Оргмомент (3 мин) | Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, мотивация. «Ребята, сегодня мы с вами рассмотрим как развивались события в Индии после установления колониальной зависимости от Англии. А именно рассмотрим перемены в жизни традиционной общины и знати, административное устройство, реформы в образовании, индустриализацию в промышленности, военные реформы и освободительные движения сипаев. На партах у вас должны быть учебники, тетради, и активность на уроке. Откройте свои тетради и запишите тему – «Культурно-политическая модернизация Индии во 2-ой пол. XIX -1-ой пол. XX века.» | Проверяют готовность к уроку, слушают мотивацию. |
Новый материал (30 мин) А)Завершение покорения Индии Б)Колониальный режим В)Англия вводит Индию в мировой рынок: это благо или трагедия? Г)Крах традиционного общества Д)Великое восстание 1857г. Д)Индия в конце XIX-начале XXв. Закрепление (7 мин) | «Для начала давайте вспомним когда началось завоевание Индии Великобританией?» ( с сер. XVIII до сер. XIX вв). Понадобилось 100 лет, чтобы окончательно подчинить Индию и сделать ее своей колонией. «Вспомним, что такое колония? Давайте посмотрим на карту на стр. 172. Назовите колонии и полуколонии Британской державы.» Заметьте, у Великобритании большое количество колоний. Как вы думаете для чего Великобритании понадобилась Индия? (Это был важнейший рынок промышленных товаров и одновременно источник сырья.) Рассказ учителя о присоединении территории Бирмы, Кабула, Синда и окончательном установлении власти Ост-Индской компании над покоренной Индией. Рассказ учителя об особенностях административного устройства. «Ребята, как вы думаете, в чем было преимущество подобной системы?» (Англия привлекала местную элиту на свою сторону. Помимо этого, она не разрушала традиционные институты индийского общества, а использовала их для укрепления своего господства). Рассказ учителя об особенностях налогообложения, земельной политике. (При высоком уровне земельного налога крестьяне не могли вносить своевременно требуемые платежи. В этом случае земли подлежали принудительной продаже. Поборы разоряли крестьян и становились причиной частых восстаний. Крупные землевладельцы разводили культуры, предназначенные для экспорта, - опиумный мак, хлопок, чай, кофе, и т. д. Это вело к сокращению площади земель, использовавшихся для производства продуктов питания. В результате типичным для Индии явлением стала постоянная нехватка продовольствия. Нередко целые районы были охвачены голодом). Работа по вариантам. «Сейчас мы будем работать по вариантам. Первый вариант работает с текстом параграфа на странице 174-175 «Положительные последствия колониального режима на развитие Индии», второй вариант стр.175-176 «Отрицательные последствия колониального режима», на подготовку каждому варианту дается 5 минут. По истечению времени я спрошу с каждого варианта по 3 человека. Групповая работа. Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает задание и работает с раздаточным материалом об одном из направлений развития. «Сейчас мы будем работать по группам (3 ряда). Каждой группе я раздам материал по одной из 3х тем и план в виде вопросов для создания сообщения. Эта работа письменная и на нее вам дается 7 мин. Оцениваться работа группы будет по 5 бальной шкале, в зависимости от полноты изложенного материала и подборки интересных фактов. Остальные могут поднимать руки и дополнять, за активность я тоже буду ставить оценки. По завершении работы я подытожу сказанную выступающими информацию и мы занесем необходимый материал в таблицу.» Раздаточный материал: Изменения в составе индийского общества в XIX веке: интеллигенция и средний класс. Индустриализация в промышленности Индии в XIX веке: разрушение традиционного общества или все на благо Англии. Модернизация образования в Индии и сподвижник просвещения Раммохан Рай. Групповая работа. «Сейчас мы посмотрим видеофрагмент, посвященный войне сипаев за освобождение Индии от власти англичан после чего откройте стр. 177 учебника, и в течение 3 минут вам необходимо ответить на вопросы: (на слайде) 1 ряд: Какой характер приобрело восстание 1857 – 1859? Как воевали сипаи? Это была скрытная война или происходили открытые сражения? 2 ряд: Что послужило причиной и поводом к восстанию сипаев? 3 ряд: Результат и итоги восстания? Это задание устное и за него я оценки ставить не буду» Рассказ учителя о коронации Виктории как императрицы Индии, создании ИНК, введении демократических мер и дальнейших реформах, разработанных М. Ганди. Слайд 1 1.Укажите какой товар пользовался особенным спросом на внутреннем рынке Индии: А)чай Б)сахар В)соль Г)опиум 2.Какие изменения произошли в управлении Индией в 1858г.? 3.Что было источником обогащения англичан в Индии? Слайд 2 Соотнесите имена исторических деятелей и факты их биографий Слайд 3 Расставьте события в хронологической последовательности: Создание ИНК Проведение реформы образования Основание первой еженедельной газеты Восстание сипаев Провозглашение королевы Виктории императрицей Индии | Ученики слушают учителя, отвечают на вопросы, работают с картой, записывают определение сипаи и даты. Ученики слушают учителя, переписывают схему с презентации. Ученики делятся на 2 варианта и изучают особенности внутренней и внешней торговли Индии в XIX веке. Каждый вариант объясняет причины и результаты тех или иных изменений в экономике. Результаты работы обсуждаются в классе. Класс фиксирует необходимые сведения в тетрадях в форме таблицы. Ученики работают по группам. Записывают определение индустриализация и модернизация. Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы. Записывают дату и определение джихад. Слушают доклад ученика про Мохандаса Ганди. Отвечают на вопросы. Записывают под диктовку вывод. |