СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по географии в 8 классе.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зима и лето в нашей северной стране.    Учимся с «Полярной звездой»

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по географии в 8 классе.»

План - конспект урока по географии в 8 классе.

Урок №17

Тема: Зима и лето в нашей северной стране. Учимся с «Полярной звездой»

Учитель: Кочкарова Мадина Рашидовна

Дата проведения урока:13.11.2021г.

   Цели урока:

Предметные:

1.Продолжать формировать  культуру чтения, включающей в себя умение адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

 2. Выяснить, как влияет на климат нашей страны ее географическое положение.
 3.Определить особенности зимнего и летнего сезонов в нашей стране и сравнивать с особенностями климата в Индии.
  4.Формировать умение описывать климат, определять по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России, обсуждать проблему, включаться в диалог.

Личностные:

1.Формировать эмоционально – ценностное отношение к временам года, любимому времени года.

2.  Развивать такие базовые качества личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Метапредметные:

1.Формировать умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

2.Строить продуктивное сотрудничество с одноклассниками на основе диалога.

3. Развитие аналитического, критического мышления.

4.  Стимулировать самостоятельную поисковую  деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации

Ожидаемые результаты:

Метапредметные:

  1. Ставить учебные задачи.

  2. Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи

  3. Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.

Познавательные:

Учебно – логические:

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- структурировать информацию;

- искать пути решения проблемной ситуации;

Учебно – информационные:

- представлять  информацию в различных формах ( письменной и устной)

- составлять аргументы для участия в дебатах;

- переводить информацию из одного вида в другой

Коммуникативные:

 - уметь вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения

Личностные:

-Формировать систему ценностного экологического отношения к окружающему миру.

-Развивать готовность к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята. Один человек каждое утро вставал со словами:

- ну что ж, сегодня мне предстоит ещё один трудный день!

Этому человеку жилось очень нелегко. Он очень уставал, часто болел. И редко его лицо освещалось улыбкой. Не до улыбок, когда каждый день надо бороться за существование!

Другой человек поднимался с утра со словами:

- Утро доброе! Какой чудесный день нынче!

 И ему везло во всех делах, и улыбка не сходила с его лица.

Давайте скажем друг другу: « Что сегодня  утро доброе, а день чудесный.

Вот увидите, хорошего станет больше.

Кто настроился на работу, у кого хорошее настроение, выразите это жестами!
      Проверка домашнего задания:

Географический диктант.

   На доске:   1. платформа   2. плита   3.щит   4.складчатые области   5.возрожденные горы   6.фундамент   7. осадочный чехол   8.цунами   9.карст  10. Кавказ   11. Алтай   12. Урал 13. тектоническая карта 14. физическая карта 15. морена 16. эоловые

Учитель читает определение термина, учащиеся ставят номер правильного ответа в тетрадь.

1. Выход фундамента на уровень осадочных пород (щит -3)

2. Древний устойчивый участок земной коры (платформа-1)

3. Верхний слой платформы (осадочный чехол-7)

4. Карта, на которой показаны части земной коры (тектоническая-13)

5. Горы располагаются (в складчатых областях-4)

6. Возрожденными горами являются (Алтай, Урал -11,12)

7. Ледниковый материал (морена-15)

8. Формы рельефа, созданные ветром (эоловые-16)

Взаимопроверка. Работа в парах

Код к географическому диктанту: 3,1,7,13,4,11,12,15,16

      Установите соответствие между термином и понятием:

  1. Переходная зона между воздушными массами с разными свойствами

А) западный перенос

  1. Крупный атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре

Б) суммарная солнечная радиация

  1. Крупный атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре

В) циклон

  1. Радиация, проходящая к земной поверхности непосредственно от солнца в виде пучка параллельных лучей

Г) тепловое излучение

  1. Общая величина солнечной радиации, достигающей земной поверхности

Д) прямая солнечная радиация

  1. Постоянные ветры, дующие в умеренных широтах с запада на восток; на территории России – с Атлантического океана

Е) атмосферный фронт

  1. Преобразованная часть солнечной энергии, поглощенная поверхностью Земли, от которой нагреваются приземные слои воздуха

Ж)  антициклон



1. Что влияет на распределение основных элементов климата на территории России?

Климат состоит из двух основных элементов – температура и влажность (режим осадков). На эти элементы влияют: широта объекта (Россия расположен в верхних широтах, соответственно угол падения солнечных лучей не будет соответствовать 900, количества приходящего тепла будет ограничено), континентальность (удаленность от океана, на континентальность России наибольшее влияние оказывает Атлантический океан), движение основных воздушных масс (на Россию влияют умеренные, арктические и тропические воздушные массы), постоянные ветра (в России активно действует западный перенос ветров).

2. Каковы климатические особенности зимнего сезона? летнего сезона?

Зимой почти на всей территории России устанавливается устойчивый снежный покров. Температуры имеют четкую долготную зональность, что связано с западным переносом ветров: чем восточнее, тем более низкие температуры устанавливаются, и выпадает меньше осадков, за исключением Дальнего Востока, где свое влияние оказывает Тихий океан. Зимой на побережье Чёрного моря среднемесячная температура всегда положительная, в отдельные дни температура может подняться выше +20 градусов. Это связано с низкими широтами на юге России и согревающим влиянием Черного моря. На востоке республики Якутия (Саха) в Оймяконе с декабря по февраль возможны морозы ниже -60 градусов и ниже, это связно с высокой континентальностью климата и температурными инверсиями в межгорных котловинах. Лето на территории страны очень сильно отличается: в южных районах устанавливается жаркая погода, в то время как в северных районах лишь сходит снег и исчезают заморозки, это связано с тем, что распределение летних температур больше зависит от широтной зональности.

3. Где в России самая холодная зима? самая тёплая зима?

Самые низкие температуры в зимний период зафиксированы на северо-востоке Якутии в Оймяконе и Верхоянске, где из-за резко континентального климата (крайней удаленности от Атлантического океана и западного переноса ветров) формируется устойчивая сухая морозная и антициклоническая погода, к тому же эти населенные пункты расположены в межгорных котловинах, что вызывает температурные инверсии, т.е. увеличение температуры с высотой. Этот эффект возникает из-за того, что тяжелый холодный воздух опускается вниз и там застаивается. Самая теплая зима наблюдается на побережье Черного моря. Зимой на побережье Чёрного моря среднемесячная температура всегда положительная, в отдельные дни температура может подняться выше +20 градусов. Это связано с низкими широтами на юге России и согревающим влиянием Черного моря.

4. Как распределяется количество осадков по территории России?

Распределение осадков на территории России зависит от следующих факторов: циркуляции воздушных масс, рельефа и температуры воздуха. Наибольшее количество осадков в стране выпадает на Русской равнине. Они приносятся западными ветрами с Атлантического океана круглый год. При продвижении на восток, с удалением от Атлантики годовая сумма осадков уменьшается (Русская равнина – до 900 мм, Западная Сибирь – до 600 мм, Восточная Сибирь – до 400 мм). На Дальнем Востоке количество осадков увеличивается. Это связано с деятельностью летнего муссона приносящего с Тихого океана влажные воздушные массы. Основная масса осадков в России на равнине выпадает между широтами 55° и 65°. К северу и югу от этой полосы количество осадков уменьшается. Арктический воздух, характеризующийся низкими температурами, содержит мало влаги, а в южных районах страны преобладают континентальные воздушные массы, отличающиеся сухостью. В горах, обращенных навстречу влажным ветрам, осадков выпадает больше, чем на равнине.

5. Объясните увеличение суммы осадков в горных районах. Откуда воздушные массы приносят осадки, выпадающие на Урале? на Алтае? в Сихотэ-Алине?

Количество выпадающих осадков в горных районах (Урал, Алтай и Сихотэ-Алинь) связано с тем, что влажные воздушные массы, несущие в себе много воды, начинают сталкиваться с высокими горными массивами и перейти их не могут. Для того, что бы перевалить через вершины им необходимо уменьшить свою массу, избавившись от лишней воды, поэтому на подветренных склонах гор выпадает много осадков. На территории Урала и Алтая осадки приходят с запада (Атлантического океана), на территории Сихотэ-Алиня с востока (Тихого океана).

6. Определите по картам (см. рис. 44 и 46), в каких районах нашей страны наблюдаются самые низкие и самые высокие температуры воздуха летом и зимой. Объясните их причины.

Самые высокие температуры воздуха в июле наблюдаются в Прикаспийской низменности, причинами этого являются низкие широты (ближе к экватору (юг северного полушария) увеличивается угол падения солнечных лучей и солнечная радиация уваливается), увеличение континентальности климата (Каспийское море оказывает меньшее влияние на территорию Европейского юга России, чем Черное, это связано с преобладанием западного переноса ветров). Самые низкие температуры июля наблюдается на островах Арктики, что связано с высоким широтным положением (приближены к северному полюсу) и охлаждающим влиянием Северного Ледовитого океана. Самые низкие температуры в зимний период зафиксированы на северо-востоке Якутии в Оймяконе и Верхоянске, где из-за резко континентального климата (крайней удаленности от Атлантического океана и западного переноса ветров) формируется устойчивая сухая морозная и антициклоническая погода, к тому же эти населенные пункты расположены в межгорных котловинах, что вызывает температурные инверсии, т.е. увеличение температуры с высотой. Этот эффект возникает из-за того, что тяжелый холодный воздух опускается вниз и там застаивается. Самая теплая зима наблюдается на побережье Черного моря. Это связано с низкими широтами на юге России и согревающим влиянием Черного моря.

7. Определите по карте (см. рис. 47) среднегодовое количество осадков для средней полосы Восточно-Европейской равнины, Прикаспийской низменности, побережья Восточно-Сибирского моря, побережья Японского моря. Где и почему выпадает максимум и минимум осадков?

Среднегодовое количество осадков (мм в год):

- Восточно-Европейская равнина: 500-600;

- Прикаспийская низменность: 200-300;

- Побережье Восточно-Сибирского моря: 100-200;

- Побережье Японского моря: 800-1000;

Максимум осадков выпадает на побережье Японского моря (800-1000 мм/год), что связано с влиянием Тихого океана, и относительно высокими температурами, благодаря этим факторам над этой территорией господствуют циклоны. Самые низкие показатели на территории побережья Восточно-Сибирского моря, так как там низкие температуры, к тому же Северный Ледовитый океан оказывает охлаждающее влияние, в результате чего образуются антициклоны, приносящие ясную безоблачную погоду.

8. Проанализируйте синоптическую карту (рис. 48) и выясните, что на ней изображено с помощью условных знаков.

Анализ карта погоды. На карте показаны территории, на которых господствую циклоны и антициклоны, а также атмосферные фронты. В частности на северо-западе Восточно-Европейской равнины, Среднесибирском плоскогорье, территории побережья Восточно-Сибирского моря наблюдается циклон и Камчатского полуострова. В городах, находящихся на этой территории наблюдается пасмурная погода с осадками и усилением ветра, давление ниже нормы: Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, Якутск, Певек. Над Западной Сибирь, Уралом, Восточной Сибирью и югом Дальнего Востока сформировались антициклоны, которые приносят ясную безветренную погоду, без осадков и сильного ветра: Новосибирск, Екатеринбург, Хабаровск. В целом на карте погоды изображаются изобаты, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, направление и скорость ветра, дневные и ночные температуры, облачность, природные явления (грозы, ливни и т.д.).

Д.з,3) подготовить сообщение на одну из предложенных тем;   

    1. «Летние и зимние рекорды температур в России».
      2. «Россия — снежная страна».
      3. «3има и лето в вашей местности: по материалам исторических хроник».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!