1 | Организационный момент | 1-2 | Проверяет готовность к уроку. Вступительное слово учителя: - Прозвенел, друзья, звонок Начинается урок. Отдохнуть вы все успели? А теперь вперед – за дело. Математика нас ждет, Начинаем устный счет. Предлагает вспомнить правила посадки | Дети проверяют свою готовность к уроку. Показывают правильность посадки | Проверка готовности рабочего места Работа с плакатом «Сиди правильно» |
2 | Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 3-5 | Объявляет тему и цель урока: -Предлагаю такую ситуацию - у меня лежит стопка из 17 тетрадей, я её отдаю Диме и предлагаю разделить поровну между двумя учениками. - Попробуем. - Разделили? - Делаем вывод. Сколько получит каждый? - Все ли тетради разделили? - Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась? - Сколько осталось? Так что такое 1? Давайте запишем это выражение: 17 : 2 = 8 -Как вы думаете, а куда записать оставшуюся тетрадь? В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 17 : 3 = 5 (ост. 2) -Сколько разделили без остатка? Что важно знать при делении? -Так сколько раз по 2 содержится в 17? (8 ост. 1) - Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов. - Так какая тема урока? - Умеем ли мы с вами делить? А делить с остатком? (нет) - Определим цель. | Внимательно слушают учителя, отвечают на его вопросы: - Каждый получит по 8 тетрадей - Разделили не все тетради. - 1 тетрадь никому не досталась, потому что делили поровну - Осталась 1 тетрадь. 1- остаток - Без остатка раздели 16. При делении важно знать таблицу умножения. - Деление с остатком. - Научиться делить с остатком. | Фронтальная работа Метод проблемной беседы Приём демонстрации Приём формулировки темы и цели задач |
3 | Актуализация опорных знаний | 5-7 | 1) Организует устный счет с целью актуализации знаний: ‒ Разгадайте правило, по которому составлен ряд. Продолжите его. а) 99 : 11, 88 : 11, 77 : 11, 66 : 11, … б) 100 : 10, 90 : 10, 80 : 10, 70 : 10, … 2) – Расположите выражения в порядке уменьшения их значений. 96 : 16 96 : 96 96 : 6 96 : 3 96 : 2 96 : 4 96 : 1. – Вычислите значения выражений 3) – Из данных выражений назовите те, которые делятся на 6. Вычислите их значения. 30 + 36 35 + 13 20 + 22 48 + 12 32 + 6 66 + 30 | 1)Выполняют задания устного счета. Разгадывают правило, по которому составлен ряд. а) 99 : 11, (9), 88 : 11, (8), 77 : 11, (7), 66 : 11, (6), 55 : 11, (5), 44 : 11, (4), 33 : 11, (3); б) 100 : 10, (10), 90 : 10, (9), 80 : 10, (8), 70 : 10, (7), 60 : 10, (6), 50 : 10, (5), 40 : 10, (4), 30 : 10, (3) 2) Располагают выражения в порядке уменьшения их значений. 96 : 1 96 : 2 96 : 3 96 : 4 96 : 6 96 : 16 96 : 96 3) Дают ответы: (30 + 36) : 6 = 11 (35 + 13) : 6 = 8 (20 + 22) : 6 = 7 (48 + 12) : 6 = 10 (66 + 30) : 6 = 16 | Фронтальная работа |
4 | Первичное усвоение новых знаний | 7-10 | 1)Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания (Задание 1 с. 98): – Разложите 10 фишек поровну в две кучки. Сколько фишек в каждой кучке? – Каким арифметическим действием можно это узнать? – Сделайте запись. – У кого на рисунке карточка с делимым? – У кого – с делителем? – У кого – с частным? 2) Задание 2 с. 98: – Попробуйте разложить 10 фишек поровну в 3 кучки. Сколько фишек в каждой кучке? – Сколько фишек осталось? – Ответить на эти вопросы можно с помощью действия деления. Частное равно 3, остаток – 1. – Деление с остатком записывают так: 10 : 3 = 3 (ост. 1) 3) Задание 3 с. 99: – Проверьте с помощью фишек, кто из учеников правильно выполнил деление с остатком. – Кто допустил ошибку? – Как он должен ее исправить? | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. – 5 фишек в каждой кучке. – Надо выполнить деление. Запись: 10 : 2 = 5 – У Волка на рисунке карточка с делимым. – У Белки – с делителем. – У Зайца – с частным 2)Отвечают на вопросы: – 3 фишки в каждой кучке. – 1 фишка осталась. 3) Запись: 14 : 3 = 4 (ост. 2) – Волк допустил ошибку. – При делении с остатком остаток должен быть меньше делителя. 2 3 | Фронтальная работа Фронтальная беседа Приём беседы Приём объяснения Приём демонстрации Приём беседы |
5 | Физкультминутка | 1-2 | Организует физкультминутку: Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. | Повторяют вслед за учителем | Приём демонстрации Работа по образцу |
6 | Первичная проверка понимания | 3-5 | 1) Организует работу у доски по содержанию рабочей тетради по математике на печатной основе. Осуществляет контроль за выполнением заданий. (Задание 143 с.43): - Заполни пропуски: 7:3=2 (ост. ?) 16:9=? (ост. ?) 9:8=? (ост. 1) 30:8=? (ост. ?) 2) Задание 144 с. 43: -Раздели каждое число, написанное в верхней строке на 5. Заполни таблицу. Число | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Частное | | | | | | | | | | | | Остаток | | | | | | | | | | | | | 1)Выполняют задание, сверяясь с доской: - 7:3=2 (ост. 1) 16:9=1 (ост. 7) 9:8=1 (ост. 1) 30:8=3 (ост. 6) 2) Делают вычисления: Число | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Частное | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | Остаток | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 0 | | Фронтальная работа Самостоятельная работа Работа в тетради |
7 | Первичное закрепление | 7-10 | 1) Организует самостоятельное выполнение заданий учащимися, с последующей индивидуальной проверкой: - Ребята, сейчас выполняем задания самостоятельно, затем подносим мне тетради на проверку. (Задание 145 с 43): Заполни таблицу: Делимое | Делитель | Частное | Остаток | | 8 | 5 | 1 | | 10 | 7 | 6 | | 6 | 6 | 2 | 2) Задание 146 с. 43: - Найди и запиши делимое: ?? : 3=4 (ост.2) ?? : 9=5 (ост.7) 3) Задание 147 с. 43: - Найди и запиши делитель: 18 : ?=2 (ост. 4) 11 : ? = 5 (ост. 1) 4) – Кто справился с заданиями в рабочей тетради, открывает учебник на стр. 99 и выполняет задание 5: – Можно ли 8 слив разложить поровну на 2 блюдца? – На 3 блюдца? – На 5 блюдец? 5) Задание 7 стр. 100: – Какое наибольшее число порций мороженого по 6 р. можно купить на 40 р.? 6) – Если вы справились и с этими заданиями, то открывайте рабочую тетрадь на с. 44 и выполняйте задание 150: Заполни пропуски: Время | Запись | Половина шестого | _____ ч _______мин | Без четверти семь | _____ ч _______мин | Четверть седьмого | _____ ч _______мин | Тринадцать часов | _____ ч _______мин | Двенадцать минут третьего | _____ ч _______мин | Без двадцати минут восемь | _____ ч _______мин | Двадцать минут пятого | _____ ч _______мин | Без двух минут час | _____ ч _______мин | 7) Задание 152 с. 45: - Проведи все оси симметрии фигур: | 1) Выполняют задания учителя: Делимое | Делитель | Частное | Остаток | 41 | 8 | 5 | 1 | 76 | 10 | 7 | 6 | 38 | 6 | 6 | 2 | 2) Выполняют вычисления: 14 : 3=4 (ост.2) 52 : 9=5 (ост.7) 3) Записывают ответ: 18 : 7=2 (ост. 4) 11 : 2= 5 (ост. 1) 4) Решение: 8 : 2 = 4 (сливы). 8 : 3 = 2 (ост. 2) – по 2 сливы. 8 : 5 = 1 (ост. 3) – по 1 сливе 5) Запись: 40 : 6 = 6 (ост. 4) – можно купить 6 порций 6) Выполняют задание: Время | Запись | Половина шестого | 5 ч 30 мин; 17ч 30 мин | Без четверти семь | 6 ч 45 мин; 18ч 45 мин | Четверть седьмого | 6 ч 15 мин; 18ч 15 мин | Тринадцать часов | 13 ч 00 мин | Двенадцать минут третьего | 2 ч 12 мин; 14 ч 12 мин | Без двадцати минут восемь | 7 ч 40 мин; 19 ч 40 мин | Двадцать минут пятого | 2 ч 20 мин; 14 ч 20 мин | Без двух минут час | 1 ч 58 мин; 13 ч 58 мин. | 7) Чертят оси симметрии: | Самостоятельная работа Работа в тетради Работа с учебником |
8 | Информация о домашнем задании | 1-2 | Записывает на доске задание надом, проводит краткий инструктаж. Контролирует, чтобы каждый ученик записывал в дневник задание: - Дома решите в рабочей тетради на печатной основе задания 148 и 149 на с. 44 | Записывают задания в дневники. | Ведение записи в дневнике |
9 | Рефлексия (подведение итогов занятия) | 1-2 | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Как выполнить деление с остатком? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Фронтальная работа Приём обобщения и формулировки выводов Самооценка деятельности |