СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока на тему: "Воздушное питание растений"."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

раскрыть особенности воздушного питания растений

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему: "Воздушное питание растений"."»

урок 2 7 Тема: «Фотосинтез».

Цели: раскрыть особенности воздушного питания растений как важнейшего процесса жизнедеятельности; показать планетарное и эволюционное значение фотосинтеза; продолжить формировать умения работать с учебной литературой, биологическими объектами, анализировать, делать выводы.

Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2. Особенности строения листа и его значение в жизни растения.

3. Суть процесса фотосинтеза. Место, условия протекания и результаты.

4. Планетарное и эволюционное значение фотосинтеза.

5. Закрепление. Итоги урока.

Оборудование: гербарные экземпляры растений, комнатные растения, рельефная таблица «Клеточное строение листа», таблицы «Строение цветкового растения», «Корень и его зоны», «Внутреннее строение листа» и «Устьица», рисунки в учебнике. ИКТ.


Ход урока

1. – Что такое питание?

– Какие вы знаете типы питания?

– Как могут питаться растения?

– Что такое почвенное питание?

– Какова роль корня в почвенном питании?

– Выполните тест подстановки: «При почвенном питании растения с помощью … поглощают … и …, которые по … тканям поступают в листья».

– помимо почвенного или минерального питания, растению свойственно еще и воздушное питание.

– Аналогично уже имеющейся у вас в тетрадях схеме составим схему для воздушного питания.

Тип питания → воздушное (фотосинтез). Орган → лист. Ткань → основная. Клетки → столбчатые. Структуры → хлоропласты. Вещества → органические (сахара).

– Как видим, основной орган, принимающий участие в воздушном питании, – лист.

– Рассмотрим его строение и функции подробно. Вспомним изученное.


2. – Вспомним ткани, которые образуют этот орган.

– В фотосинтезе непосредственное участие принимают лишь клетки основной ткани, так называемые столбчатые, или палисадные. Главная особенность их строения заключается в том, что среди их клеточных структур есть совершенно особый органоид – хлоропласт. Вещество, входящее в его состав, – это пигмент хлорофилл, который не только придает всему растению зеленую окраску, но и играет главную роль в процессе фотосинтеза.

– А теперь составим схему, в которой не только были бы отмечены названия клеток, но и показана их роль в процессе воздушного питания.

По образованной нами схеме составить последовательный рассказ о процессе воздушного питания растений. (как вариант.)

«Солнечный свет, несущий энергию, через прозрачные бесцветные клетки кожицы проникает в более глубокие слои зеленого листа, а именно в клетки основной ткани, называемые палисадные, или столбчатые, сюда же через разомкнутые клетки устьиц из атмосферного воздуха поступает углекислый газ. Помимо этого, по сосудам поступает полученная корневыми волосками из почвы вода. Подается она от корня к листьям благодаря корневому давлению».

Схема


В клетках палисадной ткани имеются хлоропласты, содержащие особый пигмент – хлорофилл. В них-то и происходит процесс фотосинтеза.


Зеленый лист - специализированный орган воздушного питания

Благодаря плоской листовой пластинке лист имеет большую площадь соприкосновения

с воздушной средой и солнечным светом.

Свет – необходимое условия для осуществления фотосинтеза.

Многочисленные хлоропласты с хлорофиллом создают огромную фотосинтезирующую поверхность, фактически превращая лист в «фабрику» поглощения энергии солнечного света и образования органических веществ. Процесс фотосинтеза идет в хлоропластах

бесперебойно, пока зеленые листья растения получают солнечную энергию.


Фотосинтез - это процесс создания в хлоропластах листа органических веществ (сахаров) из неорганических веществ (углекислого газа и воды) с использованием энергии солнечного света..


Образовавшие в процессе фотосинтеза органические вещества –сахара, или углеводы (глюкоза, фруктоза), по ситовидным трубкам луба оттекает из листьев и доставляется ко всем частям растения: почкам, генеративным органам, корню, где с помощью специальных белков – ферментов превращаются в другие органические вещества (крахмал, белки, жиры и др)


Все органические вещества, как бы ни были они разнообразны, где бы они не встречались, прошли через лист, произошли из веществ, выработанных листом.


Воздушное питание растений, происходящее при использовании солнечной энергии в процессе фотосинтеза, имеет огромное значение не только для растений, но и для всего живого на земле. В этом проявляется космическая роль зеленых растений в жизни нашей планеты.


3. – Итак, можем ли мы сейчас уже охарактеризовать:

1) Место протекания процесса. Хлоропласты столбчатой (палисадной) ткани листа (в основном).

2) Условия протекания процесса. Солнечная энергия, углекислый газ, вода, хлорофилл.

3) Суть процесса. Результат. Образование органических веществ из неорганических путем сложных химических превращений с использованием энергии солнечного света.


– *! В ходе данного процесса происходит не только превращение одних веществ в другие, но и переход энергии из одного вида в другой. так, энергия солнечного света превращается в энергию химических связей, заключенную в молекулах органических веществ.


4. – Как вы понимаете «Планетарное значение процесса фотосинтеза»? Значение фотосинтеза для всей планеты, для всего живого на ней.


Прочитайте текст учебника и найдите в нем основные положения. усваивают солнечную энергию; преобразуют энергию солнечного света; делают ее доступной для живых организмов; выделяют кислород, необходимый для дыхания живых организмов.


5. – Какова особенность строения клеток кожицы листа, какое она имеет значение в жизни растения?

– Выполните тестовое задание, отметив знаками «+» правильные положения.

1. Лист – единственный орган цветкового растения, в котором происходит фотосинтез. -

2. Устьичные клетки, как и другие клетки кожицы листа, не имеют хлорофилла. -



Домашнее задание. Изучить § 10 до слов «Животные в процессе питания…», ответить на вопросы. Выучить новые определения и понятия.































4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!