СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Балет "Петрушка" И.Ф.Стравинского"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: "В музыкальном театре"

Тема: "Балет "Петрушка" И.Ф.Стравинского"

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Балет "Петрушка" И.Ф.Стравинского"»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«специальная (коррекционная) школа»

ГКОУ С(К)Ш















План – конспект урока музыки в 4 классе по теме:

«Балет «Петрушка» И.Ф.Стравинского»














Подготовила: Сергеева Н.В.

учитель музыки, первой

квалификационной категории








г. Выкса

2021г

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Балет «Петрушка» И.Ф.Стравинского»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С

Раздел: «В музыкальном театре»

Тема: «Балет «Петрушка» И.Ф.Стравинского»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Знакомство с балетом И.Ф.Стравинского «Петрушка». Формирование музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского.

Задачи урока:

Обучающие: познакомить с литературным и музыкальным содержанием балета «Петрушка»; показать, что музыка И.Ф.Стравинского носит народный характер

Развивающие: развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале

Воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, народным традициям.

Основной метод: объяснительный - иллюстративный

Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация

Ход урока

1.Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Тут затеи и рисунки

Игры, песни, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу! В добрый час!

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, свой урок я хочу начать с загадки:

Мой веселый колпачок

Сдвинут лихо на бочок

Я – забавная игрушка

А зовут меня… (Петрушка)

3. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, вы догадались о ком сегодня пойдет речь на уроке? (Ответы детей)

Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного.

Связь кукольного героя с народным праздником, понятие балагана, определение балета, характерные особенности этого жанра.

4. Основная часть урока.

Учитель: А где мы можем встретить Петрушку, этого веселого героя, на каких праздниках?

(В театре кукол, на городских праздниках, на Масленичных гуляниях)

Учитель: Румяный балагур, участник ярмарочных сценок, персонаж русских народных кукольных представлений – встречаем его на праздниках, на Масленице. Чему посвящен этот праздник? (Проводам зимы)

Учитель: Что вы можете рассказать мне об этом празднике?

(Он возник в глубокой древности, празднуется целую неделю)

Учитель: А какой самый яркий день на Масленичной неделе?

(Воскресенье перед Великим Постом. Устраивались ярмарки, где продавали и покупали разные товары, веселились, пели песни, плясали, силой мерились, ремеслом хвалились, подарки дарили, пекли блины и всех угощали)

У: Мы и сегодня любим этот праздник и знаем как его празднуют сейчас. Но все эти традиции пришли из глубины веков.

Масленица… Я и теперь чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны, пылающие печи, ухабистая снежная дорога, уже замаслившаяся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь ещё для меня жива яркая радость.

Иван Шмелев

К теме русских праздников обращались в своем творчестве многие писатели, композиторы и художники.

Борис Михайлович Кустодиев в своих картинах донес до нас яркие образы народных Масленичных гуляний. Много раз он обращался в своем творчестве к теме Масленицы.

Давайте пристально всмотримся в картину «Масленица». Какие эмоции и чувства возникают у вас при взгляде на нее?

( веселье, радость, восторг, бодрость…)

У: Краски каких цветов он использовал для этого?

( Желтый, голубой, красный, белый, …)

У: Что же придает яркость картине и создает настроение праздника?

( сочетание красок, контраст.)

У: Безмолвна ли эта картина, или звучит в вашем воображении?

(Звучит.)

У: Какие звуки мы бы могли услышать, глядя на эту картину?

(Шум толпы, звон бубенчиков, звуки шарманки, музыка балагана – кукольного театра.)

У: Давайте поиграем в композиторов. Какие музыкальные инструменты симфонического оркестра вы бы использовали, создавая свое музыкальное произведение?

(Шум толпы – медные духовые.)

У: Герои кукольного представления тоже могут звучать.

( Петрушка – бубен, балерина – треугольник, фокусник – флейта (игра на инструментах)

У: Какие вы замечательные композиторы! А знаете ли вы, что в начале XX века, русский композитор Игорь Федорович Стравинский сочинил великолепную музыку, передающую все широту и яркость Масленичных гуляний – балет «Петрушка». Давайте послушаем фрагмент из этого произведения, чтобы узнать, как композитор изобразил в музыке народные гуляния.

5. Слушание и анализ.

Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский

(Слушание 1.)

Совпали ли наши чувства с чувствами и восприятием Масленичных гуляний композитором?

(Да, музыка очень ярка, композитор использовал различные музыкальные инструменты для передачи характера праздника)

(Слушание 2.)

У: Я очень рада, что вы все музыкальные инструменты услышали.

Что объединяет музыку балета Стравинского и картину Кустодиева?

(Яркость, выразительность.)

У: Чем каждый из них добивался этой яркости?

( Каждый своим средством выразительности: У художника – краски, цвета, у композитора – тембры оркестра.)

Петрушка—главный герой уличных представлений, которые разыгрывались на Масленицу.

Петрушка-кукла с лицом намалеванным посмешнее, в шапке с кистью, его руки и ноги набиты опилками, они болтаются, заворачиваясь внутрь и дергаются от собственной тяжести. Неуклюжий, он не прыгает, а только подпрыгивает, послушный невидимой нитке Фокусника…

Действие балета «Петрушка»— это воплощение русской ярмарки с плясками, шарманщиком, балаганом. На фоне праздничного гуляния толпы разворачивается трагедия кукольного героя Петрушки, которого обманула ветреная балерина…

Слушание фрагмента «У Петрушки» и «Народные гулянья на Масленой»

Вопросы к детям:

Какой музыкальный образ Петрушки нарисовал Стравинский? (неуклюжий, угловатый, жалкий и т.д.)

Какими средствами музыкальной выразительности это достигается?

Мелодия—прерывистая, паузы ,пунктирный ритм и т.д.

Музыка народного гулянья написана в народно-бытовом стиле.

Стравинский использует мотивы двух русских народных песен «Вдоль по Питерской» и «Ах, вы сени».

5. Физкультминутка.

6. Вокально-хоровая работа

Исполнение песни «Лесной марш»

7. Итог урока.

Что такое балет?

Назовите композитора балета «Петрушка»?

В чем особенность музыки И.Ф. Стравинского?

8. Домашнее задание.

У: Ребята, а дома я попрошу вас нарисовать своего петрушку, придумайте ему какой – нибудь новый наряд.

Выставление оценок.

Все молодцы! Урок окончен!























Вернемся к нашему спектаклю. Барабанный бой возвещает о начале фокуса. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трех кукол: Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивленью толпы, Петрушка, Арап и Балерина дружно пускаются в пляс. Начинается представление. (внимание на экран)

- Как звучала музыка этой сцены?

- Весело, задорно, широко…

( прослушивание «Русский танец»)

Чтобы передать эту картину И.Ф.Стравинский написал множество мелодий, которые напоминают русские народные песни, танцы, наигрыши. Поэтому особенность музыки Стравинского в том, что она написана в народном стиле. Музыка в народном стиле – композиторская музыка, но очень похожая на народную.

Продолжим знакомство с содержанием балета: 

2 картина рассказывает нам о характере главного героя – Петрушки.

Кто такой Петрушка? (Петрушка – народный шут, веселит людей). В данном произведении Петрушка влюблен в балерину, но любовь его безответная.

3 картина - портреты Арапа и Балерины. Это смазливые пустышки.(словарная работа) Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески старается его очаровать. Петрушка взбешён от ревности. Куклы ссорятся.

4-я картина – «Сцена на улице»

Народ пляшет - мужик с медведем, купец с двумя цыганками, кучера с конюхами и, наконец, ряженые. В момент наивысшего разгула ожившие куклы выбегают на улицу. Арап поражает Петрушку ударом сабли. Петрушка умирает в окружении толпы гуляк. Но неожиданно он вновь появляется на крыше балагана. Он показывает «нос» толпе. «Дух Петрушки всё ещё протестует».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!