СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока обществознания в 9 классе "ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА". Презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока обществознания в 9 классе . Урок-дискуссия

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока обществознания в 9 классе "ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА". Презентация»

По учебнику « Обществознание » . 9 класс. Под редакцией А.И. Кравченко Цель:   обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Политическая сфера » . Задачи:   - определить значение основных понятий темы: политическая сфера, политический режим, политика, республика, демократия; - раскрыть различия смешанной и президентской типов республики; - сравнить гражданское общество и правовое государство; - определить, какими качествами должен обладать современный политический лидер; - развивать умения анализировать, аргументированно высказывать свои суждения, делать выводы, использовать приобретенные знания в решении конкретных задач, работать в группе. Тип урока:   повторительно-обобщающий. Форма урока:   урок-диспут. Оборудование:   сигнальные карточки, текст Конституции Российской Федерации, тесты.

По учебнику « Обществознание » . 9 класс.

Под редакцией А.И. Кравченко

Цель:   обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Политическая сфера » .

Задачи:   - определить значение основных понятий темы: политическая сфера, политический режим, политика, республика, демократия;

- раскрыть различия смешанной и президентской типов республики;

- сравнить гражданское общество и правовое государство;

- определить, какими качествами должен обладать современный политический лидер;

- развивать умения анализировать, аргументированно высказывать свои суждения, делать выводы, использовать приобретенные знания в решении конкретных задач, работать в группе.

Тип урока:   повторительно-обобщающий.

Форма урока:   урок-диспут.

Оборудование:   сигнальные карточки, текст Конституции Российской Федерации, тесты.

План урока: 1. Актуализация знаний учащихся. 2. Различные точки зрения на власть в обществе («мозговой штурм»). 3. Работа с текстом Конституции РФ. 4. Работа в группах, обсуждение заданий. 5. Диспут о связи политики и морали. 6. Выступление экспертов с результатами социологического опроса по теме: «Политический лидер».

План урока:

1. Актуализация знаний учащихся.

2. Различные точки зрения на власть в обществе («мозговой штурм»).

3. Работа с текстом Конституции РФ.

4. Работа в группах, обсуждение заданий.

5. Диспут о связи политики и морали.

6. Выступление экспертов с результатами социологического опроса по теме: «Политический лидер».

1. Актуализация знаний учащихся. Учитель:  Мы закончили изучение большой и важной темы «Политическая сфера общества». Вспомните: - Какие сферы общественной жизни вам известны? Перечислите их. - Что включает в себя политическая сфера? - Что такое политика? - Закончите схему:

1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель:  Мы закончили изучение большой и важной темы «Политическая сфера общества». Вспомните:

- Какие сферы общественной жизни вам известны? Перечислите их.

- Что включает в себя политическая сфера?

- Что такое политика?

- Закончите схему:

  Учитель:  Государство занимает центральное место в политической системе общества. Оно выполняло и выполняет ряд общественно значимых функций и прежде всего таких , как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе, использование имеющихся возможностей для экономического развития, защита безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей. Именно политическая сфера общества предполагает борьбу за власть, ее удержание и использование. Что же такое власть? Какие взгляды выработало человечество на это непростое, но ведущее понятие в политической системе? Порассуждаем на эту тему.

 

Учитель:  Государство занимает центральное место в политической системе общества. Оно выполняло и выполняет ряд общественно значимых функций и прежде всего таких , как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе, использование имеющихся возможностей для экономического развития, защита безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей. Именно политическая сфера общества предполагает борьбу за власть, ее удержание и использование.

Что же такое власть? Какие взгляды выработало человечество на это непростое, но ведущее понятие в политической системе? Порассуждаем на эту тему.

  Учитель:  Существует две противоположные точки зрения на власть в обществе. Используя метод «мозгового штурма», вспомните и сформулируйте их. Проверка знания. Учитель:  Вы совершенно верно вспомнили, что: Одни считают , что это право одного человека подчинять своей воле других. Другие полагают, что власть – это обязанность одного человека выражать в своих решениях волю всего народа или его большинства. Какую из них разделяете вы? Выразите свое мнение. Задание:  на ваших партах находятся сигнальные карточки. Если вы разделяете первую точку зрения, то поднимите синюю карточку, если вторую – то красную. Свой выбор аргументируйте.  Проверка задания. Учитель:  К какому типу политических режимов мы можем отнести первый и второй случаи? Что такое политический режим?

 

Учитель:  Существует две противоположные точки зрения на власть в обществе. Используя метод «мозгового штурма», вспомните и сформулируйте их.

Проверка знания.

Учитель:  Вы совершенно верно вспомнили, что:

Одни считают , что это право одного человека подчинять своей воле других.

Другие полагают, что власть – это обязанность одного человека выражать в своих решениях волю всего народа или его большинства. Какую из них разделяете вы? Выразите свое мнение.

Задание:  на ваших партах находятся сигнальные карточки. Если вы разделяете первую точку зрения, то поднимите синюю карточку, если вторую – то красную. Свой выбор аргументируйте. Проверка задания.

Учитель:  К какому типу политических режимов мы можем отнести первый и второй случаи? Что такое политический режим?

Учитель:  Давайте, работая с правовыми документами, обобщим и систематизируем наши знания по политическому режиму. У вас на столах лежат тесты Конституции РФ, прочитайте задание и найдите ответ, подтверждая свой ответ текстом Конституции Российской Федерации. Вопросы и задания: - Какой политический режим существует в нашем государстве? Подтвердите свой ответ текстом Конституции Российской Федерации. - Что такое демократия? - Известно, что Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки являются республиками. В чем же тогда заключаются различия между ними? (В США –  смешанный тип республики, а в Российской Федерации – президентский) . Подтвердите это текстом Конституции РФ. Проверка задания и подведение итогов изучения вопросов.

Учитель:  Давайте, работая с правовыми документами, обобщим и систематизируем наши знания по политическому режиму.

У вас на столах лежат тесты Конституции РФ, прочитайте задание и найдите ответ, подтверждая свой ответ текстом Конституции Российской Федерации.

Вопросы и задания:

- Какой политический режим существует в нашем государстве? Подтвердите свой ответ текстом Конституции Российской Федерации.

- Что такое демократия?

- Известно, что Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки являются республиками. В чем же тогда заключаются различия между ними? (В США –  смешанный тип республики, а в Российской Федерации – президентский) . Подтвердите это текстом Конституции РФ.

Проверка задания и подведение итогов изучения вопросов.

Учитель:  Разделитесь на творческие группы. Для каждой группы приготовлено собственное задание. Обсудите задания в группах и выскажите свои суждения. Задание для группы №1:  известно мнение Черчилля: «Политика также увлекательна, как война, но более опасна. На войне вас могут убить однажды, в политике множество раз». Как вы понимаете это высказывание? Задание для группы №2:  не всегда политики, избранные в органы власти, принимают правильные решения, справедливые законы. Что надо предпринять, чтобы ситуация изменилась? Обсудите и предположите пути решения проблемы. Задание для группы №3: - Перечислите признаки правового государства. - Сравните правовое государство и гражданское общество. - Какие выводы вы сделали? - Какие признаки правового государства являются самыми важными для граждан? Почему? Выполнение и обсуждение заданий.

Учитель:  Разделитесь на творческие группы. Для каждой группы приготовлено собственное задание. Обсудите задания в группах и выскажите свои суждения.

Задание для группы №1:  известно мнение Черчилля: «Политика также увлекательна, как война, но более опасна. На войне вас могут убить однажды, в политике множество раз».

Как вы понимаете это высказывание?

Задание для группы №2:  не всегда политики, избранные в органы власти, принимают правильные решения, справедливые законы.

Что надо предпринять, чтобы ситуация изменилась? Обсудите и предположите пути решения проблемы.

Задание для группы №3:

- Перечислите признаки правового государства.

- Сравните правовое государство и гражданское общество.

- Какие выводы вы сделали?

- Какие признаки правового государства являются самыми важными для граждан? Почему?

Выполнение и обсуждение заданий.

Учитель:  Политика и мораль находятся в трудной и запутанной связи. Существует расхожее мнение,  что политика – дело грязное.  Как вы думаете, можно ли находиться у власти и сохранять высокую нравственность? Должен ли политик быть высоконравственной личностью? Задание:  Выразите через сигнальные карточки свое мнение: « нет, не может»  - синяя карточка, « может и должен»  - красная, «не всегда»  - и синяя и красная. Выполнение задания и обсуждение проблемы.

Учитель:  Политика и мораль находятся в трудной и запутанной связи. Существует расхожее мнение,  что политика – дело грязное.  Как вы думаете, можно ли находиться у власти и сохранять высокую нравственность? Должен ли политик быть высоконравственной личностью?

Задание:  Выразите через сигнальные карточки свое мнение:

« нет, не может»  - синяя карточка,

« может и должен»  - красная,

«не всегда»  - и синяя и красная.

Выполнение задания и обсуждение проблемы.

Учитель:  Накануне урока я попросила вас провести социологический опрос среди вашего окружения на тему «Политический лидер». А сейчас мы обратимся к результатам данного социологического опроса. При работе опирайтесь на материал  Памятки  (см.  Приложение №1 ). Группе экспертов было дано задание проанализировать результаты вашего исследования. Они разработали вопросы, которые, по их мнению, показывают объективную сущность политических лидеров. Данные вопросы лежат на ваших партах. Вопросы для проведения социологического опроса на тему «Политический лидер»: Каким видится политический лидер представителям различных возрастных категорий? Какими качествами он должен обладать? Дается развернутая характеристика по итогам социологического опроса, проведенного учащимися класса.

Учитель:  Накануне урока я попросила вас провести социологический опрос среди вашего окружения на тему «Политический лидер». А сейчас мы обратимся к результатам данного социологического опроса. При работе опирайтесь на материал  Памятки  (см.  Приложение №1 ).

Группе экспертов было дано задание проанализировать результаты вашего исследования. Они разработали вопросы, которые, по их мнению, показывают объективную сущность политических лидеров. Данные вопросы лежат на ваших партах.

Вопросы для проведения социологического опроса на тему «Политический лидер»:

Каким видится политический лидер представителям различных возрастных категорий?

Какими качествами он должен обладать?

Дается развернутая характеристика по итогам социологического опроса, проведенного учащимися класса.

Э к с п е р т ы: Анализируя полученные данные, мы пришли к следующим выводам: На 1-е место  люди преклонного возраста  выдвинули такие качества политического лидера, как честность и порядочность. На 2-е – чтобы слово не расходилось с делом. Люди зрелого возраста  – профессионализм и ответственность, чесность. Молодежь  – честность, общительность, умение хорошо говорить. Мы обратили внимание на то, что все выделяют честность – это то качество, за которое высказались практически все опрашиваемые. Учитель:  Сегодня можно услышать мнение, что политика касается только политической элиты. Может ли современный человек жить вне политики? Задание:  давайте проголосуем. Если вы согласны – поднимаете красную карточку. Если нет – синюю. Свою позицию объясните. Идет высказывание мнений и их аргументирование.

Э к с п е р т ы: Анализируя полученные данные, мы пришли к следующим выводам:

На 1-е место  люди преклонного возраста  выдвинули такие качества политического лидера, как честность и порядочность.

На 2-е – чтобы слово не расходилось с делом.

Люди зрелого возраста  – профессионализм и ответственность, чесность.

Молодежь  – честность, общительность, умение хорошо говорить.

Мы обратили внимание на то, что все выделяют честность – это то качество, за которое высказались практически все опрашиваемые.

Учитель:  Сегодня можно услышать мнение, что политика касается только политической элиты. Может ли современный человек жить вне политики?

Задание:  давайте проголосуем. Если вы согласны – поднимаете красную карточку. Если нет – синюю. Свою позицию объясните.

Идет высказывание мнений и их аргументирование.

Учитель:  Конечно же, у людей отношение к политике разное, однако полное равнодушие к политическим проблемам встречается нечасто, так как от политики во многом зависит общество и, значит, жизнь каждого человека. Подведение итогов. Учитель:  Так какую роль в жизни общества играет политическая сфера? Приведите примеры того, как политическая сфера оказывает влияние на вашу жизнь. Проверим и закрепим свои знания с помощью тестирования. ( предлагается тест – см.Приложение2 ). Домашнее задание.  Составить список вопросов к Президенту Российской Федерации или обращение по какой-либо проблеме.

Учитель:  Конечно же, у людей отношение к политике разное, однако полное равнодушие к политическим проблемам встречается нечасто, так как от политики во многом зависит общество и, значит, жизнь каждого человека.

Подведение итогов.

Учитель:  Так какую роль в жизни общества играет политическая сфера? Приведите примеры того, как политическая сфера оказывает влияние на вашу жизнь. Проверим и закрепим свои знания с помощью тестирования. ( предлагается тест – см.Приложение2 ).

Домашнее задание.  Составить список вопросов к Президенту Российской Федерации или обращение по какой-либо проблеме.

 Приложение № 1 Памятка проведения социологического опроса 1. Внимательно изучите тему, по которой будите проводить опрос. 2. Если вам не были предложены вопросы для проведения социологического опроса, то сформулируйте их сами. Не забудьте, что вопросы должны быть конкретные, четко сформулированные и понятные для воспроизведения во время устной беседы. Приготовьтесь к тому, что, возможно, вам придется что-то объяснять или пояснять. 3. Определите социальные группы, с которыми вам придется общаться (дети, молодежь, люди зрелого и преклонного возраста). 4. Во время проведения социологического опроса не перебивайте опрашиваемых, подробно записывайте ответы; поблагодарите за беседу с вами. 5. По окончании опроса обобщите ответы, связав их с изучаемой темой, и сделайте выводы.

Приложение № 1

Памятка проведения социологического опроса

1. Внимательно изучите тему, по которой будите проводить опрос.

2. Если вам не были предложены вопросы для проведения социологического опроса, то сформулируйте их сами. Не забудьте, что вопросы должны быть конкретные, четко сформулированные и понятные для воспроизведения во время устной беседы. Приготовьтесь к тому, что, возможно, вам придется что-то объяснять или пояснять.

3. Определите социальные группы, с которыми вам придется общаться (дети, молодежь, люди зрелого и преклонного возраста).

4. Во время проведения социологического опроса не перебивайте опрашиваемых, подробно записывайте ответы; поблагодарите за беседу с вами.

5. По окончании опроса обобщите ответы, связав их с изучаемой темой, и сделайте выводы.

 Приложение № 2 Тест по теме «Политическая сфера общества» 1. Главная сила, регулирующая отношения в обществе: дружба; любовь; власть. 2. Формой правления не является: демократия; монархия; республика. 3. Наличие трех ветвей власти свидетельствует о том, что в данном государстве существует принцип: демократического централизма; диктатуры пролетариата; разделение властей; единство власти. 4. Продолжите: «Федеральное собрание Российской Федерации имеет две палаты: ……….. и ………..». 5. Существенным признаком государства является наличие: политических партий; публичной власти; религиозных организаций; общественных организаций.

Приложение № 2

Тест по теме «Политическая сфера общества»

1. Главная сила, регулирующая отношения в обществе:

дружба;

любовь;

власть.

2. Формой правления не является:

демократия;

монархия;

республика.

3. Наличие трех ветвей власти свидетельствует о том, что в данном государстве существует принцип:

демократического централизма;

диктатуры пролетариата;

разделение властей;

единство власти.

4. Продолжите: «Федеральное собрание Российской Федерации имеет две палаты: ……….. и ………..».

5. Существенным признаком государства является наличие:

политических партий;

публичной власти;

религиозных организаций;

общественных организаций.

6. Из суждения А и Б верно: только А; только Б; и А, и Б; ни А, ни Б. А.  Политика – это борьба за завоевание и удержание, использование власти. Б.  Политика – это борьба за влияние на государственные дела. 7.   Укажите действие, которое не является примером участия граждан в политической жизни: избрание депутатов в законодательный орган; организация политической партии; обращение в прокуратуру; создание союза предпринимателей. 8. Продолжите: «Признаками правового государства являются ……….» 9. Какое из приведенных личных прав является основой развития гражданского общества: право на частную собственность; право на свободу мысли, слова и совести; право на невмешательство в частную жизнь; право на тайну корреспонденции. 10. Тоталитарный режим: способствует расцвету творческой личности; подавляет свободные проявления личности; нейтрален по отношению к развитию личности. 11. Продолжите: «Демократия – это ……….».

6. Из суждения А и Б верно:

только А;

только Б;

и А, и Б;

ни А, ни Б.

А.  Политика – это борьба за завоевание и удержание, использование власти.

Б.  Политика – это борьба за влияние на государственные дела.

7.   Укажите действие, которое не является примером участия граждан в политической жизни:

избрание депутатов в законодательный орган;

организация политической партии;

обращение в прокуратуру;

создание союза предпринимателей.

8. Продолжите: «Признаками правового государства являются ……….»

9. Какое из приведенных личных прав является основой развития гражданского общества:

право на частную собственность;

право на свободу мысли, слова и совести;

право на невмешательство в частную жизнь;

право на тайну корреспонденции.

10. Тоталитарный режим:

способствует расцвету творческой личности;

подавляет свободные проявления личности;

нейтрален по отношению к развитию личности.

11. Продолжите: «Демократия – это ……….».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!