“Второстепенные члены предложения. Определение”.
Класс: 8.
Тема урока: “Второстепенные члены предложения. Определение”.
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока: формирование умения находить и правильно определять второстепенные члены предложения, в частности, определение.
Задачи: 1) образовательные: ознакомить с основными способами выражения определений; научить различать дополнения согласованные и несогласованные, использовать определения для характеристики предметов; повторить прошлые темы: “Главные члены предложения”, “Тире между подлежащим и сказуемым”.
2) развивающие: развивать словарный запас, память, устную связную речь, зрительное внимание.
3) воспитательные: развивать интерес к изучению языка, формировать ценностное отношение к русскому языку, воспитывать нравственные качества личности, расширять кругозор.
УМК: учебник Русский язык 8 класс М.М. Разумовская, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, слово учителя, метод индукции.
Ход урока
Организационный момент.
Приветственное слово (2 мин.):
Здравствуйте, ребята! (Проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу.
К уроку готовы?
Тогда за работу! Удачи желаю всем нам!
Начнем наш урок.
Актуализация знаний.
На предыдущем уроке мы с вами изучали главные члены предложения, а также постановку тире между подлежащим и сказуемым.
1. Опрос (5 мин.):
Назовите главные члены предложения.
Что такое подлежащее? Чем оно может выражаться?
Что такое сказуемое? Назовите виды сказуемого.
Что значит простое глагольное сказуемое?
Что значит составное глагольное сказуемое? Из каких частей оно состоит?
Что такое составное именное сказуемое? Из каких частей оно состоит?
В каких случаях между подлежащим и тире ставится тире?
Когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится?
2. Тестирование по теме “Главные члены предложения” (раздаем карточки с заданиями ) (6 мин.).
Укажи предложение, в котором неверно выделено подлежащее:
1) Опоздавшие пассажиры спешили занять свои места.
2) Мы с тобой поедем к морю.
3) У этого мастера золотые руки.
4) Город Тамбов расположен на реке Цна.
Укажи предложение с простым глагольным сказуемым:
1) Он собирается заниматься в новой спортивной школе.
2) Стану сказывать я сказку.
3) Я буду учителем в вашей школе.
4) Я буду строить новый дом.
Укажи предложение с составным именным сказуемым:
1) Он был высокого роста. 3) Я был рад помочь вам.
2) Я готов с вами поспорить. 4) Вы должны трудиться.
В каком предложении неверно подчеркнуты подлежащее и сказуемое:
1) Уметь слушать – это великое искусство.
2) Дежурный сегодня Семёнов.
3) Наш закон – помнить добро.
4) Первый долг человека в жизни – передавать другим своё ремесло.
Найди предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
1) Жизнь прекрасна и удивительна.
2) Жизнь прожить не поле перейти.
3) Жизнь как сон.
4) Сердце не камень.
5) Читать это не только узнавать факты.
6) У сильного всегда бессильный виноват.
Объяснение темы и целей урока (2 мин.).
- А теперь, ребята, посмотрите на экран (Слайд №1)
- Послушайте стихотворения об осени. Кто автор этих строк? (И. Бунин)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние картины так, как их показал поэт? (Имена прилагательные)
- Какими средствами художественной выразительности представлены эти слова? (Эпитеты)
- Что такое эпитет? (Художественное определение)
-А каким членом предложения являются данные слова? (Определение)
Вывод: Вот мы и пришли к теме урока. Запишите число и тему сегодняшнего урока. Сегодня мы с вами будем говорить об определении как члене предложения. Узнаем о видах определения. Познакомимся с особым видом определения - приложением.
Объяснение нового материала (10 мин.).
Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который?
В качестве определения чаще всего выступает имена прилагательные, причастия, порядковые имена числительные; притяжательные, указательные и определительные местоимения:
И ярким золотом и чистым серебром
Змеились облаков прозрачных очертанья;
Над разыгравшимся, казалося, Днепром
Струится от волн и трав благоуханья. (А. Фет)
Определения бывают согласованными и несогласованными.
Согласованное определение ставится в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово:
По задворкам разухабистой гурьбой по сугробам, по пригоркам мы идем, бредем домой. (С. Есенин)
Несогласованное определение связано с поясняемым словом управлением или примыканием.
Несогласованное определение может быть выражено именами существительными в косвенных падежах, личными местоимениями, инфинитивами, наречиями, устойчивым сочетанием слов:
Окно сарая, его успехи, человек лет двадцати пяти, яйцо всмятку, возможность понаблюдать.
К некоторым словам в предложении можно задать два вопроса, и, соответственно, эти слова могут выполнять в предложении роль разных второстепенных членов:
Дом в деревне (Какой? Где?), ночь после бури (Какая? Когда?)
Особый вид определения - приложение, то есть определение, выраженное именами существительными, согласованным с определяемым словом в падеже. Приложение по-новому характеризует предмет, давая ему другое название: В городе-крепости мы осмотрели выставку. Приложения могут обозначать различные качества предмета, указать на возраст, национальность, профессию и другие признаки.
Приложение может быть нераспространенным (выраженным одним словом) и распространенным (выраженным сочетанием слов): В гостиной-приемной совершенно темно. (М. Булгаков).
Хозяин суровый мужик, не рад был ни гостям, ни наживе. (Н. Лесков)
Если приложение и определяемое слово выражены нарицательным существительным, то между ними ставится дефис (не тире!): девицы-красавицы, город-герой, дядя-шофер. Дефис употребляется и после имени собственного: Иван-царевич, Москва-река. При этом обе части склоняются: у Москвы-реки, к Москве-реке и т.д.
Однако дефис не ставится, если имя собственное стоит после имени нарицательного: царевич _ Иван, река _ Москва.
Закрепление изученного материала (10 мин.).
Узнав, что такое определение, какие бывают виды определения, выполним упражнение 124 на с. 74. (Одного ученика вызываем к доске, остальные ученики выполняют письменно в тетради).
Осеннею дорогой
Меркнет день. Над усталой (согл.), поблекшей (согл.) землей
Неподвижные (согл.) тучи висят.
Под прощальным (согл.) убором листвы золотой (согл)
И березы, и липы сквозят.
Душу обняли нежно-тоскливые (согл.) сны,
Замерла бесконечная (согл.) даль,
И роскошно-блестящей (согл.) и шумной (согл.) весны
Примиренному (согл.) сердцу не жаль.
И как будто земля, отходя от покоя,
Погрузилась в молитву без слов (несогл.),
И спускается с неба невидимый (согл.) рой
Бледнокрылых (согл.), безмолвных (согл.) духов (несогл.).
Физкультминутка (3 мин.).
Хорошо, дети, давайте на минуту отвлечёмся от учёбы и сделаем физкультминутку. Встаньте и следуйте моим инструкциям:
Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота?
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх побольше потянитесь,
(Руки вверх, потянулись.)
Окончательно проснитесь.
Руки вытянуть по шире.
(Руки в стороны.)
На секундочки четыре.
Наклониться хоть немного
(Наклоны туловища.)
И изобразить дорогу.
(Шаги на месте.)
На носок, на пятку встаньте
И тихонько вместе сядьте.
VI. Продолжение работы по теме урока.
Теоретический материал на с. 75-76.
Закрепление: Упр. 127, 128.
Упражнение 127. Спишите, обозначая приложение и употребляя, где нужно, дефис, вставляя пропущенные буквы, раскройте скобки.
1) Через весь город тянулась линия огоньков на набережной реки Куры.
2) Особенно красивы деревенские ласточки-касатки.
3) Волга-река, колыбель недовольства, праматерь и матерь земного геройства!
4) Старик-отец сидел на завалинке и грелся на солнце.
5) Принять участие в представительной выставке был приглашен художник-портретист.
6) Сказочный герой Иван-царевич с честью прошел испытания и одержал верх над силами зла.
7) Пройдет сколько-то положенных для дерева лет, и вся поляна зарастет одними елками, а березы-покровительницы зачахнут в тени.
8) Избранные мною сестры-березки небольшие еще, в рост человека.
9) На вершину горы Эльбрус спортсмены поднялись до захода солнца и пробыли там полчаса.
10) Коня взял себе мельник Панкрат.
Упражнение 126. Спишите, раскрывая скобки и согласуя определение с определяемым словом. Устно объясните выбор окончания, применяя изложенное выше правило. Объясните постановку тире. При списывании седьмого и восьмого предложений раскройте квадратные скобки и замените звук на букву.
1) Сергей - большой умница.
2) Два этих ученика были чемпионами по шахматам.
3) Наша гостья - талантливый композитор.
4) По пути им встретились три неприметные женщины.
5) Он недаром считается закоренелым невеждой.
6) Девочке в 12 лет стыдно быть такой невеждой.
7) По радио прозвучали три важных сообщения.
8) Мой коллега Кузнецова пьет по утрам только какао.
9) Остальные четыре дома были подключены к электросети за пять дней.
10) Известный профессор Константинова послала коллегам приглашения за две недели до начала научной конференции.
Подведение итогов урока (2 мин.).
Ребята, давайте подведём итог того, что же мы сегодня узнали.
1) Что такое определение? (Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, характеризует подлежащее или другой член предложения, выраженный существительным, и отвечает на вопросы какой? который? чей?)
2) Какие определения бывают по типу связи с определяемым существительным? (Согласованные и несогласованные)
3) Что такое согласованные определения? (Определения, которые выражены прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением, согласуются с существительным в роде, числе.)
4) А что такое несогласованные определения? (Определения, которые связываются с существительным способом управления или примыкания).
5) Что такое приложение? (Приложение - это особый вид определения).
Рефлексия (2 мин.):
Ребята, продолжите предложения:
Сегодня на уроке мы повторили ...
Мы узнали ...
Научились ...
Самым интересным мне показался тот момент, когда ...
Трудным для меня стало ...
Домашняя работа (1 мин.).
1) §18, упр. 129, стр. 77-78.
2) Написать сочинение-рассуждение по картине В.Д. Поленова «Золотая осень».
Раздаточный материал
Тестирование по теме “Главные члены предложения”.
Укажи предложение, в котором неверно выделено подлежащее:
1) Опоздавшие пассажиры спешили занять свои места.
2) Мы с тобой поедем к морю.
3) У этого мастера золотые руки.
4) Город Тамбов расположен на реке Цна.
Укажи предложение с простым глагольным сказуемым:
1) Он собирается заниматься в новой спортивной школе.
2) Стану сказывать я сказку.
3) Я буду учителем в вашей школе.
4) Я буду строить новый дом.
Укажи предложение с составным именным сказуемым:
1) Он был высокого роста. 3) Я был рад помочь вам.
2) Я готов с вами поспорить. 4) Вы должны трудиться.
В каком предложении неверно подчеркнуты подлежащее и сказуемое:
1) Уметь слушать – это великое искусство.
2) Дежурный сегодня Семёнов.
3) Наш закон – помнить добро.
4) Первый долг человека в жизни – передавать другим своё ремесло.
Найди предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
1) Жизнь прекрасна и удивительна.
2) Жизнь прожить не поле перейти.
3) Жизнь как сон.
4) Сердце не камень.
5) Читать это не только узнавать факты.
6) У сильного всегда бессильный виноват.