СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока на тему инерция

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока на тему инерция»

Физика 7 класс

Урок на тему «Инерция. Взаимодействие тел»

Цель урока: сформировать у обучающихся понятие «инерция», создание условий для логического мышления и познавательного интереса.

Планируемые результаты: Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты: Формирование познавательных УУД – формирование умений:

  • по использованию физических знаний для решения различных задач и оценки полученных результатов;

  • по работе с информацией, в том числе с различными текстами.

Формирование регулятивных УУД – формирование умений:

  • ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану,

  • оценивать полученные результаты.

Формирование коммуникативных УУД:

  • формирование умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;

  • формирование совместно с другими детьми в парно – групповой работе находить решение задачи и оценивать полученные результаты.

Предметные результаты:

  • в познавательной (интеллектуальной) сфере: правильное понимание понятий: инерция, взаимодействие тел.

  • в ценностно – ориентационной сфере: применение новых знаний при решении задач, в новой ситуации.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: дидактический материал, презентация, проектор, машинки, шарики, пластилин и пружина. 



Ход урока


1.Организационный момент.


2.Актуализация знаний

Здравствуйте, ребята, сейчас мы с вами пройдем опрос, для повторения прошлой темы. (Учитель раздает карточки, Приложение 1). (2 – 4 слайд)

1. Что такое скорость? (Скоростью движения называется величина, численно равная пути, проходимому телом в единицу времени.)

2. Что такое путь? (Путь - это длина траектории.)

3. В каких единицах измеряется скорость? (метр в секунду, м/с)

4. Как перевести км/ч в м/с? (для перевода км/ч в м/с надо умножить на 1000/3600 или на 5/18)

5. Что называется «равномерным движением»? (Движение тела (точки) называется равномерным, если оно за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути.)

6. Формула скорости? (V=S/t)

7. Формула пути? (S=V*t)

8. Что такое траектория? (Линию, которую описывает тело при своём движении, называют траекторией движения этого тела.)

9. Что называется «механическим движением»? (Механическое движение — это изменение положения тела или его частей относительно других тел с течением времени.)


3. Изучение новой темы

— С помощью чего изменяется скорость тел? (ученики отвечают на вопрос).

— На столе лежит шарик, относительно стола, чему равно ее скорость? (Относительно стола скорость равна нулю)

— Каким образом мы можем изменить скорость шарика? Продемонстрируйте это. (подействовать на шарик другим телом) (слайд 5)

— Что вы можете сказать о скорости шарика, после того как были выполнены действия над ним? (скорость уменьшается или повышается). (слайд 5)

— Какая причина изменения скорости тела? (на тело действует другое тело). (слайд 5)

— Из проделанного опыта можно сделать вывод: Действие одного тела на другое приводит к изменению скорости. (слайд 5)

— Давайте выполним следующий опыт и сделаем выводы. (Ученикам раздаются карточки с описанием опытов, приложение №2.).

— Для того, чтобы выполнить первый опыт нам необходимо сжать в руках следующие предметы: мячик, пластилин и пружину. Во время выполнения опыта тело поменяло свою форму, т.е деформировалось. (слайд 6)

— В следующем опыте нам необходимо столкнуть два шарика. Первый шарик — стальной, второй — шарик из пластилина. Наблюдайте за изменением скорости шариков.

(Ученики отвечают, какой вывод они могут сделать из проделанных опытов).

— Из проделанных опытов мы можем сделать выводы:

1) Действие одного тела на другое приводит не только к изменению скорости тела, но и к его деформации.

2) В природе существует только взаимодействие тел. Результатом которых является изменение скорости тел или их деформация. (слайд 7)

— У вас возникнет вопрос, а что происходит с телом, если на него не действуют другие тела? (скорость тела не изменяется).

— Так вот, данное явление называется инерцией, давайте запишем определение в тетрадь.

Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют инерцией. (Инерция — от лат. инерциа — неподвижность, бездействие). (слайд 8)

— Примером инерции является мячик, который лежит на траве, его скорость равна нулю, и как мы с вами знаем, скорость шарика не может изменится без посторонней помощи, и когда мячик начнет двигаться, то он бы так и двигался с постоянной скоростью, если бы не трава, трение о воздух или футболисты. (слайд 8)

— Давайте вы мне приведете примеры инерции? (Ученики приводят примеры). (слайд 8)

— Например, брошенное копье, которые останавливаются под действием силы тяжести и трение о воздух. Когда мы сдвигаем с места большие и тяжелые вещи (пианино, шкаф или тяжелый чемодан). Автомобиль, который во время гололеда не может затормозить моментально. Именно об этом всегда стоит помнить, когда находишься на дороге, закон инерции сработает обязательно и приведет к печальным последствиям. (слайд 8)

— Значит, если на тело не действуют другое тело, то оно находится в покое или движется с постоянной скоростью. (слайд 9)

— Нам с вами известно, что при неравномерном движении скорость тела меняется с течением времени, а изменение скорости тела происходит под действием другого тела. Давайте проделаем опыт с тележками. (К тележке прикрепляется упругая пластинка, затем изогнём её и свяжем нитью, тележка находится в состоянии покоя, относительно стола). (слайд 9)

— Станет ли двигаться тележка, если мы перережем упругую пластину? Как мы с вами видим пластинка выпрямилась, тележка как была на месте, так и осталась. (слайд 9)

— А теперь давайте подставим к согнутой пластинке вторую тележку (точно такую же) и вновь перережем нить. Тележки пришли в движение относительно стола, они разъехались в разные стороны. (слайд 9)

— Какой мы можем сделать вывод из этого опыта? (Для того чтобы изменить скорость тележки, нам понадобилось второе тело (тележка), вторая тележка тоже начала двигаться относительно стола). (слайд 9)

— Тележки действуют друг на друга, то есть они взаимодействуют. Запишем определение в тетрадь. Действие одного тела на другое не может быть односторонним, оба тела действуют друг на друга, т. е. взаимодействуют. (слайд 10)

— Мы с вами рассмотрели самый простой опыт взаимодействия тел. Приведите другие примеры. (ученики приводят примеры).

— Если человек, сидящий в лодке, отталкивает от себя другую лодку, то происходит взаимодействие, обе лодки начинают двигаться.

— Какой мы можем сделать вывод из этих примеров? (ученики отвечают).

— Итак, давайте запишем вывод в тетрадь, в результате взаимодействия оба тела могут изменить свою скорость. (слайд 10)


4. Закрепление материала

Ученики отвечают на вопросы:

1. Что происходит с телом, на которое не действуют другие тела?

1) Если оно двигалось, то останавливается;

2) Если находится в покое, то приходит в движение;

3) Оно либо покоится, либо движется прямолинейно и равномерно.


2. Что такое инерция?

1) Свойство тел сохранять скорость.

2) Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

3) Изменение скорости тела под действием других тел.


3. Тормозной путь автомобиля равен 30 м. Что это значит?

1) Что этот автомобиль проедет 30 м и остановится

2) Что при торможении он проедет 30 м

3) Что автомобиль может проехать по инерции 30 м

4) Что при выключении двигателя трение колёс о землю мо­жет остановить его движение по инерции только в конце 30-метрового пути


4. Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры отклонились влево?

1) Автобус остановился;

2) Автобус повернул направо;

3) Автобус повернул налево.


5. Для чего делают разбег при прыжках в длину?

1) Чтобы выше подпрыгнуть.

2) Чтобы увеличить длину траектории движения тела.

3) Чтобы набрать скорость для толчка.


6. Какие из указанных тел движутся по инерции?

1) Конькобежец, набирающий скорость;

2) Лодка при гребле веслами;

3) Саньки, в которых везут ребенка.


7. В каком из названных здесь случаев тело движется с постоянной скоростью?

1) Если у него очень большая скорость;

2) Если оно движется по инерции;

3) Когда действие на тело других тел мало.


5. Домашнее задание

§17, вопросы 1-4.



Приложение № 1.

ФИО ­



1. Что такое скорость?



Баллов


2. Что такое путь?



Баллов


3. В каких единицах измеряется скорость?



Баллов


4. Как перевести км/ч в м/с?



Баллов


5. Что называется «равномерным движением»?




Баллов


6. Формула скорости?


Баллов


7. Формула пути?


Баллов


8. Что такое траектория?



Баллов


9. Что называется «механическим движением»?




Баллов



Итого




Приложение №2.

Опыт № 1.

Сожмите в руках кусок пластилина, резиновый мячик, а также пружину и дайте ответы на следующие вопросы:

1) действует ли в этот момент на тело, другое тело?

2) меняется скорость тела?

3) что происходит с телом?




Опыт № 2.

Столкнуть два шарика, первый — стальной, второй — из пластилина. Пронаблюдайте за изменением скорости тел.








Скачать

© 2022, 201 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!