героев рассказа. (Король Генрих Четвертый — благородный, не гордый, справедливый. Четверо нищих (слепой, безрукий, безногий и кривой) — приютили короля и угостили ужином)
- Чему учит этот рассказ? (Этот рассказ учит нас тому, что не стоит возноситься и относиться к людям только беря во внимание их сословие, положение в обществе и происхождение.
Доброта и внимательное отношение к другим сделают нас лучше, а общество более справедливым и устроенным.)
- Хорошо, дети, молодцы. Вижу вам рассказ очень понравился. Но урок продолжается дальше. Послушайте стихотворение.
3. Мотивация учебной деятельности.
- Я сорвал цветок – он завял.
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.
Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте природы
Можно только сердцем.
- Это слова детской поэтессы Агнии Львовны Барто.
- Как вы их понимаете? (Ответы детей).
- Так о чем будет разговор на нашем уроке? (Ответы детей)
4. Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке мы с вами окунемся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадем в лес, а поможет нам в этом произведение В.П. Астафьева. Какое именно, вы узнаете чуть позже.
- Но для начала мы с вами познакомимся с Виктором Петровичем Астафьевым и попробуем узнать его поближе.
1. Биография В.П. Астафьева
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Детство маленького Виктора было трудным. Мальчику было всего 7 лет, когда утонула в Енисее его мать. Виктор воспитывался бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат.
Осенью 1942 года Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Воевал до самой победы, имел воинское звание – рядовой. Награждён Орденом Красного Знамени и медалями «За отвагу», «За победу над Германией».
Осенью 1945 года вернулся со своей женой на её родину – в город Чусовой на западном Урале. Сменил много профессий, но в итоге стал писателем. С 1951 года его первые произведения печатались в пермских газетах.
Важнейшие темы творчества писателя – военная и деревенская. Очень много произведений о природе и необходимости бережного к ней отношения. Одно из первых произведений – школьное сочинение, превращённое в рассказ «Васюткино озеро».
Виктор Петрович Астафьев был удостоен Государственной премии СССР, премии «Триумф», Государственной премии России и Международной пушкинской премии (1997 год).
- Послушайте описание и догадайтесь о какой птице пойдет речь в рассказе.
(Читает ученик)
Весной, как только спадет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать,- то есть петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стучат. А песню кончает - будто нож на бруске затачивает. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет, - и поэтому ее называют … (глухарь).
- Оказывается капалуха - так сибирские охотники называют самочку глухаря.
- Так с каким рассказом В.П. Астафьева мы сегодня начнем знакомиться? («Калапуха»)
5. Физкульминутка
2. Знакомство с произведением (Чтение по частям).
1 часть (до слов: через сучковатый валежник).
- Какой лес описывает В.П. Астафьев?
- Что помог увидеть Астафьев в этом лесу? ( Ответы детей).
2 часть (до слов: гнали скот вместе с нами)
- Что описывает автор в этой части рассказа?
- Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?
3 часть (до слов: вы поглядите на нее).
- О какой находке говорит нам автор?
- Как описывает автор гнездо глухарки?
- С чем он его сравнивает?
- Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?
- Что решили сделать мальчики с гнездом?
- Какое правило поведения в лесу забыли мальчики?
4 часть (до слов: побежали от калапухиного гнезда).
- Найдите в тексте слова. Которые помогут описать поведение капалухи в тот момент, когда к гнезду приблизились люди. (Металась в стороны. Крылья разброшены, мела ими. Закостенели от неподвижности. Пыжилась и не могла взлететь).
- Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи)
- Как вы думаете, почему она пыталась, но не могла взлететь? (Она боялась за своих детей).
- Почему крылья закостенели? (Крылья закостенели от неподвижности)
- Что увидели ребята, когда капалуха, наконец, взлетел на ветку? (Голое брюшко)
- Почему брюшко у птицы было голое? (Она выщипала перья сама, чтобы они не мешали греть яйца).
-А что еще увидели ребята? ( На груди трепещала кожа - так билось птичье сердце).
- Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи? (Им было весело).
- Почему? (они были довольны своим решение не трогать гнездо).
5 часть (до конца)
- Как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (Сидела на сучке, вытянув вслед детям шею. Но глаза уже не следили за ними. Она целилась на гнездо).
- Как объяснить такое поведение глухарки? (Она думала только о своих детях).
- Как она слетела с дерева? (Плавно).
- Почему плавно? (Она боялась потревожить яйца резкими движениями).
- Почему птица замерла? (Это бывает от страха, радости, неожиданности).
- Стало ли спокойно на душе у капалухи? (Нет).
- Подтвердите словами из текста («Но вся она была насторожена, вся напружена»).
- Дети, посмотрите на иллюстрацию к рассказу.
- Расскажите, какой момент изображен на иллюстрации?
6. Закрепление изученного материала.
1. Характеристика героев.
- Назовите героев рассказа .(Капалуха, мальчики, автор).
- Выберете качества, которые подходят к героям рассказа. Можно придумать свои качества. (Каждый ряд анализирует своего героя)
самоотверженность бесстрашие
глупость безответственность
Капалуха безграничная преданность
Мальчики верность отвага
Автор любовь восхищение равнодушие мудрость
любознательность
- Как вы думаете, сколько основных моментов можно выделить в рассказе? (пять)
- Давайте составим план рассказа.
1. Путь в тайге.
2. Черничник.
3. Находка.
4. Тревога капалухи.
5. Снова в гнезде.
7. Рефлексия. Итог урока.
- Прочитайте последний абзац рассказа.
- Почему именно им завершает произведение В.П. Астафьев?
- Как вы думаете, изменится ли отношение мальчиков после этого случая?
- Чему учит нас этот рассказ?
- Послушайте внимательно стихотворение.
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю, берегите!
Берегите Землю, берегите!
Чудо песен городов и вёсен,
Мрак глубин и волю поднебесной,
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите!
8.Домашнее задание.
- Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Калапуха».
6