СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по физике "Единицы длины" 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

                      Урок  по теме: « Единицы длины и массы»

Цель: углубить знания учащихся о единицах измерения массы; рассмотреть исторические единицы измерения длины, которые использовались в различных странах; ввести единицу измерения длины и познакомить с историей ее введения), развивать умение выдвигать гипотезы, проверять их, оценивать свою работу в группе, проводить контроль и коррекцию своей работы;

                     

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по физике "Единицы длины" 7 класс»

Пшегалинская Наталья Васильевна,

учитель физики

7 класс

Урок по теме: « Единицы длины и массы»

Цель: углубить знания учащихся о единицах измерения массы; рассмотреть исторические единицы измерения длины, которые использовались в различных странах; ввести единицу измерения длины и познакомить с историей ее введения), развивать умение выдвигать гипотезы, проверять их, оценивать свою работу в группе, проводить контроль и коррекцию своей работы;



Оборудование. Таблицы, плакаты единиц измерения, приборы для измерения массы и длины, проектор, мультимедийная доска, компьютер

Ход урока

I. Повторение

Учитель:

Сегодня мы продолжаем знакомство с физическими величинами и единицами их измерения.

Вопрос. Какие величины называют физическими?

Ответ. Под физической величиной следует понимать характеристику физических объектов или явлений.

Учитель:

На предыдущих уроках мы познакомились с такими величинами как масса, время.

Вопрос. В каких единицах можно измерять массу, время?

Ответ. Единицы измерения массы — пуд, фунт, килограмм, грамм, центнер и т.д.; а времени — сутки, часы, минуты, год и Т.д.

Вопрос. Как измеряют массу, время?

Ответ. С помощью весов, часов.

Вопрос. Какие часы использовал человек в своей деятельности?

Ответ. Песочные, солнечные, маятниковые, кварцевые.

II. Усвоение новых знаний. Путешествие

Учитель:

Так как мы уже можем сравнивать и связывать некоторые единицы измерения величин, то отправимся вместе с купцами в путешествие. Итак, мы отправимся на Восток.

Во время путешествия всем находившимся на судне надоело однообразие морского пейзажа. Но вот пассажиры увидели на горизонте еле заметную полоску берега. Все очень обрадовались и стали спрашивать членов команды, далеко ли еще до берега; капитан ответил, что до берега осталось 5 трубок, юнга-испанец ответил, что осталось расстояние в 7 сигар, а повар-японец сказал, что до берега осталось два лошадиных башмака. Переглянулись пассажиры, ничего не поняв, отошли от членов команды и стали терпеливо ждать приближения берега.

Вопрос. Почему ничего не поняли пассажиры?

Ответ. Так как не знали, что расстояние может быть измерено трубками, сигарами и даже лошадиными башмаками.

Учитель:

Действительно, моряки измеряли путь трубками, т.е. расстояниями, которые проходит судно за время, пока моряк выкуривает трубку. В Испании похожей единицей была сигара, а в Японии — лошадиный башмак, т.е. путь, который проходила лошадь, пока не износится привязанная к ее копытам соломенная подошва, заменявшая подкову. В Египте распространённой единицей длины был стадий-путь, проходимый мужчиной за время между первым лучом Солнца и появлением на небе всего солнечного диска.

Вот и гавань, а вблизи нее раскинулся шумный базар. Перед нами множество различных товаров. Давайте поможем купцу купить товар. Заглянем в лавку, где торгуют пряностями (перец, гвоздика и т.д.)

Задача, В лавке пряностей перец рассыпан в мешки по 0,5 ц и стоит 1 мешок 240 рублей. Если рассыпать перец в мешочки по 1 фунту и продать каждый мешочек по 6 рублей, то какую прибыль получит купец?

1. 0,5 ц=50 кг

2. 1 фунт=0,4 кг

3. 50 кг:0,4 кг=125 (мешочков)

4. 12 х6=750 (руб.)

5. 750-240=510 (руб.) — прибыль, купцу выгодно купить перец.

Учитель:

А вот лавка торговца тканями. Но что за шум?

Театрализованная сценка.

Господин:

Опять ты, негодяй, обворовал меня! Снова одних тканей продано больше, чем заплачено за них, а других тканей наоборот, продано меньше, чем за них

заплачено!

Продавец:

Я не виноват! Купцы из разных стран делают покупки. Я отмерил ткань, а они проверяют на свой лад. А с купцом не поспоришь!

Господин:

Как же быть? Может, выгнать тебя, бестолочь!? Однако с другим будет торговля не лучше. Опять обман от купцов будет.

Продавец:

Господин, а, может, мудрецы помогут? Пойдемте и спросим совета.

Подходят к учителю.

— Добрый человек, помоги разобраться, почему заморские купцы всегда обманывают?

Учитель.

Я помогу, слушайте мои советы и советы моих помощников.

В древности расстояние измеряли шагами. Например, римская миля содержала тысячу двойных шагов, а в России применялась мера длины верста (1 км). Однако длину ткани, веревки измерять шагами неудобно. Поэтому многие народы стали использовать части своего тела.

1 локоть =б ладоней =24 пальца

1 египетский локоть = 0,45 м

Выразить в метрах: 3 локтя и 10 пальце =3х0,45+ 10/24 х 0,45= 1,53 м.

О единицах длины, которыми пользовались в Западной Европе, расскажет мой помощник (презентация учащегося)

1 дюйм = 2,54 см,

А на Руси были свои единицы измерение (сообщение учащегося)

1 аршин = 71 см

1 вершок = 1/16 аршина

1 пядь= 1/4 аршина

1 сажень=3 аршина

Учитель:

Вспомните пословицы, содержащие название мер длины.

1. Косая сажень в плечах.

2. Все меряет на свой аршин,

3. Семь пядей во лбу.

4. Каждый сверчок знай свой вершок.

Презентация учащегося

В Англии использовалась единица измерения длины — ярд (91,44 см). Указом короля Генриха 1 в 1101 году ярд был определен как расстояние от кончика носа короля до конца среднего пальца вытянутой руки в сторону его руки.

Многие народы употребляли меру длины фут (сообщение учащегося).

1 фут = 30, 48 см.

Учитель.

Вот такой простор для всевозможных ошибок обманов. Крепли международные связи, развивалась торговля, и возникла необходимость установления международной системы мер, так как в разных местностях все меры имели различные значения (римский, вавилонский, египетский локти). Кроме народных масс, в уточнении единиц мер были заинтересованы представители науки и техники. (Слова на доске. Д.И. Менделеев: «Наука начинается... с тех пор, как начинают измерять»), Необходима была общая система мер, и чтобы они были постоянны. Нужно, чтобы меры образовывали систему. Такую систему древние ученые Вавилона создали еще 5000 лет назад: основная мера — длина, единица площади — квадрат со стороной, равной единице длины, единица объема— куб с ребром, равным единице длины.

Действительно, соотношение между длинами указывалось и в старину: 1миля — 7 верст, 1 аршин —16 вершков и т.д.

Но не так просто сосчитать, сколько вершков в миле и т.д. Более удобной для расчетов была система мер, в которой одни единицы в 10, 100, 1000 раз меньше или больше других однородных величин. Впервые система мер на десятичной основе была предложена в ХVII веке французским астрономом Мутоном (знакомство во 2-3 классах). В ХVII веке французы, воодушевленные революционным духом, провозгласили лозунг «На все времена, для всех народов», который предусматривал создание новой системы мер, которая стала бы международной. Была создана специальная комиссия, состоящая из математиков и астрономов того времени, которая решила в качестве единицы длины принять 1/40000000 доле меридиана, проходящего через Париж.

Борис Семенович Якоби, член Петербургской академии наук, подсчитал, что 1/3 часть времени, выделенная на преподавание арифметики, выиграна введением метрической системы отсчета.

В 1889 году были изготовлены эталоны метра и килограмма и сданы на хранение в Музей мер и длин в г. Серве под Парижем.

Современные методы позволяют определить более точные значения 1 метра.

Интересно знать. «Познай себя» (презентация на мультимедийной доске):

1. протяженность кровеносных сосудов-капилляров – 60-80 тыс.км.

2. Кровь человека содержит 5-6 млн. красных телец. Если их сложить в цепочку, получится лента, которой можно 4-5 раз обогнуть земной шар.

3. Самый маленький мускул — «стремечком» в ухе человека — имеет длину 1,2 мм.

4. Если человека постричь наголо, то на голове у него останется 200 м волос.

III. Применение полученных знаний

Учитель: А теперь займемся расчетом!

Задача. Кусок туалетного мыла имеет прямоугольную форму. После семи дней использования все его размеры уменьшились в 2 раза. На сколько дней еще хватит этого куска при такой же скорости использования?

Решение задачи записывается на доске:

V=a×b×c

V=a/2 × b/2 × c/2=V/8

Через семь дней осталось 1/8 куска на 1 день.

IY. Закрепление

Проверим, насколько внимательны вы были сегодня, и по лесенке взберемся на вершину знаний по единицам измерения длины.

1. Основная единица измерения длины.

2. Наиболее часто встречающаяся единица площади в сельском хозяйстве.

3. единицы длины, примерно равная длине ступни.

4. Единицы длины, примерно равна длине сустава большего пальца.

5. Старинная русская мера длины.

6.Русская единица длины, равна

1/16 аршина.

7. Единица длины, содержащая 100мм.

Учитель:

Проверим, у кого лучший в классе глазомер (любой предмет, размеры которого можно определить)

Y.Домашнее задание. Составить таблицу.


м

см

дц

мм

1 см





1мм









1дм







YI. Рефлексия. Подведение итога урока

Вопрос: Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Ответ:

На уроке мы познакомились со старинными единицами измерения длины, а также со связанными с метром единицами измерения







Использованные ресурсы:

Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике: Для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012

Пёрышкин А.В. Физика 7-М.: Дрофа, 2017 г.

Книга для чтения по физике. 6-7 классы / Сост. И.Г. Кириллова. – М.: Просвещение, 1986.

 Физика и астрономия. Пробный учебник для 7 кл. / Под ред. А. А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 1993.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!