(К) Беседа. Отрывок из алтайской сказки Язык птиц и зверей мальчик хорошо понимал. Пчёл и кузнечиков внимательно слушал. Он и сам, то зажужжит, то застрекочет, то как птица, защебечет, то засмеется, как родник. Дунет мальчик в сухой стебель – стебелек поёт... – Что помогало мальчику общаться с природой? (Звуки.) – Давайте вспомним, что мы уже знаем о звуке, что учили в 1 классе. – Что такое звук? – Какие бывают источники звука? (искусственные и естественные) – Какие источники звука относятся к искусственным (звук самолета, звук муз.инструментов…, какие – к естественным (шум листвы, лай собаки, шум дождя…? (П) Повторение ранее изученного материала – Откуда берётся звук? – Как распространяется звук? – Можно ли усилить звук? Если будут пары, которые затрудняются ответить на эти вопросы, можно подготовить консультантов. (К) Работа с учебником. Чтение текста. – Что же такое звук с научной точки зрения? (Это энергия.) – Как возникает звук? (За счёт колебаний.) – Что такое звуковые волны? (Колебания, которые распространяются по воздуху.) (К, Д, Э) Проблемный вопрос. – Что необходимо сделать, для того чтобы тело стало источником звука? (Необходимо тело привести в движение, сделать так, чтобы оно совершало колебания. Например, гитара. Она зазвучит, когда придут в движение её струны. – Как вы думаете, что является источником звука у человека? (Колебания голосовых связок.) Информация для учителя. Исследования показали, что человеческое ухо способно воспринимать звук механических колебаний тел, происходящие с частотой от 20 до 20000 Гц. Поэтому на всякое колеблющееся тело человек может слышать (например, нитяной маятник). (К) Динамическая пауза. Игра «Звуковое лото». Дети отгадывают предмет по звуку. Учитель включает фонограммы. Или учитель показывает предмет, а дети произносят звуки, которые издаёт это предмет. Работа с иллюстрациями в учебнике. – Назовите первых учёных исследователей звука. – Перечислите приборы, которыми пользуются учёные-физики. – Как вы думаете, для чего нужны им эти приборы? Информация для учителя. Камертон представляет собой изогнутый металлический стержень на ножке. Может быть укреплён на резонаторном ящике. Если по камертону ударить молоточком, он зазвучит. Колебания ветвей незаметны. Но их можно обнаружить, если к звучащему камертону поднести маленький, подвешенный на нити шарик. Шарик будет периодически отскакивать, что свидетельствует о колебаниях ветвей камертона. Колебания камертона можно наблюдать и в воде. Если ударить по камертону молоточком и опустить его в воду, на поверхности воды появится лёгкая рябь. |