План конспект по теме: «Эмбриональный период развития».
Цель урока: изучить эмбриональный период онтогенеза, его этапы, влияние на него условий окружающей среды.
Задачи урока: 1) обучения: сформировать у учащихся знания об эмбриональном развитии организма; создать условия для формирования умений характеризовать этапы эмбрионального развития; определить влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона;
2)воспитания: формирование правильного отношения к процессу образования эмбриона как к развитию будущего живого организма;
3) развития: развивать умения активно воспринимать изучаемый материал, обобщать, ставить цели.
Предполагаемые результаты: 1)предметные: выражать знания об эмбриональном развитии, умения характеризовать этапы эмбрионального развития, знать, как условия окружающей среды влияют на развитие эмбриона;
2) личностные: выражать готовность правильного отношения к процессу образования эмбриона как к развитию будущего живого организма;
3) метапредметные: использовать умения активно воспринимать изучаемый материал, обобщать, ставить цели.
Тип (вид) урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, рассказ, работа с терминами, записи в тетради, демонстрация изобразительных средств.
Основные понятия: общебиологические (онтогенез, дробление, гаструляция, органогенез, бластула, гаструла, зародышевые листки).
Оборудование урока: учебник, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, садитесь! Дежурный, назовите отсутствующих!
Ученик: (называет отсутствующих, если они имеются).
II. Актуализация опорных знаний
Учитель: Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте, вспомним, что было вами изучено ранее, для этого вам необходимо ответить на несколько вопросов по прошедшей теме:
1. Чем половое размножение отличается от бесполого?
Предполагаемый ответ: бесполое размножение характеризуется тем, что новая особь развивается из неполовых, соматических (телесных) клеток. Половое размножение заключается в объединении в наследственном материале потомка генетической информации из двух разных источников – родителей.
2. Что такое сперматогенез и овогенез?
Предполагаемый ответ: сперматогенез — развитие мужских половых клеток (сперматозоидов). Овогенез — это процесс образования женских половых клеток (яйцеклеток).
3. Чем отличается яйцеклетка от сперматозоида?
Предполагаемый ответ: яйцеклетка в отличие от сперматозоидов крупная и неподвижная, обладающая запасом питательных веществ. Функция сперматозоида – доставка наследственного материала к яйцеклетке.
4. Какие периоды выделяют в развитие половых клеток ?
Предполагаемый ответ: Сперматогенез – 4 стадии (размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование ), а овогенез – 3 ( размножение, рост и созревание).
5. Какие отличия мейоза от митоза? (Какое число дочерних клеток образуется? Какое значение имеет для существования вида тот и другой способ деления?).
Предполагаемый ответ: Мейоз – это деление, при котором получаются половые клетки (гаметы – сперматозоиды и яйцеклетки; у растений после мейоза получаются споры). Митоз - это деление, при котором получаются соматические клетки.
В митозе одно деление (2 дочерние клетки), а в мейозе – два (4 дочерних клетки).
Митоз обусловливает важнейшие явления жизнедеятельности: рост, развитие и восстановление тканей и органов и бесполое размножение организмов. Мейоз обеспечивает передачу генетической информации от организма к организму при половом размножении и комбинативную изменчивость.
III.Изучение нового материала
Итак, ребят, открываем тетрадки и записываем тему урока – «Эмбриональный период развития».
Каждый живой организм, обитающий на Земле в определенное время и в определенном месте, имеет начало и конец своего существования, проходит свой жизненный путь. Это и есть онтогенез, или индивидуальное развитие.
Учитель: Как вы считаете, с чего начинается онтогенез каждого живого организма?
Ученик: начинается с оплодотворенной яйцеклетки – зиготы.
Запись в тетрадь: Индивидуальным развитием, или онтогенезом, называют весь период жизни особи – с момента слияние сперматозоида с яйцом и образования зиготы до гибели организма.
Онтогенез делится на два периода: 1) эмбриональный, который протекает в организме матери, т.е. – является внутриутробным. Он начинается с момента образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек; 2) постэмбриональный – начинается с момента выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.
Запись в тетрадь:
Онтогенез
Эмбриональный период Постэмбриональный период
(от образования зиготы до рождения) (от рождения до смерти)
В эмбриональный период происходит закладка всех органов и систем зародыша. И, несмотря на свое многообразие, большинство многоклеточных животных, в независимости от сложности их организации, имеют единые стадии эмбрионального развития, а именно – дробление, гаструляцию и первичный органогенез
Записи в тетрадь:
Стадии эмбрионального периода развития:
Дробление
Гаструляция
Первичный органогенез
Стадия Дробление. Развитие каждого организма начинается со стадии одной клетки. А в результате уже многократных делений одноклеточный организм превращается в многоклеточный. То есть, оплодотворенное яйцо является не только клеткой, но одновременно уже и организмом на самой ранней стадии его развития. Возникшее при оплодотворении путем слияния сперматозоида и яйцеклетки диплоидное ядро через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делится и цитоплазма. Образующиеся клетки при деление не увеличиваются в размерах, а наоборот с каждым делением уменьшаются, поэтому процесс деления носит названия дробления.
Запись в тетрадь: Период дробления характеризуется тем, что накапливается клеточный материал для дальнейшего развития. Дробление завершается образованием многоклеточного однослойного зародыша – бластулы.
Полость внутри бластулы наполнена жидкостью – первичная полость тела.
Иначе протекает период дробления у птиц. Свободная от желтка цитоплазма составляет всего 1 % от общего объёма яйцеклетки курицы; вся остальная цитоплазма яйцеклетки, а следовательно, и зигота, заполнена массивом желтка. Если присмотреться к куриному яйцу, на одном из его полюсов непосредственно на желтке можно увидеть маленькое пятнышко – бластулу, или зародышевый диск, образовавшийся в результате дробления свободного от желтка участка цитоплазмы, содержащего ядро. В таких случаях дробление называют неполным. Неполное дробление свойственно также некоторым рыбам и рептилиям.
Во всех случаях – и у ланцетника, и у амфибий, и у птиц, а также у других животных – общий объём клеток на стадии бластулы не превышает объёма зиготы. Другими словами, митотическое деление зиготы не сопровождается ростом образовавшихся дочерних клеток до объёма материнской, и размеры их в результате ряда последовательных делений прогрессивно уменьшаются. Эта особенность митотического деления клеток в ходе дробления наблюдается при развитии оплодотворённых яиц у всех животных
Некоторые другие черты дробления также свойственны различным видам животных. Например, все клетки в бластуле имеют диплоидный набор хромосом, одинаковы по строению и отличаются друг друга главным образом количеством содержащегося в них желтка. Эти клетки лишены специализации для выполнения определенных функций, поэтому их называют неспециализированными (или недифференцированными) клетками.
Запись в тетрадь: Неспециализированные (или недифференцированные) клетки – это клетки, которые лишены специализации для выполнения определенных функций.
Бластомерам также чрезвычайно короткий митотический цикл по сравнению с клетками взрослого организма. Кроме того, общий объём клеток бластулы не превышает объём зиготы.
Стадия Гаструляция. Бластула в процессе развития переходит в новую стадию – гаструлу.
Запись в тетрадь: Зародыш на этой стадии состоит из отчетливо различимых пластов клеток (зародышевых листков): наружного, или эктодермы , и внутреннего, или энтодермы.
Полость внутри гаструлы называется первичной кишкой, а отверстие, которое в нее ведет, — первичным ртом.
Гаструляция у ланцетника осуществляется путем впячивания, одного из полюсов бластулы внутрь, по направлению к другому. Это связанно с тем, что на одном из полюсов бластулы ее клетки начинают делиться быстрее, чем на другом. У других животных – либо путем расслоения стенки бластулы, либо путем обрастания массивного вегетативного полюса мелкими клетками анимального полюса . У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, возникает третий зародышевый листок – мезодерма ,которая располагается между экто- и энтодермой в первичной полости тела – бластоцели. Зародыш становится трехслойным.
Запись в тетради: сущность процесса гаструляции заключается в перемещении клеточных масс.
Клетки зародыша практически не делятся и не растут. На стадии гаструляции появляются первые признаки дифференцировки между клетками и частями зародыша, начинается использование генетической информации клеток зародыша.
Запись в тетради: Дифференцировка, или дифференцирование – это процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.
Из неспециализированных клеток бластулы постепенно возникают клетки эпителия кожи, появляются нервные, мышечные клетки и т.д. Клетки приобрели способность синтезировать определённые белки, свойственны только данному типу клеток (лимфоциты синтезируют защитные белки - антитела, мышечные клетки – сократительный белок миозин и т.д.).
У разных видов животных одни и те же зародышевые листки дают начало одним и тем же органам и тканям, т.е. они гомологичны. Гомология зародышевых листков – одно из доказательств единства животного мира.
Стадия Органогенез.
Запись в тетрадь: На этой стадии происходит формирование таких важных частей зародыша, как нервная трубка, хорда, кишечная трубка.
В процессе специализации клеток из эктодермы образуются нервная система, органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов; из энтодермы – эпителий кишки, пищеварительные железы – печень и поджелудочная железа, эпителий жабр и лёгких; из мезодермы – мышечная ткань, соединительная ткань, в том числе рыхлая соединительная ткань, хрящевая и костная ткань, кровь и лимфа, а также кровеносная система, почки, половые железы и др.
Учитель: Оказывает ли влияние на развитие зародыша окружающая среда? Если да, то какое и почему? Если нет, то почему?
Ученик: Развивающиеся зародыши зависят от внешней среды. Например, зародыши моллюсков получают из внешней среды воду, кислород, неорганические вещества; эмбрионы рыб и амфибий нуждаются только в кислороде и воде, а яйца птиц максимально обособлены от среды: в зародыш поступает извне лишь небольшое количество кислорода.
Что же касается млекопитающих, то их эмбриональное развитие находится в полной зависимости от материнского организма. Зародыш получает от матери и кислород, и воду, и органические и неорганические вещества. Если изменятся условия внешней среды, нормальное развитие зародыша может нарушиться. При этом незначительное изменение свойств зародыша на начальных этапах развития повлечет за собой многочисленные нарушения структуры и функций организма в более позднем возрасте.
Одной из причин нарушения являются чужеродные для эмбриона химические вещества, которые, попадая в водоемы, а затем в яйца различных животных, вызывают нарушения развития. Вредное влияние оказывают алкоголь и никотин, которые попадают в зародыш из крови матери, если она курит и употребляет алкоголь. Они приводят к снижению жизнеспособности эмбриона и рождению ребенка с различными заболеваниями и уродствами.
IV. Закрепление изученного материала (7-10 минут).
А теперь, используя знания полученные сегодня на уроке, давайте ответим на вопросы:
Что такое онтогенез?
Какие периоды включает онтогенез?
Какие стадии выделяют в эмбриональном периоде? И чем они характеризуются?
V. Подведение итогов, информация о домашнем задании
В ходе урока мы познакомились с особенностями эмбрионального периода развития, а также как влияю внешние условия для развития зародыша.
Домашнее задание: параграф 32, ответить на вопросы в конце учебника
VI. Рефлексия