Математика. 4 класс. УМК «Школа России (учебник «Математика» М.И. Моро 4 класс 2 часть стр. 61)
Тема урока: «Письменное деление на двузначное число»
Цель: создать благоприятные условия для закрепления умений обучающихся выполнять письменное деление на двузначное число.
Задачи урока:
Образовательные: закрепитьзнания обучающихся о выполнении письменного деления на двузначное число; сформировать умение делить на двузначные числа, пользуясь удобным способом вычисления; учиться делать вычисления, используя устные и письменные приёмы вычислений.
Развивающие: способствовать развитию математической речи, логического мышления, способность воспринимать и понимать прочитанное, отвечать полными ответами, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий; развитию памяти, внимания, творческих способностей.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в получении знаний; прививать аккуратность и последовательность при выполнении устных и письменных работ.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека, формирование и развитие познавательных интересов, развитие математической речи.
Метапредметные:
Формирование познавательных УУД: формировать проблемы, выдвигать гипотезы; осуществлять поиск нужной информации в материале учебника, в рабочей тетради, сравнивать, анализировать.
Формирование регулятивных УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять контроль и самоконтроль выполненного задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Формирование коммуникативных УУД: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждение других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами.
Предметные: пользоваться изученной математической терминологией; умение; умение выполнять письменное деление на двузначное число; продолжать совершенствовать вычислительные навыки.
Тип урока:комбинированный.
Оборудование: «Математика» М.И. Моро (учебник), 4 класс , 2 часть, мультимедийная презентация, учебник, карточки для игры «Эстафета».
Ход урока
I. Организационный этап.
1. Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Викторовна, и сегодня урок математики проведу у вас я. Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Посмотрите наличие всего необходимого для урока на парте: учебник, тетрадь, пенал.
3. Мотивация к учебной деятельности.
У: - Ребята, начинаем урок математики.
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
У: - Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.
У: - Кто готов помогать друг другу?
У: - Кто готов рассуждать и доказывать свое мнение?
У: - Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Теперь приступаем к работе.
У: - Представьте, что вы нашли в море старую бутылку, открыли крышку, а там карта. Карта Сокровищ!
У: - Что вы сделаете?
О: - Отправимся на поиски сокровищ.
У: - Конечно, отправимся, на поиски этих сокровищ. Так как у нас урок математики, то нам потребуются все ваши знания, умения и огромное желание познать эту науку. Кто готов к такому путешествию? Поднимите руку.
У: - Я рада за вас! Итак, отправляемся в путь за сокровищами Знаний!
II. Актуализация знаний и умений.
У: - Для каждого путешествие нужно иметь при себе разные припасы и необходимое снаряжение. Сейчас мы проверим багаж знаний каждого из вас.
Устный счёт
У: - Вам нужно правильно решить выражения.
У: - Решите логическую задачу.
Задача: На одной чаше весов лежит большой кочан капусты, а на другой – гиря в 2 кг и маленький кочан капусты. Весы находятся в равновесии. На сколько масса большого кочана капусты больше, чем масса маленького?
О: - На 2 кг.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: - На каждом корабле ведётся бортовой журнал, и сейчас вы начнёте его заполнять. Отступите 4 клеточки вниз от прошлой работы и запишите сегодняшнее число и классная работа. Наконец, прежде чем отправиться в путь, нам нужно узнать название острова, так как карта старая и большая часть букв стёрлась. Восстановим их вместе.
У: - На доске вы видите выражения: 782:34, 12546:82. Все они объединены одну группу. Как вы думаете, почему?
О: - Во всех примерах выполняется деление на двузначное число.
У: - Верно. Теперь решим эти примеры, но прежде, давайте вспомним алгоритм письменного деления.
Алгоритм письменного деления:
Выделяем первое неполное делимое.
Определяем число цифр в частном.
Находим первую цифру частного.
Образуем второе неполное делимое.
Находим вторую цифру частного.
Образуем третье неполное делимое.
Находим третью цифру частного.
У: - У доски будут решать 2 человека, остальные решают в тетради.
У: - Давайте проверим, правильно ли вы решили. Объясните решение примера.
У: - Итак, как будет называться остров, на который мы держим путь?
О: - Деление многозначного на двузначное число.
У: - Я знаю, что вы уже отправлялись в путешествие на этот остров, и сейчас я попрошу вам сказать, для чего мы плывём туда сегодня.
О: - Закрепить умение делить многозначное число на двузначное число.
У: - Верно! Теперь можем отправляться в путь.
IV. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником
У: - Мы на острове. На пути у нас труднопроходимые джунгли. Чтобы их преодолеть, нам надо решить задание. Откройте учебник на странице 61 и сейчас выполним задание №232.
У: - У доски будут решать 4 человека, остальные решают в тетради.
У: - Давайте проверим, правильно ли вы решили. Объясните решение примера. Сравните свои ответы с ответами на слайде.
У: - Можем отправлять дальше.
V. Физминутка.
Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
VI. Закрепление изученного материала (продолжение).
Работа с учебником
У: - На острове много опасностей. Перед нами река. Чтобы преодолеть ее, нам нужно выполнить задание. Выполним задание №233. Один человек выходит к доске и решает, а остальные записывают в тетради. Прочитай задачу вслух.
Задача: В хозяйстве заготовили для коров 17 066 ц сена из расчёта 23 ц на корову и 10 176 ц сена для телят, по 12 ц на каждого телёнка. Сколько всего коров и телят в хозяйстве?
У: - О чём говорится в задании?
О: - О сене, коровах и телятах.
У: - Что говорится о коровах?
О: - Что на 1 корову заготовили 23 ц сена.
У: - Известно, сколько было всего сена для коров?
О: - Да.
У: - Сколько?
О: - 17066 ц
У: - Что говорится о телятах?
О: - Что на 1 теленка заготовили 12 ц сена.
У: - Известно, сколько было всего сена для телят?
О: - Да.
У: - Сколько?
О: - 10176 ц
У: - Что спрашивается в задаче?
О: - Сколько всего коров и телят в хозяйстве.
У: - С помощью какой краткой записи нам будет удобнее оформить задачу?
У: - Оформляем краткую запись в тетради.
| Всего сена | Единица сена на одно животное |
Коровы | 17 066 ц | 23 ц ? |
Телята | 10 176 ц | 12 ц |
У: - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
О: - Нет.
У: - Почему?
О: - Потому что мы не знаем, сколько было всего коров и телят по отдельности.
У: - Можем ли мы это узнать?
О: - Да.
У: - С помощью какого действия?
О: - Деления.
У: - Как найти, сколько всего было коров?
О: - Количество сена разделить на единицу сена для одного животного (17066:23).
У: - Запишем первое действие.
У: - Теперь можем ответить на вопрос задачи?
О: - Нет.
У: - Почему? Чего нам не хватает?
О: - Мы не знаем, сколько всего было телят.
У: - Как найти, сколько было телят?
О: - Таким же аналогичным образом, как искали коров. Количество сена разделить на единицу сена для одного животного (10176:12).
У: - Запишем 2 действие.
У: - Теперь можем ответить на вопрос задачи?
О: - Да, нам хватает всех данных.
У: - Как нам ответить на вопрос? С помощью какого действия?
О: - Сложения.
У: - Что с чем будем складывать?
О: - количество коров и телят.
У: - Запишем 3 действие.
У: - Получилось и у нас решить эту задачу? Ответили ли мы на вопрос?
О: - Да.
У: - Запишем ответ.
Игра «Эстафета»
У: - На нашем пути труднопроходимое болото и для того, чтобы преодолеть это препятствие, вам нужно будет работать сообща. Для каждого ряда своя цепочка примеров. По очереди выходите к доске и решаете по одному примеру из цепочки. Выигрывает ряд, который быстрее всех выполнит все вычисления и не допустит ошибок.
1 ряд:
2 ряд:
3 ряд:
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У: - Мы практически добрались до нужного места. И пока у нас есть время, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. С какой целью мы отправились в это путешествие?
О: - Закрепить умение делить многозначное на двузначное число.
У: - Правильно! Кто считает, что у него в этом путешествии всё получилось? Кому легко дались все испытания? Поднимите руки. Теперь определите успешность своей работы на уроке с помощью «Волшебной линеечки».
У: - Отлично! Вот она, гора, в которой спрятаны сокровища. Возьмем сокровища и поднимемся на неё, чтобы увидеть красоту мира, природы, почувствовать радость открытия, знаний. Ведь мы с вами совершили путешествие на остров Сокровищ, за кладом Знаний. За это каждый из вас получит эмблему «За хорошие знания!»
VIII. Домашнее задание.
Страница 61 №235, №237.