СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока на тему: "Побег."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель урока изучить особенности строения органов побега.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему: "Побег."»

Урок 15 Тема: «Органы цветковых растений. Побег».

Цели: изучить основные части побега, особенности их строения и функции; познакомиться с видоизменениями побега; продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, доказывать соответствие строения частей побега выполняемым функциям.

Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2. Побег и его основные части. Значение побега в жизни растения.

3. Стебель. Соответствие строения выполняемым функциям.

4. Почка – зачаточный побег. Разнообразие. Расположение на стебле.

5. Лист. Особенности внешнего строения. Расположение листьев. Значение.

6. Закрепление. Итоги урока.

Оборудование: черенки побегов деревьев (тополя, березы), кустарников (смородины и др.), комнатные растения или гербарные экземпляры растений с простыми и сложными листьями, таблицы «Типы корневых систем», «Строение почки», «Развитие побега из почек», «Простые и сложные листья», рисунки в учебнике.


Ход урока

1. 1. У растений северных областей корни уходят в почву не так глубоко, как корни растений южных областей. Как можно объяснить такое явление? (В ответе могут указать следующие причины: расположение воды на разной глубине, многолетнюю мерзлоту, другие климатические особенности).

2. Удаление кончика у главного корня вызывает более обильное образование боковых корней, а сам главный корень перестает расти в длину. Благоприятно ли сказывается на жизни растения удаление кончика главного корня? (В результате развивается более мощная и широко разветвленная корневая система, что дает больший приток питательных веществ, укрепляет растение в почве. Этот прием используют в садоводстве, овощеводстве, цветоводстве).

Тестовое задание.

Поставьте «+» либо «–».

1. Все, что у растения находится в почве – это корни. -

2. Корневые волоски – это длинные выросты клеток наружного слоя растущего корня. +

3. Боковые корни в отличие от главного не ветвятся. -


Выберите правильный ответ:

1. Корневой чехлик образован:

а) механической тканью;

б) покровной тканью;

в) проводящей тканью.

2. Растворы поднимаются вверх к листьям по сосудам:

а) древесины;

б) коры;

в) кожицы.

– Подведя итоги по прошлой теме, можно переходить к сегодняшней. Помимо корня к основным органам высшего растения относится еще и побег.

– Зачем ежегодно обрезают декоративные кустарники?

– Почему у огурцов, выращенных в теплице, при появлении пятого настоящего листа отщипывают верхушку?

– Почему при выращивании томатов обычно удаляют боковые побеги?

– На эти и другие вопросы вы сможете ответить сами, изучив тему «Побег».



2–3. – Любой вегетативный побег состоит из осевой части – стебля, имеющей обычно цилиндрическую форму, и листьев, плоских боковых органов, сидящих на оси. Ни стебель без листьев, ни листья без стебля образоваться не могут.

Побег

Стебель Листья

(осевая часть) (боковые плоские органы, упорядо-

ченно расположенные на оси)


4. Обязательной принадлежностью побега являются почки – зачатки новых побегов.

– Вегетативные побеги выполняют функцию воздушного питания, то есть образуют органические вещества в ходе фотосинтеза. Эта функция выполняется в основном листьями. А стебли как осевые (несущие) органы выполняют механическую, проводящую, запасающую функции растения.

Функции стебля

Примеры

1. Проводящая

Проведение веществ от корня к листьям и обратно

2. Механическая

Обеспечивает положение тела растения в пространстве; выносит листья к свету, выдерживает нагрузки (собственную тяжесть, действие ветра)

3. Запасающая

Отложение жира, крахмала и других органических веществ

4. Воздушное питание

Молодые зеленые стебли осуществляют процесс фотосинтеза

– Такое разнообразие листьев дает возможность растениям приспособиться к пребыванию в самых различных природных условиях, занять свою экологическую нишу на планете и максимально эффективно выполнять главную функцию – образование органических веществ, то есть фотосинтез.


6. – Можно ли почку назвать зачаточным побегом?

– Является ли лист единственным органом цветкового растения, в котором происходит фотосинтез?

– Жилки листа только выполняют функцию его каркаса основы?

– У всех растений почки расположены поочередно? И т. д.

Домашнее задание. Изучить материал учебника о побеге. Оформить лабораторную работу в тетради. Ответить на вопросы учебника № 5–12.

Творческое задание. Подготовить сообщение об удивительных видоизменениях листьев, о разнообразии их форм, размеров, функций.


Лабораторная работа. Строение почек

Цель: познакомиться со строением почек и их расположением на стебле.

Оборудование: черенки побегов деревьев (тополя, березы, сирени, бузины, рябины, клёна), кустарников (смородины, крыжовника, малины, ежевики); гербарные экземпляры растений; лезвия, лупы; таблицы: «Строение почки», «Развитие побега из почки»; рисунки учебника на с. 38–39.


Инструктивная карточка

1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите и зарисуйте расположение почек на них.

2. Отделите почку от побега, рассмотрите ее внешнее строение. Какие приспособления имеются у почек к перенесению неблагоприятных условий?

3. Рассмотрите разрезанную вдоль вегетативную почку. С помощью рисунка на с. 39 найдите почечные чешуи, зачаточный стебель, зачаточные листья, зачаточные почки и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия ее частей.

4. Изучите генеративную почку, найдите ее части. В чем сходство и различия вегетативных и генеративных почек. Используйте для сравнения рисунок учебника на с. 39.

5. Сделайте вывод о сходстве и различиях в строении вегетативной и генеративной почек. Составьте схему.



Проверочные задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

1. Почка – это … … .

2. От неблагоприятных условий почку защищают … … .

3. Конус нарастания – это … ткань.

4. Вегетативная почка состоит из зачаточных …, …, …, … и … .

5. Из вегетативной почки вырастает … .

6. Генеративная почка состоит из …, …, …, … и … .

7. Из генеративной почки вырастает … .

8. Верхушечная почка находится на … … .

9. Пазушные почки располагаются в … ... .

10. В результате деления и роста клеток … … побег растет.

Задание 2. Выбери правильный ответ.

1. Почка – это:

а) конус нарастания; 
б) зачаточный побег;
в) стебель с листьями и почками;
г) стебель с зачаточными листьями.

2. Супротивное расположение почек имеют:

а) сирень;
б) тополь;
в) рябина;
в) смородина.

3. Почечные чешуи пропитаны смолой у:

а) тополя; 
б) клёна;
в) смородины;
г) крыжовника.

4. Если на зачаточном стебельке располагаются зачаточные листья и зачаточные цветки, то это:

а) вегетативная почка;
б) генеративная почка.

5. Зачаточный побег – это зачаточные:

а) стебелек, листья и почки;
б) стебелек;
в) листья; 
г) почки.

Задание 3. Верно ли утверждение?

1. Почка – это зачаточный побег.

2. Из вегетативной почки появляются цветки.

3. Почки покрыты почечными чешуями.

4. Почечные чешуи защищают почку от неблагоприятных условий.

5. Из генеративной почки развиваются листья.

6. Вегетативная почка состоит из почечных чешуй, зачаточных стебелька, листьев и почек.

7. С наступлением тепла почки набухают, лопаются, и появляются молодые листья или бутоны цветов.

3адание 4. Восстановите логическую цепь.

Почечные чешуи + зачаточный стебелек + ? + зачаточные листочки –– ?

? + зачаточный стебелек + ? + зачаточные листочки –– ?

Стебель + почки + листья –– ?



Лабораторная работа. Расположение почек на стебле. Простые и сложные листья

Цель: познакомиться с расположением почек на стебле, многообразием листьев, с особенностями их внешнего строения, типами жилкования.

Оборудование: черенки побегов деревьев (тополя, березы, сирени, бузины, рябины, клёна) и кустарников (смородины, крыжовника, малины, ежевики), комнатные растения или гербарные экземпляры растений с простыми и сложными листьями (берёза, вяз, клён, липа, рябина, шиповник, акация); таблицы: «Простые и сложные листья», «Развитие побега из почки», «Листорасположение»; рисунки учебника на с. 38–39.

Инструктивная карточка

Класс разделить на 2 группы по желанию. Первая группа рассматривает побеги тополя, берёзы, сирени, смородины, малины, вторая – побеги бузины, рябины, клёна, крыжовника, ежевики.

1. Рассмотрите предложенные вам побеги деревьев и кустарников. Найдите верхушечную почку и боковые (пазушные) почки. Используя таблицу, найдите пазуху листа и узел. Строение побега зарисуйте в тетрадь и обозначьте виды почек.

2. По таблице «Листорасположение» ознакомьтесь с расположение листьев на стебле. Найдите в пазухах листа боковые почки и определите их расположение. Данные занесите в таблицу в тетради.

3. Рассмотрите гербарные листы. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете? Обратите внимание на форму и край листовой пластины, наличие или отсутствие черешка (черешковые или сидячие). Данные занесите в таблицу.

4. Отберите сложные листья. На основании какого признака вы это делаете? Обратите внимание на форму и край листовой пластинки. Данные занесите в таблицу в тетради.

5. По таблице ознакомьтесь с жилкованием листьев. Определите тип жилкования предложенных вам листьев. Данные занесите в таблицу в тетради.

Таблица. Простые и сложные листья, типы жилкования и листорасположение

Название растения

Листья простые и сложные

Жилкование

Листорасположение

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

6. Сделайте вывод о расположении почек на стебле и многообразии листьев.



Ссылка на лабораторную работу.

http://biolicey2vrn.ucoz.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!