Государственное казенное общеобразовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«специальная (коррекционная) школа»
ГКОУ С(К)Ш
План – конспект урока музыки в 4 классе по теме:
«Балет «Петрушка» И.Ф.Стравинского»
Подготовила: Сергеева Н.В.
учитель музыки, первой
квалификационной категории
г. Выкса
2021г
Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Балет «Петрушка» И.Ф.Стравинского»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «В музыкальном театре»
Тема: «Балет «Петрушка» И.Ф.Стравинского»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Знакомство с балетом И.Ф.Стравинского «Петрушка». Формирование музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского.
Задачи урока:
Обучающие: познакомить с литературным и музыкальным содержанием балета «Петрушка»; показать, что музыка И.Ф.Стравинского носит народный характер
Развивающие: развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале
Воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, народным традициям.
Основной метод: объяснительный - иллюстративный
Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация
Ход урока
1.Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Тут затеи и рисунки
Игры, песни, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу! В добрый час!
2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, свой урок я хочу начать с загадки:
Мой веселый колпачок
Сдвинут лихо на бочок
Я – забавная игрушка
А зовут меня… (Петрушка)
3. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, вы догадались о ком сегодня пойдет речь на уроке? (Ответы детей)
Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного.
Связь кукольного героя с народным праздником, понятие балагана, определение балета, характерные особенности этого жанра.
4. Основная часть урока.
Учитель: А где мы можем встретить Петрушку, этого веселого героя, на каких праздниках?
(В театре кукол, на городских праздниках, на Масленичных гуляниях)
Учитель: Румяный балагур, участник ярмарочных сценок, персонаж русских народных кукольных представлений – встречаем его на праздниках, на Масленице. Чему посвящен этот праздник? (Проводам зимы)
Учитель: Что вы можете рассказать мне об этом празднике?
(Он возник в глубокой древности, празднуется целую неделю)
Учитель: А какой самый яркий день на Масленичной неделе?
(Воскресенье перед Великим Постом. Устраивались ярмарки, где продавали и покупали разные товары, веселились, пели песни, плясали, силой мерились, ремеслом хвалились, подарки дарили, пекли блины и всех угощали)
У: Мы и сегодня любим этот праздник и знаем как его празднуют сейчас. Но все эти традиции пришли из глубины веков.
Масленица… Я и теперь чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны, пылающие печи, ухабистая снежная дорога, уже замаслившаяся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь ещё для меня жива яркая радость.
Иван Шмелев
К теме русских праздников обращались в своем творчестве многие писатели, композиторы и художники.
Борис Михайлович Кустодиев в своих картинах донес до нас яркие образы народных Масленичных гуляний. Много раз он обращался в своем творчестве к теме Масленицы.
Давайте пристально всмотримся в картину «Масленица». Какие эмоции и чувства возникают у вас при взгляде на нее?
( веселье, радость, восторг, бодрость…)
У: Краски каких цветов он использовал для этого?
( Желтый, голубой, красный, белый, …)
У: Что же придает яркость картине и создает настроение праздника?
( сочетание красок, контраст.)
У: Безмолвна ли эта картина, или звучит в вашем воображении?
(Звучит.)
У: Какие звуки мы бы могли услышать, глядя на эту картину?
(Шум толпы, звон бубенчиков, звуки шарманки, музыка балагана – кукольного театра.)
У: Давайте поиграем в композиторов. Какие музыкальные инструменты симфонического оркестра вы бы использовали, создавая свое музыкальное произведение?
(Шум толпы – медные духовые.)
У: Герои кукольного представления тоже могут звучать.
( Петрушка – бубен, балерина – треугольник, фокусник – флейта (игра на инструментах)
У: Какие вы замечательные композиторы! А знаете ли вы, что в начале XX века, русский композитор Игорь Федорович Стравинский сочинил великолепную музыку, передающую все широту и яркость Масленичных гуляний – балет «Петрушка». Давайте послушаем фрагмент из этого произведения, чтобы узнать, как композитор изобразил в музыке народные гуляния.
5. Слушание и анализ.
Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский
(Слушание 1.)
Совпали ли наши чувства с чувствами и восприятием Масленичных гуляний композитором?
(Да, музыка очень ярка, композитор использовал различные музыкальные инструменты для передачи характера праздника)
(Слушание 2.)
У: Я очень рада, что вы все музыкальные инструменты услышали.
Что объединяет музыку балета Стравинского и картину Кустодиева?
(Яркость, выразительность.)
У: Чем каждый из них добивался этой яркости?
( Каждый своим средством выразительности: У художника – краски, цвета, у композитора – тембры оркестра.)
Петрушка—главный герой уличных представлений, которые разыгрывались на Масленицу.
Петрушка-кукла с лицом намалеванным посмешнее, в шапке с кистью, его руки и ноги набиты опилками, они болтаются, заворачиваясь внутрь и дергаются от собственной тяжести. Неуклюжий, он не прыгает, а только подпрыгивает, послушный невидимой нитке Фокусника…
Действие балета «Петрушка»— это воплощение русской ярмарки с плясками, шарманщиком, балаганом. На фоне праздничного гуляния толпы разворачивается трагедия кукольного героя Петрушки, которого обманула ветреная балерина…
Слушание фрагмента «У Петрушки» и «Народные гулянья на Масленой»
Вопросы к детям:
Какой музыкальный образ Петрушки нарисовал Стравинский? (неуклюжий, угловатый, жалкий и т.д.)
Какими средствами музыкальной выразительности это достигается?
Мелодия—прерывистая, паузы ,пунктирный ритм и т.д.
Музыка народного гулянья написана в народно-бытовом стиле.
Стравинский использует мотивы двух русских народных песен «Вдоль по Питерской» и «Ах, вы сени».
5. Физкультминутка.
6. Вокально-хоровая работа
Исполнение песни «Лесной марш»
7. Итог урока.
Что такое балет?
Назовите композитора балета «Петрушка»?
В чем особенность музыки И.Ф. Стравинского?
8. Домашнее задание.
У: Ребята, а дома я попрошу вас нарисовать своего петрушку, придумайте ему какой – нибудь новый наряд.
Выставление оценок.
Все молодцы! Урок окончен!
Вернемся к нашему спектаклю. Барабанный бой возвещает о начале фокуса. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трех кукол: Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивленью толпы, Петрушка, Арап и Балерина дружно пускаются в пляс. Начинается представление. (внимание на экран)
- Как звучала музыка этой сцены?
- Весело, задорно, широко…
( прослушивание «Русский танец»)
Чтобы передать эту картину И.Ф.Стравинский написал множество мелодий, которые напоминают русские народные песни, танцы, наигрыши. Поэтому особенность музыки Стравинского в том, что она написана в народном стиле. Музыка в народном стиле – композиторская музыка, но очень похожая на народную.
Продолжим знакомство с содержанием балета:
2 картина рассказывает нам о характере главного героя – Петрушки.
Кто такой Петрушка? (Петрушка – народный шут, веселит людей). В данном произведении Петрушка влюблен в балерину, но любовь его безответная.
3 картина - портреты Арапа и Балерины. Это смазливые пустышки.(словарная работа) Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески старается его очаровать. Петрушка взбешён от ревности. Куклы ссорятся.
4-я картина – «Сцена на улице»
Народ пляшет - мужик с медведем, купец с двумя цыганками, кучера с конюхами и, наконец, ряженые. В момент наивысшего разгула ожившие куклы выбегают на улицу. Арап поражает Петрушку ударом сабли. Петрушка умирает в окружении толпы гуляк. Но неожиданно он вновь появляется на крыше балагана. Он показывает «нос» толпе. «Дух Петрушки всё ещё протестует».