СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока«Первоначальные сведения о строении вещества», «Движение и силы», «Давление жидкостей и газов».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний  по темам:

«Первоначальные сведения о строении вещества», «Движение и силы», «Давление жидкостей и газов».

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока«Первоначальные сведения о строении вещества», «Движение и силы», «Давление жидкостей и газов».»

Пшегалинская Наталья Васильевна, учитель физики

Урок обобщения и систематизации знаний по темам:

«Первоначальные сведения о строении вещества», «Движение и силы», «Давление жидкостей и газов».

Цель:

Обучающая:

повторение, систематизация знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества», «Движение и силы», «Давление жидкостей и газов»,

использовать знания и умения учащихся, приобретенных на уроках физики, определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретных тем.

Развивающая: развитие мыслительных процессов, творческого воображения, наблюдательности, памяти, внимания, навыков работы в коллективе.

Воспитывающая:

  • воспитание эрудированных и развитых личностей,

  • продолжать формировать навыки четких ответов на вопросы,

  • выделять главное в изучаемом материале,

  • привитие интереса к предмету,

  • углубление и расширение знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, гонг, диск, жетоны, штатив, молоточек, круг с секторами, волчок (юла со стрелкой).

Ход урока



Желательно проводить сдвоенный урок для двух параллельных классов. При входе в класс два ученика-ассистента раздают участникам аукциона карточки-визитки, на которых они должны написать фамилию, класс, а в аукционе — что он «купил»: количество жетонов, предмет, баллы, в центре длинного стола-кафедры расположен нарисованный на ватмане круг с 16 секторами (как на «Поле-чудес»). В секторах равномерно размещаются предметы (некоторые, скрыты в черных ящиках) — 12 штук; карточки с пословицами — 3 штуки; одна музыкальная пауза. Слева от круга — гонг, коробка с жетонами (монетами, палочками и т. п.).

Учитель-ведущий находится у компьютера, один из ассистентов — у волчка, второй — у гонга.

Ведущий. Дамы и господа! Вы присутствуете на физическом аукционе. Основной валютой на аукционе являются ваши знания, смекалка и сообразительность. Чтобы вам было легче пользоваться своей валютой, сначала мы проведем «Предварительную распродажу», то есть вспомним основные физические понятия, которые вы уже изучили. Условия «Предварительной распродажи»: первое и основное — ответы с места не оцениваются. Второе — знающий ответ поднимает руку. Я, мои ассистенты и независимые наблюдатели (учителя или 2—3 старшеклассника) будут внимательно следить за тем, чтобы предоставить слово самому первому.

Третье — За правильный ответ вы получаете жетон. Чем больше жетонов вы наберете, тем выше в

баллах оценивается ваша работа.

Четвертое — за выкрики с места участник удаляется на скамью не допущенных к аукциону.

Итак, начинаем распродажу! (Ассистенты раздают жетоны за правильные ответы).

I Предварительная распродажа

Вопросы к «Предварительной распродаже»

1. Что изучает физика?

2. Что называют физическим телом?

3. Что называется физическим явлением?

4. Назовите основные характеристики физических тел?

5. Что называется веществом?

6. Назвать несколько физических величин и приборы, которыми они измеряются,

7. Из чего состоят вещества?

8. Что происходит при нагревании тел?

9. Что называется диффузией?

10. Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы? —

11. Назвать все состояния вещества.

12. Что можно сказать об объеме и форме:

а) твердого тела;

б) жидкости;

в) газа?

13. Что называется траекторией движения?

14. Что называется скоростью движения?

15. Что такое «инерция»?

16. Как определяется плотность вещества? .

17. Что такое сила?

18. Назовите виды сил.

19. Что называют давлением?

20. Что вы можете сказать о давлении в жидкостии газе?

21. Что собой представляют сообщающиеся сосуды? (Количество вопросов, по усмотрению,

уменьшить).

Ведущий. Прошу всех, кто заработал жетоны, записать их количество в свои визитки, а жетоны отдать ассистентам.



II Аукцион

А теперь мы приступаем к аукциону. Очередность предметов, представленных к продаже, определяется стрелкой волчка. Для того, чтобы купить вещь, нужно найти связь между ней и физикой. Вы называете физические свойства, состояние, единицы измерения и другие особенности данного прёдмета. Если до счета- «три!» и Удара гонга нового ответа не поступит, вещь считается проданной, и ее получает тот, кто дал последний правильный ответ. Если связь предмета с физикой не будет установлена, он остается на аукционе. Некоторые предметы спрятаны в черных ящиках, на которых лежат карточки с загадками, то есть «товар» нужно угадать.Угадавшему предоставляется право первого слова. Есть сектора, в которых лежат только карточки.Здесь продается право купить 12 баллов. В карточках записаны пословицы и поговорки. В них заключена народная мудрость, они украшают речь, делают ее живой, остроумной. Но очень часто в них заключается конкретное физическое явление. Ваша задача — правильно объяснить поговорку с точки зрения физики. В карточке по три пословицы — по 4балла за каждую. Например: «На жару и камень лопнет». Так говорят о человеке, который не смог

пройти тяжелых испытаний судьбы. А вот ответ с точки зрения физики: при нагревании тело

расширяется, так как увеличивается расстояние между молекулами. Если нагревание продолжается, то связи между молекулами разрываются и появляется трещина. Если стрелка укажет на карточку — вызывается первый доброволец.

Итак, начинаем первый лот!

(Первый ассистент ударяет молоточком в гонг или подвешенный на штативе диск, а второй —

-раскручивает волчок. И так далее после каждого ответа 90 последнего лота. Если после 7—8 лота невыпала музыкальная пауза — ведущий сам ставит на нее).

Список предметов для лотов и примерные ответы к ним.

1. Воздушный шарик. (Твердое тело, сделанное из резины, способно менять свою форму, при наполнении газом принимает форму сферы — газ давит повсем направлениям одинаково; при сжатии возникает сила упругости).

2. Линейка. (Твердое тело сделано из дерева(пластмассы), измерительный прибор, обладает хорошей упругостью, деления нанесены другой краской, благодаря диффузии).

3. Ластик. (Твердое тело, резина, искусственное вещество, хорошая упругость, стирает за счет

трения; хорошее сопротивление достигается давлением).

4. Мыло. (Твердое тело, имеющее сложный состав; хорошо растворяется в воде (диффузия); отстирывает жирные и грязные пятна (смачивание); цвет мыла — диффузия с краской; имеет запах диффузия в газе и т.д).

5. Тетрадь.

6. Кнопки.

7. Мел.

8. Свеча.

9. Расческа.

10. Вязальный крючок.

11. Карандаш.

12. Нож для художественных работ.

(Учащиеся должны быть заранее подготовлены к ответам на уроках. Предметы закупаются заранее).

Пословицы и поговорки

Карточка № 1.

Отрезанный ломоть к хлебу не пристанет.

Не подмажешь — не поедешь.

Ложка дегтя портит бочку меда.

Карточка № 2.

Шила в мешке не утаишь.

Пеший конному не товарищ.

Все идет, как по маслу.

Карточка № 3.

Как об стену горох.

Семь раз отмерь —‘один раз отрежь.

Сухая рубашка к телу не льнет,

III Музыкальная пауза

Ведущий. А сейчас немножко отдохнем. Покупатели делятся на три группы (по ряду): «тело», «веществе», «явление».

1-й ряд — приведите примеры физических тел, 2-й ряд — примеры веществ, 3-й ряд — примеры физических явлений. (Приводят примеры). Ваши действия далее: слушаете отрывок из песни,по ключевому слову определяете что это: тело, вещество или явление – и соответствующий ряд поднимает руки. Давайте прорепетируем. Например, вы услышали в песне слова «вода» - вещество, «дождь» — явление, «лед»- вещество, «стакан»- тело, «ветер» - явление, «воздух» -вещество, «пылинки» - тело, «снег» - вещество, «снегопад» - явление, «снежинки» - тело.

Итак, приготовились, начали!

* (Звучат отрывки из песен (по 1—2 строчки) с паузами, в которых ученики поднимают руки.При надобности — указать ключевое слово).

Список используемых песен (можно составить свой).

1. «Папа купил автомобиль» (А. Пугачева)

(Тело)

2. «Белый туман» (В.Пресняков).

(Явление)

3. «Вечерний звон» народная песня).

(Явление)

4. «Жизнь в стеклах витрин» (В. Цой).

(Вещество)

5: «Осенний Листопад», (группа «Синяя птица»).

(Явление)

6. «Снег» (группа «Машина времени»).

(Вещество)

7. «Флюгер» (группа «Машина времени»).

(Тело)

8. Гололед (В. Высоцкий)

(Явление)

9. «Ветер над тором» (группа «Машина времени»).

(Явление)

10. «Луна, луна. Цветы, цветы» (С. Ротару).

(Тело)

Загадки к черным ящикам

1. Черный Ивашка — деревянная рубашка.

Где носом поведет, там заметку кладет.

(Карандаш)

2. Если ей работу дашь — зря трудился карандаш.

(Ластик)

3. Зубов много, а ничего не ест.

(Расческа)

4. Не куст, а с листочками. Не рубашка, а сшита.

(Тетрадь)

5. По черной земле белый - пробежал.

(Мел)

6. Тело бело, душа восковая, маковка золотая.

(Свеча)

Ведущий. Подведем итоги нашего аукциона. Допишите в свои визитки предметы, которые вы купили и количество баллов за поговорки.



Передайте визитки ассистентам. Результаты мы обсудим в следующий раз. Поздравляю всех с окончанием аукциона и удачными приобретениями. Благодарю за активное участие и помощь в подготовке!

(Ученики очень честно записывают о своих достижениях в визитках. Систему оценивания можете придумать сами. Например: за один купленный предмет — 10 баллов; за полностью объясненную карточку с поговорками’'— 12 баллов; за каждый жетон — по 3 балла. Если одного ученика по результатам несколько оценок — не бойтесь выставить все,- он их заслужил.Если у кого-то 1—2 жетона — не ставьте им заниженной оценки: ведь есть и такие, кто ни на один вопрос не ответил.

IY Подведение итогов. Выставление оценок

Литература:

1. Методика преподавания физики в 7-8классах пособие для учителя. Под редакцией В.П. Орехова и А,В, Усовой. Москва «Просвещение» 1972г

2. И.Л. Юфанова Занимательные вечера по физике в средней школе. Книга для учителя. Москва «Просвещение» 1990г.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!