Математика. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века» (учебник «Математика» Рудницкая В.Н. 1 класс 2 часть стр. 65-67)
Тема урока: «Прибавление и вычитание числа 4 с переходом через десяток»
Цель: создать благоприятные условия для закрепления умений обучающихся прибавлять и вычитать число 4 с переходом через десяток.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания обучающихся о прибавлении и вычитании числа 4 с переходом через десяток; сформировать умение находить ответ, пользуясь удобным способом вычисления; учиться делать вычисления, используя устные и письменные приёмы вычислений.
Развивающие: способствовать развитию математической речи, логического мышления, способность воспринимать и понимать прочитанное, отвечать полными ответами, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий; развитию памяти, внимания, творческих способностей.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в получении знаний; прививать аккуратность и последовательность при выполнении устных и письменных работ.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека, формирование и развитие познавательных интересов, развитие математической речи.
Метапредметные:
Формирование познавательных УУД: формировать проблемы, выдвигать гипотезы; осуществлять поиск нужной информации в материале учебника, в рабочей тетради, сравнивать, анализировать.
Формирование регулятивных УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять контроль и самоконтроль выполненного задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Формирование коммуникативных УУД: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждение других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами.
Предметные: пользоваться изученной математической терминологией; умение; умение прибавлять и вычитать число 4 с переходом через десяток; продолжать совершенствовать вычислительные навыки.
Тип урока: закрепление.
Оборудование: «Математика» Рудницкая В.Н. (учебник), 1 класс, часть 2.
Ход урока
I. Организационный этап.
1. Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Викторовна, и сегодня урок математики проведу у вас я. Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Посмотрите наличие всего необходимого для урока на парте: учебник, тетрадь, пенал.
3. Мотивация к учебной деятельности.
У: - Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
У: - И так начинаем наш урок. Представьте, что вы нашли в море старую бутылку, открыли крышку, а там карта. Карта Сокровищ!
У: - Что вы сделаете?
О: - Отправимся на поиски сокровищ.
У: - Конечно, отправимся, на поиски этих сокровищ. Так как у нас урок математики, то нам потребуются все наши знания, умения и огромное желание познать эту науку. Кто готов к такому путешествию? Поднимите руку.
У: - Я рада за вас! Итак, отправляемся в путь за сокровищами Знаний!
II. Актуализация знаний и умений.
У: - Для каждого путешествие нужно иметь при себе разные припасы и необходимое снаряжение. Сейчас мы сделаем это все вместе.
Устный счёт
У: - Я начинаю счет, а вы продолжаете по «цепочке»: 6, 7, … .
У: - Ребята, приготовьте карточки с числами. Карточки с ответами располагайте слева направо.
У: - Какое число при счёте идёт перед числом 2? (1)
У: - Какое число называют после числа 8? (9)
У: - 5 уменьши на 3. (2)
У: - К трём прибавь такое же число. (6)
У: - 5 без 2. (3)
У: - Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3. Сумма? (5)
У: - Найди сумму чисел 4 и 3. (7)
У: - 5 да ещё 5. (10)
У: - Какое число находится между числами 3 и 5? (4)
У: - Какое число меньше 9 на 1? (8)
У: - Прочитайте получившийся ряд чисел. Как можно расположить данные числа?
О: - 1, 9, 2, 6, 3, 5, 7, 10, 4, 8. В порядке возрастания и убывания.
У: - 1 вариант расположите в порядке убывания, 2 вариант – в порядке возрастания.
Игра «Молчанка».
У: - Сейчас я предлагаю вам вспомнить состав числа 4.
У: - Молодцы! Все справились с заданием и получили необходимое снаряжение. Теперь мы можем отправляться в путь!
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: - На каждом корабле ведётся бортовой журнал, и сейчас вы начнёте его заполнять. Отступите 4 клеточки вниз от прошлой работы, 10 клеточек от края листа и запишите сегодняшнее число. От числа отступите 1 клеточку вниз и 4 клеточки от края листа и запишите «классная работа». Наконец, прежде чем отправиться в путь, нам нужно узнать название острова, так как карта старая и большая часть букв стёрлась. Восстановим их вместе.
У: - Примеры: 12-4, 11-4, 13-4, 8+4, 9+4, 6+4, 7+4 объединены в одну группу. Как вы думаете, почему?
О: - В этих примерах вычитается и прибавляется одно и то же число 4.
У: - Выполните вычисления, используя прием вычитания «по частям».
У: - Итак, как будет называться остров, на который мы держим путь?
О: - Прибавление и вычитание числа 4 с переходом через десяток.
У: - Верно! Я знаю, что вы уже отправлялись в путешествие на этот остров, и сейчас я попрошу вам сказать, для чего мы плывём туда сегодня.
О: - Закрепить умения прибавлять и вычитать число 4 с переходом через десяток.
IV. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником.
У: - Мы на острове. На пути у нас труднопроходимые джунгли. Чтобы их преодолеть, нам надо решить задание. Откройте учебник на странице 65 и выполним задание №11.
У: - Прочитайте задание про себя.
У: - Выходи к доске и прочитай задание вслух.
Задача: Сколько таблеток осталось после того, как больной принял 4 таблетки? Сколько таблеток было?
У: - О чём говорится в задании?
О: - О таблетках.
У: - Что нам известно?
О: - Что после того, как больно принял таблетки, их осталось 4.
У: - Что нам надо найти?
О: - Сколько таблеток осталось после того, как больной принял таблетки, и сколько их было всего.
У: - Что нужно узнать для начала?
О: - Сколько было всего таблеток.
У: - Посчитайте. Сколько было таблеток?
О: - 10.
У: - Что мы можем узнать дальше?
О: - Сколько таблеток осталось после того, как больной принял 4 таблетки.
У: - Каким действием это можно узнать?
О: - Вычитанием.
У: - Какой получится пример?
О: - 10-4.
У: - Чему равна разность чисел 10 и 4?
О: - 6.
У: - Давайте проверим, правильно ли мы решили задание. Как это сделать?
О: - К разности прибывать вычитаемое.
У: - Итак, какой будет ответ?
О: - 6 таблеток осталось.
У: - Ребята, мы преодолели возникшие ранее затруднения и теперь все в нашем отряде здоровы. Продолжим путь.
V. Физминутка.
Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
VI. Закрепление изученного материала (продолжение).
Работа с учебником.
У: - На острове много опасностей. Перед нами река. Чтобы преодолеть ее, нам нужно выполнить задания.
У: - Откройте страницу 67 и выполним задание №18. По одному человеку выходите к доске и выполняете один пример.
У: - С остальными мы пока выполним задание №19 и №21 устно.
У: - Теперь выполним задание №17.
У: - Прочитайте задание про себя.
У: - Теперь прочитайте задание вслух.
Задание: Начерти отрезок длиной 7 см. Отметь на этом отрезке точку на расстоянии 3 см от любого его конца. Найди расстояние от этой точки до другого конца отрезка вычислением.
У: - Что нужно сделать для начала?
О: - Начертить отрезок длиной 7 см.
У: - Начертите. Что нужно сделать дальше?
О: - Отметить на отрезке точку на расстоянии 3 см от любого его конца.
У: - Отмечайте. Что надо найти?
О: - Расстояние от этой точки до другого конца отрезка.
У: - Как это надо сделать?
О: - Вычитанием.
У: - Какой получится пример?
О: - 7-3.
У: - Чему равна разность чисел 7 и 3?
О: - 4.
У: - Хорошо. Теперь проверим ответ, выполните измерение линейкой от точки до другого конца отрезка. Сколько получилось? Верно ли решили задание?
О: - 4 см, верно.
У: - Молодцы!
Работа с индивидуальными карточками.
У: - Теперь сможете ли перебраться через болото по одному? Каждый получит карточку с заданием и должен самостоятельно решить примеры на ней. Оценки вы узнаете на следующем уроке.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У: - Мы практически добрались до нужного места. И пока у нас есть время, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. С какой целью мы отправились в это путешествие?
О: - Закрепить умение прибавлять и вычитать число 4 с переходом через десяток.
У: - Правильно! Кто считает, что у него в этом путешествии всё получилось? Кому легко дались все испытания? Поднимите руки. Если у вас возникли затруднения, то в чём?
У: - Отлично! Вот она, гора, в которой спрятаны сокровища. Возьмем сокровища и поднимемся на неё, чтобы увидеть красоту мира, природы, почувствовать радость открытия, знаний. Ведь мы с вами совершили путешествие на остров Сокровищ, за кладом Знаний. За это каждый из вас получит эмблему «За хорошие знания!»
VIII. Домашнее задание.
Страница 67 №18 (3, 4 столбики)