СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Определение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Определение"»





Второстепенные члены предложения. Определение”.

Класс: 8.

Тема урока: “Второстепенные члены предложения. Определение”.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока: формирование умения находить и правильно определять второстепенные члены предложения, в частности, определение.

Задачи: 1) образовательные: ознакомить с основными способами выражения определений; научить различать дополнения согласованные и несогласованные, использовать определения для характеристики предметов; повторить прошлые темы: “Главные члены предложения”, “Тире между подлежащим и сказуемым”.

2) развивающие: развивать словарный запас, память, устную связную речь, зрительное внимание.

3) воспитательные: развивать интерес к изучению языка, формировать ценностное отношение к русскому языку, воспитывать нравственные качества личности, расширять кругозор.

УМК: учебник Русский язык 8 класс М.М. Разумовская, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, слово учителя, метод индукции.



Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветственное слово (2 мин.):

  • Здравствуйте, ребята! (Проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

  • Давайте, друзья, улыбнемся друг другу.

  • К уроку готовы?

  • Тогда за работу! Удачи желаю всем нам!

  • Начнем наш урок.

  1. Актуализация знаний.

  • На предыдущем уроке мы с вами изучали главные члены предложения, а также постановку тире между подлежащим и сказуемым.

1. Опрос (5 мин.):

  • Назовите главные члены предложения.

  • Что такое подлежащее? Чем оно может выражаться?

  • Что такое сказуемое? Назовите виды сказуемого.

  • Что значит простое глагольное сказуемое?

  • Что значит составное глагольное сказуемое? Из каких частей оно состоит?

  • Что такое составное именное сказуемое? Из каких частей оно состоит?

  • В каких случаях между подлежащим и тире ставится тире?

  • Когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится?

2. Тестирование по теме “Главные члены предложения” (раздаем карточки с заданиями ) (6 мин.).

Укажи предложение, в котором неверно выделено подлежащее:

1) Опоздавшие пассажиры спешили занять свои места.

2) Мы с тобой поедем к морю.

3) У этого мастера золотые руки.

4) Город Тамбов расположен на реке Цна.

Укажи предложение с простым глагольным сказуемым:

1) Он собирается заниматься в новой спортивной школе.

2) Стану сказывать я сказку.

3) Я буду учителем в вашей школе.

4) Я буду строить новый дом.

Укажи предложение с составным именным сказуемым:

1) Он был высокого роста. 3) Я был рад помочь вам.

2) Я готов с вами поспорить. 4) Вы должны трудиться.

В каком предложении неверно подчеркнуты подлежащее и сказуемое:

1) Уметь слушать – это великое искусство.

2) Дежурный сегодня Семёнов.

3) Наш законпомнить добро.

4) Первый долг человека в жизни – передавать другим своё ремесло.

Найди предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:

1) Жизнь прекрасна и удивительна.

2) Жизнь прожить не поле перейти.

3) Жизнь как сон.

4) Сердце не камень.

5) Читать это не только узнавать факты.

6) У сильного всегда бессильный виноват.

  • Молодцы, ребята!

  1. Объяснение темы и целей урока (2 мин.).

- А теперь, ребята, посмотрите на экран (Слайд №1)

- Послушайте стихотворения об осени. Кто автор этих строк? (И. Бунин)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние картины так, как их показал поэт? (Имена прилагательные)

- Какими средствами художественной выразительности представлены эти слова? (Эпитеты)

- Что такое эпитет? (Художественное определение)

-А каким членом предложения являются данные слова? (Определение)

Вывод: Вот мы и пришли к теме урока. Запишите число и тему сегодняшнего урока. Сегодня мы с вами будем говорить об определении как члене предложения. Узнаем о видах определения. Познакомимся с особым видом определения - приложением.

  1. Объяснение нового материала (10 мин.).

Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который?

В качестве определения чаще всего выступает имена прилагательные, причастия, порядковые имена числительные; притяжательные, указательные и определительные местоимения:

И ярким золотом и чистым серебром

Змеились облаков прозрачных очертанья;

Над разыгравшимся, казалося, Днепром

Струится от волн и трав благоуханья. (А. Фет)

Определения бывают согласованными и несогласованными.

Согласованное определение ставится в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово:

По задворкам разухабистой гурьбой по сугробам, по пригоркам мы идем, бредем домой. (С. Есенин)

Несогласованное определение связано с поясняемым словом управлением или примыканием.

Несогласованное определение может быть выражено именами существительными в косвенных падежах, личными местоимениями, инфинитивами, наречиями, устойчивым сочетанием слов:

Окно сарая, его успехи, человек лет двадцати пяти, яйцо всмятку, возможность понаблюдать.

К некоторым словам в предложении можно задать два вопроса, и, соответственно, эти слова могут выполнять в предложении роль разных второстепенных членов:

Дом в деревне (Какой? Где?), ночь после бури (Какая? Когда?)

Особый вид определения - приложение, то есть определение, выраженное именами существительными, согласованным с определяемым словом в падеже. Приложение по-новому характеризует предмет, давая ему другое название: В городе-крепости мы осмотрели выставку. Приложения могут обозначать различные качества предмета, указать на возраст, национальность, профессию и другие признаки.

Приложение может быть нераспространенным (выраженным одним словом) и распространенным (выраженным сочетанием слов): В гостиной-приемной совершенно темно. (М. Булгаков).

Хозяин суровый мужик, не рад был ни гостям, ни наживе. (Н. Лесков)

Если приложение и определяемое слово выражены нарицательным существительным, то между ними ставится дефис (не тире!): девицы-красавицы, город-герой, дядя-шофер. Дефис употребляется и после имени собственного: Иван-царевич, Москва-река. При этом обе части склоняются: у Москвы-реки, к Москве-реке и т.д.

Однако дефис не ставится, если имя собственное стоит после имени нарицательного: царевич _ Иван, река _ Москва.

  1. Закрепление изученного материала (10 мин.).

  • Узнав, что такое определение, какие бывают виды определения, выполним упражнение 124 на с. 74. (Одного ученика вызываем к доске, остальные ученики выполняют письменно в тетради).

Осеннею дорогой

Меркнет день. Над усталой (согл.), поблекшей (согл.) землей

Неподвижные (согл.) тучи висят.

Под прощальным (согл.) убором листвы золотой (согл)

И березы, и липы сквозят.

Душу обняли нежно-тоскливые (согл.) сны,

Замерла бесконечная (согл.) даль,

И роскошно-блестящей (согл.) и шумной (согл.) весны

Примиренному (согл.) сердцу не жаль.

И как будто земля, отходя от покоя,

Погрузилась в молитву без слов (несогл.),

И спускается с неба невидимый (согл.) рой

Бледнокрылых (согл.), безмолвных (согл.) духов (несогл.).

  1. Физкультминутка (3 мин.).

  • Хорошо, дети, давайте на минуту отвлечёмся от учёбы и сделаем физкультминутку. Встаньте и следуйте моим инструкциям:

Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх побольше потянитесь,

(Руки вверх, потянулись.)

Окончательно проснитесь.

Руки вытянуть по шире.

(Руки в стороны.)

На секундочки четыре.

Наклониться хоть немного

(Наклоны туловища.)

И изобразить дорогу.

(Шаги на месте.)

На носок, на пятку встаньте

И тихонько вместе сядьте.

VI. Продолжение работы по теме урока.

Теоретический материал на с. 75-76.

Закрепление: Упр. 127, 128.

Упражнение 127. Спишите, обозначая приложение и употребляя, где нужно, дефис, вставляя пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) Через весь город тянулась линия огоньков на набережной реки Куры.

2) Особенно красивы деревенские ласточки-касатки.

3) Волга-река, колыбель недовольства, праматерь и матерь земного геройства!

4) Старик-отец сидел на завалинке и грелся на солнце.

5) Принять участие в представительной выставке был приглашен художник-портретист.

6) Сказочный герой Иван-царевич с честью прошел испытания и одержал верх над силами зла.

7) Пройдет сколько-то положенных для дерева лет, и вся поляна зарастет одними елками, а березы-покровительницы зачахнут в тени.

8) Избранные мною сестры-березки небольшие еще, в рост человека.

9) На вершину горы Эльбрус спортсмены поднялись до захода солнца и пробыли там полчаса.

10) Коня взял себе мельник Панкрат.

Упражнение 126. Спишите, раскрывая скобки и согласуя определение с определяемым словом. Устно объясните выбор окончания, применяя изложенное выше правило. Объясните постановку тире. При списывании седьмого и восьмого предложений раскройте квадратные скобки и замените звук на букву.

1) Сергей - большой умница.

2) Два этих ученика были чемпионами по шахматам.

3) Наша гостья - талантливый композитор.

4) По пути им встретились три неприметные женщины.

5) Он недаром считается закоренелым невеждой.

6) Девочке в 12 лет стыдно быть такой невеждой.

7) По радио прозвучали три важных сообщения.

8) Мой коллега Кузнецова пьет по утрам только какао.

9) Остальные четыре дома были подключены к электросети за пять дней.

10) Известный профессор Константинова послала коллегам приглашения за две недели до начала научной конференции.

  1. Подведение итогов урока (2 мин.).

  • Ребята, давайте подведём итог того, что же мы сегодня узнали.

1) Что такое определение? (Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, характеризует подлежащее или другой член предложения, выраженный существительным, и отвечает на вопросы какой? который? чей?)

2) Какие определения бывают по типу связи с определяемым существительным? (Согласованные и несогласованные)

3) Что такое согласованные определения? (Определения, которые выражены прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением, согласуются с существительным в роде, числе.)

4) А что такое несогласованные определения? (Определения, которые связываются с существительным способом управления или примыкания).

5) Что такое приложение? (Приложение - это особый вид определения).

Рефлексия (2 мин.):

  • Ребята, продолжите предложения:

  • Сегодня на уроке мы повторили ...

  • Мы узнали ...

  • Научились ...

  • Самым интересным мне показался тот момент, когда ...

  • Трудным для меня стало ...

  1. Домашняя работа (1 мин.).

1) §18, упр. 129, стр. 77-78.

2) Написать сочинение-рассуждение по картине В.Д. Поленова «Золотая осень».















































Раздаточный материал

Тестирование по теме “Главные члены предложения”.

Укажи предложение, в котором неверно выделено подлежащее:

1) Опоздавшие пассажиры спешили занять свои места.

2) Мы с тобой поедем к морю.

3) У этого мастера золотые руки.

4) Город Тамбов расположен на реке Цна.

Укажи предложение с простым глагольным сказуемым:

1) Он собирается заниматься в новой спортивной школе.

2) Стану сказывать я сказку.

3) Я буду учителем в вашей школе.

4) Я буду строить новый дом.

Укажи предложение с составным именным сказуемым:

1) Он был высокого роста. 3) Я был рад помочь вам.

2) Я готов с вами поспорить. 4) Вы должны трудиться.

В каком предложении неверно подчеркнуты подлежащее и сказуемое:

1) Уметь слушать – это великое искусство.

2) Дежурный сегодня Семёнов.

3) Наш законпомнить добро.

4) Первый долг человека в жизни – передавать другим своё ремесло.

Найди предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:

1) Жизнь прекрасна и удивительна.

2) Жизнь прожить не поле перейти.

3) Жизнь как сон.

4) Сердце не камень.

5) Читать это не только узнавать факты.

6) У сильного всегда бессильный виноват.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!