СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока обществознания по теме "Гендер-социальный пол".

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока обществознания по теме "Гендер-социальный пол".

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока обществознания по теме "Гендер-социальный пол".»

План-конспект урока обществознания. Тема: гендер – социальный пол


Предмет история, обществознание, литература.

Класс 11

Тема урока Гендер – социальный пол

Тип урока Изучение нового материала

Цель урока: познакомиться с понятием гендер, изучить гендерные стереотипы.


Задачи урока:

Обучающие

Определить особенности гендерных стереотипов в современном мире; помочь подросткам в осознании своей половой принадлежности, формировании адекватного образа мужчины и женщины

Развивающие

Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, смекалки и т.д.; развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог; развитие мировоззрения.

Воспитывающие

Воспитание уважения к человеческой личности, раскрытие ценности каждого человека, независимо от половой принадлежности; обратить внимание на процесс выстраивания взаимоотношений с противоположным полом.


Ход занятия

I. Мотивационный этап

Учитель предлагает несколько иллюстраций. Пример: шесть фотографий, на четырёх из которых изображены ситуации, соответствующие традиционным гендерным стереотипам (например, женщина убирает квартиру, молодая мама с коляской, женщина- учитель, мужчина в военной форме, мужчина — водитель автобуса, шахтёр, сварщик и т. п.), а на двух — не соответствующие им ситуации (например, мужчина в фартуке у плиты; девушка дарит цветы молодому человеку; женщина в военной форме; мужчина — воспитатель детского сада и т. п.).

Демонстрируя иллюстрации, учитель предлагает учащимся найти фотографии, выпадающие из этого ряда, и объяснить свой выбор. У учащихся есть первоначальные знания, полученные при изучении курса в основной школе. Привлекая факты общественной жизни, информацию СМИ и личный социальный опыт, они приводят конкретные примеры, иллюстрирующие те или иные гендерные стереотипы. Корректируя ответы учащихся, учитель вводит понятие «гендерные стереотипы».

II. Изучение нового материала

План изучения нового материала

1. Гендерные стереотипы и роли.

2. Гендер и социализация.

3. Гендерные отношения в современном обществе.

1. Обращаем внимание учащихся на то, что гендерные стереотипы — это разделяемые большинством представления о нормах поведения женщин и мужчин, которые на протяжении долгого времени были близки у разных народов и устойчивы во времени. Учащимся предлагается привести примеры таких стереотипов (по 5—6 для мужчин и женщин). Ответы учащихся записываются на доске в два столбца.

После выполнения этого задания преподаватель предлагает учащимся ещё раз посмотреть на составленные списки и оценить, насколько те или иные представления сохранили свою актуальность, какие изменения произошли.

Преподаватель, опираясь на текст учебника и обращаясь к фотографиям, использованным в мотивационной части урока, вводит понятия «гендерная роль» и «гендерный конфликт». Обобщая результаты изучения первого пункта, важно подчеркнуть, что в конфликте, вызванном столкновением целей и интересов из-за разного понимания гендерных ценностей, как и в любом другом конфликте, следует не забывать об уважении к противостоящей стороне, не допускать оскорблений и не прятаться за гендерные стереотипы.

2. Учитель предлагает учащимся назвать основные факторы, которые, по их мнению, влияют на освоение гендерных ролей, и проиллюстрировать их примерами.

Следует отметить, что гендерные стереотипы очень сильны. Их принимают даже те группы, относительно которых они созданы.

Можно привести пример, который иллюстрирует гендерные стереотипы. Девушкам-студенткам предложили ознакомиться с научными статьями. Они должны были оценить работы с точки зрения осведомлённости автора, его профессиональной компетентности, стиля изложения материала. Одни студентки получили статьи, подписанные авторами-мужчинами, другие — те же статьи, но с женскими подписями. Студентки выше оценивали статьи, которые написали мужчины. Гендерные стереотипы, таким образом, привели к тому, что оценка интеллектуального труда женщин была занижена.

Учитель корректирует и обобщает ответы учащихся, называет основные факторы: воспитание в раннем детстве, влияние школы, воздействие массовой культуры и др.

3. Переход к изучению вопроса о гендерных отношениях в современном обществе вполне логичен: важно подчеркнуть происходящие гендерные изменения, затрагивающие как публичную сферу, так и частную жизнь.

Учитель обсуждает с учениками следующую ситуацию:

Например, одна супружеская пара из Канады скрывает от общества пол своего малыша с рождения. Мать и отец назвали ребёнка Сторм, но мальчик это или девочка, не знает никто, кроме самих родителей, двух акушерок, которые помогли малышу появиться на свет, двух братьев новорождённого и одного друга семьи. Своё решение родители объяснили так: ребёнок сам выберет себе пол, когда вырастет. Два старших сына носят розовую одежду (часто платья и юбки), предпочитают длинные волосы и косы. В магазине родители позволяют им выбрать ту одежду, которая им нравится, независимо от того, для мальчиков или для девочек она предназначена. Отец работает учителем в школе и факт навязывания детям общественного мнения считает просто отвратительным. Он уверен, что гендерные стереотипы загоняют людей в те ячейки общества, которые для них заранее подготовлены.

Вопрос: произойдёт ли социализация этих детей?

Важно объяснить учащимся, что, несмотря на то что в современном мире место человека в обществе, его социальные роли всё больше определяются не полом человека, а его личными качествами.

III. Этап закрепления

Учащиеся должны выполнить следующие задания

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к традиционным гендерным стереотипам о мужчинах.

1) Сила; 2) смелость; 3) робость; 4) логичность; 5) честолюбие; 6) легкомыслие.

Найдите два термина, выпадающие из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В разные исторические эпохи в обществе существовали определённые представления о месте, отведённом мужчине и женщине в _________________ (А), о том, какими занятиями и _________________ (Б) должны заниматься представители разных полов, как правильно себя вести в _________________ (В) и многое другое.

Такие представления получили название _________________ (Г). Они, как и любые _________________ (Д), постоянно претерпевают изменения. Например, согласно данным исследования, проведённого около 40 лет назад, стереотипными считались такие мнения: _________________ (Е) — сильные, смелые, неэмоциональные личности. Они мало озабочены своей внешностью, почти не боятся старости и смерти. В то же время образ _________________ (Ж) связан с такими качествами, как добродетельность, эмоциональность, нежность и легкомыслие. Они уступчивы, зависимы».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) вид деятельности

2) мужчины

3) гендерные стереотипы

4) гендерный конфликт

5) общественное мнение

6) социальная иерархия

7) гендерные роли

8) женщины

IV. Домашнее задание

Прочитать параграф и ответить на вопросы для самопроверки. Выписать термины и их значения.



Творческое задание:

Придумайте несколько синонимов данным в учебнике терминам.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!