ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Передача информации»
(Тема урока)
| ФИО (полностью) | Хайруллина Регина Михайловна |
| Место работы | МБОУ ООШ |
| Должность | Учитель информатики |
| Предмет | информатика |
| Класс | 8 |
| Тип урока | Урок-введение нового материала с использованием ИКТ |
| Тема и номер урока | «Передача информации» |
| Базовый учебник | Информатика 8 класс Н.Д. Угринович М.: БИНОМ. Лаборатория знаний |
Цель урока:
Дать представление о процессе передачи информации;
Познакомить учащихся с современными способами передачи информации;
активизировать у учащихся формирование познавательной потребности, интереса к предмету;
развивать умение аргументировать собственное мнение, анализировать полученную информацию, логически мыслить.
Задачи:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной деятельности.
- сформировать понимание материала.
- целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;
- формирование ответственного отношения к учению;
- познакомить с понятиями;
- создать условия для успешного усвоения учащимися важности роли информации и информационных процессов в системах различной природы;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и соответственные возможности ее решения;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы;
- способствовать деятельности по самостоятельному выводу основных свойств информации;
- узнавать, называть, сравнивать и характеризовать объекты окружающей действительности.
- продолжить работу по формированию умений наблюдать, сравнивать и применять знания в новой ситуации, обобщать;
- организовать деятельность по самоконтролю, взаимоконтролю, самооценки и коррекции.
- соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи.
- развитие творческого и познавательного потенциала ребенка, его коммуникативных способностей, используя для этого компьютерные технологии;
- развитие ИКТ – компетентности, т.е. приобретение опыта создания, преобразования, представления информационных объектов.
- установление межпредметных связей;
- содействовать развитию умения рассуждать, развитию коммуникативных навыков и применять изученный материал на практике.
- сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- представление о способах и видах передачи информации.
- знать схему передачи информации, иметь представление о канале связи между получателем и передающим.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Использование ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | время | | | Формируемые действия |
Познаватель-ные | Регулятив-ные | Коммуникатив-ные | Личностные |
1 | Организационный момент | - | Приветствует учащихся Определяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих. | Приветствуют учителя. Сообщают об отсутствующих | 3мин | | | | |
2 | Актуализация | Слайд 1 | Фронтальный опрос по материалу прошлого урока. Организует обсуждение темы урока. | Отвечают на вопросы учителя. | 3мин | | | Проговаривание правильного ответа | |
3 | Изложение нового материала | Слайд 2-10 | Объясняет новый материал, опираясь на презентацию. | Работают с источником информации, обсуждают. Записывают определения и рисуют схему в тетрадь. | 15 мин | Работают с учебником | Перерабатывать полученную информацию | | |
4 | Физкультминутка и игра | Слайд 11 | Организует проведение физкультминутки. Физ. пауза для глаз: Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5. Повторите 3 раза. | Учащиеся выполняют упражнения для глаз и улучшения мозгового кровообращения. Играют предложенную игру, отвечая на вопросы. | 5 мин | | | | Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебному процессу. |
5 | Закрепление | Слайд 12-14 | Решение задач. Задает вопросы учащимся, опираясь на представленный новый материал. | Отвечают на вопросы учителя Решают задачи устно и письменно, у доски. | 15 мин | Обобщают полученную информацию | | Формулируют выводы | Выводят итог урока |
6 | Домашнее задание | Слайд 15 | Организует обсуждение итогов урока. Знакомит учащихся с домашним заданием. «Домашнее задание записано на экране» | Участвуют в обсуждении итогов урока Обсуждают и фиксируют домашнее задание. | 4 мин | | Обсуждение задания | | Фиксируют д.з |
Организационный момент.
Приветствует учащихся. Определяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих.
2. Актуализация.
Фронтальный опрос по материалу прошлого урока.
Перечислите основные устройства ПК.
системный блок (это, собственно, и есть компьютер или его «мозг»);
монитор (осуществляет вывод информации на экран);
клавиатура (служит для ввода символов и команд);
манипулятор типа «мышь» (предназначен для ввода команд).
На какие 2 группы можно разделить устройства ПК?
(Устройства компьютера бывают основные и дополнительные)
Для чего необходим процессор?
Что называют носителем информации?
Перечислите носители информации?
Изложение нового материала.
2)ребус
3)определение
-Люди с давних времён искали способы и средства для передачи информации.
- Какие вы знаете первые и современные средства передачи информации? (костёр, почта, телеграф, телефон, телевидение, интернет).
Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети. Чтобы осуществлялись передача и получение информации, необходимо наличие источника информации и ее приемника. Источник информации иногда называют отправителем или передатчиком, а приемника потребителем или получателем.
Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через какой-то канал передачи.
4)Общая схема (4 слайд)
5)Давайте рассмотрим процесс передачи информации между учителем и учениками. Кто в данном процессе является источником информации? Приемником? Каналом связи?
7 слайд)Источник – царица
Приёмник – царь Салтан
Каналы связи – гонец
Помехи – ткачиха, повариха, Бабариха
6)Изучение единиц скорости передачи информации.(8 слайд)
Основная характеристика каналов – пропускная способность или скорость передачи информации.
Обратите внимание на определение: Пропускная способность канала (или скорость передачи информации) – это количество информации, которое может передаваться по каналу в единицу времени. Запишите у себя в тетрадях это определение.
7)9 слайд
10 слайд(формула)
12-14слайды ) Решение задач
(устно)За 10 с по каналу связи передано 500 байт информации. Чему равна пропускная способность канала? (500/10=50 байт/с=400бит/с)
(устно)Какой объем информации можно передать по каналу с пропускной способностью 10 кбит/с за 1 минуту? (10 кбит/с*60 с = 600 кбит)
(письменно и у доски) (ЕГЭ 2009 пособие Гусевой И. Ю. вариант 3 Задание В5) Информационное сообщение объемом 2,5 кбайт передается со скоростью 2560 бит/мин. За сколько минут будет передано данное сообщение?
(Решение: переведем 2,5 кбайт = 2,5*1024бит*8 = 20 480 бит
20480 бит/2560 бит/мин = 8 мин)
Какой объем информации можно передать за 10 мин по каналу с пропускной способностью 5 кбайт/с
Решение: 600 с * 5 кбайт/с = 3000 кбайт : 1024 = 2,9 Мбайт
Приведите свои примеры передачи информации. Назовите источник и приемник информации.
1. Какой информационный процесс мы разбирали сегодня на уроке?
2. Назовите участников этого процесса?
3. Как называются средства передачи информации?
6. Домашнее задание: п. 3.1, задание 3.1 с. 81