Урок
АММИАК: ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА.
ПОЛУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ
Цели: изучить свойства аммиака (окислительно-восстановительные и основные); сформировать понятие о донорно - акцепторном механизме образования химической связи в ионе аммония; продолжить формировать логическое мышление: развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. § 15, 16; составить схему, отражающую распространение и круговорот элемента азота в природе, и таблицу, раскрывающую взаимосвязь свойств и областей применения азота в природе.
У доски:
1-й ученик (работа по карточке).
- Составьте уравнения химических реакций, доказывающих, что азот проявляет восстановительные свойства.
2-й ученик (работа по карточке).
- Составьте уравнения химических реакций, доказывающих, что азот проявляет окислительные свойства.
Фронтальная беседа с классом по вопросам:
1. Как изменяются свойства (металлические и неметаллические) элементов подгруппы азота сверху вниз и почему? (Металлические свойства усиливаются, а неметаллические ослабевают, так как увеличивается число электронных слоев, = увеличивается радиус атомов.)
2. Каков тип химической связи в молекуле азота, какова кристаллическая решетка жидкого азота? (Ковалентная неполярная связь в молекуле, гексагональная кристаллическая решетка.) § 15, 16; составить схему, отражающую распространение и круговорот элемента азота в природе, и таблицу, раскрывающую взаимосвязь свойств и областей применения азота в природе.
3. Укажите значение азота в жизни живых существ и в природе. (N входит в состав белков и нуклеиновых кислот, являющихся основой живых организмов; в природе формирует залежи полезных ископаемых (чилийская селитра).)
4. Как можно получить азот в промышленности? На чём основан этот способ? (Азот получают из воздуха. При испарении жидкого воздуха азот улетучивается первым.)
II. Изучение нового материала.
1. Практическая работа.
Учитель. Аммиак - сложное вещество. Изучением его свойств мы будем заниматься в обычном порядке: физические свойства, химические свойства, получение, применение.
Физические свойства.
Для ознакомления с физическими свойствами аммиака на учебные столы выставляются пробирки, наполненные аммиаком и закрытые пробками, и предлагается осторожно понюхать газ в пробирке. Учащиеся повторяют правила техники безопасности о том, как нужно нюхать неизвестный газ. Дополнительно сообщается о легкой сжижаемости аммиака; хорошую растворимость аммиака в воде демонстрируют пробиркой с газом, помещенной в сосуд с водой; для этого нужно осторожно открыть пробку.
Учащиеся записывают физические свойства аммиака: газ, без цвета, с резким запахом, хорошо растворяется в воде. Решая задачу сопоставления молекулярной массы аммиака с водородом и средней молекулярной массой воздуха, учащиеся делают вывод, что аммиак тяжелее водорода и легче воздуха.
2. Химические свойства.
а) Реакции, идущие без изменения степени окисления.
Демонстрационный опыт 1.
Учитель. Растворение аммиака является химическим взаимодействием аммиака с водой. Для этого мы проводим опыт, из которого увидим, что при растворения аммиака в воде образуется щелочь и что этот процесс сопровождается выделением теплоты. Большим цилиндром с аммиаком накрываем пробирку, обернутую фильтровальной бумагой, смоченной раствором фенолфталеина. Пробирку соединяем с узкой стеклянной трубкой, заполненной подкрашенным раствором. При соприкосновении с аммиаком фильтровальная бумага приобретает малиновую окраску, а подкрашенная вода вследствие выделения теплоты под действием расширяющегося воздуха поднимается вверх, что хорошо видно по сравнению с первоначальным ее уровнем, отмеченным резиновым колечком.
Так как вы знакомы с теорией электролитической диссоциации, то растворение аммиака в воде следует рассматривать как взаимодействие полярных молекул аммиака и воды с образованием ионов аммония и гидроксила:
NH3 + H2O→NH4+ +ОН-
Присутствие гидроксильных ионов обнаруживают при помощи индикатора. Взаимодействие аммиака с водой следует рассматривать как обратимый процесс, направление которого зависит от температуры и концентрации раствора.
Демонстрационный опыт 2.
Учитель. Чтобы показать выделение аммиака при нагревании его раствора, проделаем следующий опыт: в маленькой колбочке или в пробирке, закрытой пробкой с газоотводной трубкой, нагреваем концентрированный раствор аммиака. Затем собираем выделяющийся газ в пробирку и обнаруживаем его по запаху или при помощи лакмусовой бумажки.
Демонстрационный опыт 3. «Действие аммиака на кислоты. Получение хлорида аммония соединением газообразного аммиака и хлороводорода».
Учитель. Для этого наберем аммиак в сухой большой цилиндр, а хлороводород - в другой такой же цилиндр. Затем цилиндр с аммиаком, перевернутый вверх дном, поставим на цилиндр с хлороводородом и уберем стекла, закрывавшие их. Оба цилиндра наполняются белыми клубами хлорида аммония:
NH3 + HCl→NH4Cl
Сульфат и нитрат аммония получают, пропуская аммиак через кислоты, находящиеся в U-образных трубках, охлаждаемых
водой:
NH3 + Н+ + NO3- → NH4+ + NO3-
Демонстрационный опыт 4. «Действие водного раствора аммиака на кислоты».
Учитель. В три большие колбы наливаем по 20 мл водного раствора аммиака. В каждую из них из предосторожности вставляются воронки, так как при взаимодействии аммиака с кислотами выделяется много теплоты. Затем во все колбы наливаем по одной пробирке концентрированных кислот (соляную, серную, азотную). Там, где оказалась соляная кислота, слышится легкое шипение - выделяется хлорид аммония; с азотной кислотой реакция идет более бурно: жидкость разбрызгивается, стенки колбы покрываются белым налетом нитрата аммония; в колбе с серной кислотой слышится треск, колба покрывается белыми кристаллами сульфата аммония.
Вывод: аммиак взаимодействует с водой, растворами кислот без изменения степени окисления, в результате всех рассмотренных реакций образуются ионы аммония NH4+.
Работа с учебником (с. 48-49).
Осуществляется совместный с учащимися разбор механизма образования донорно-акцепторной связи в ионе аммония.
б) Реакции, идущие с изменением степени окисления.
Проблемный вопрос:
- Какие химические свойства - окислительные или восстановительные - проявляет аммиак в химических реакциях?
Предполагаемый ответ: азот в аммиаке имеет минимальную степень окисления, следовательно, он может только отдавать электроны, являясь при этом сильным восстановителем.
Демонстрационный опыт 5. «Горение аммиака».
(Проведение опыта описано на с. 72 учебника.)
4N-3H3+1 + 3O2 → 2N20 + 6Н2O
4N-3 – 6e → N20 2 восстановитель
O2 + 4e → 2O-2 3 окислитель
Учитель. Большое теоретическое и практическое значение имеют реакции окисления аммиака в чистом кислороде и в воздухе в присутствии катализатора (сплав платины и родия). Аммиак окисляется кислородом воздуха с образованием оксида азота (II).
О получении аммиака в лаборатории и в промышленности вы прочтете самостоятельно.
2. Чтение учебн и ка (с. 47-48).
- Запишите уравнения реакций, которые используют для получения аммиака:
а) в промышленности: N20 +3Н20 ↔ 2N -3Н3
N20 + 6е →2N3 1 восстановитель
H20 -2е →2Н+1 3 окислитель
б) в лаборатории: 2NH4Cl + Са(OН)2 → СаСl2 + NH3 + H2О
Домашнее задание: § 17; составить схему, отражающую взаимосвязь свoйств и областей применения аммиака в промышленности.
Домашнее исследование: почему нашатырный спирт обезболивает?
Смочите место укуса муравья нашатырным спиртом. Боль утихнет. Почему?
(Объяснение. При защите муравей впрыскивает в место укуса муравьиную кислоту, вызывающую резкую боль. Если место укуса смочить нашатырным спиртом, боль пропадает, так как основание нейтрализует кислоту. Пчелиный яд тоже содержит муравьиную кислоту, поэтому при пчелином укусе нашатырный спирт также смягчает боль.)