СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературы в 9 классе Тема: М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Композиция, особенности авторского повествования. Образ главного героя.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока литературы

в 9 классе

 

Тема: М.А. Шолохов.  Рассказ «Судьба человека». Композиция, особенности авторского повествования. Образ главного героя.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературы в 9 классе Тема: М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Композиция, особенности авторского повествования. Образ главного героя.»

План-конспект урока литературы

в 9 классе


Тема: М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Композиция, особенности авторского повествования. Образ главного героя.

Цели и задачи: Слайд 2

  • совершенствовать различные виды речевой деятельности;

  • формировать навыки беглого, правильного, осознанного чтения;

  • обогащать словарный запас;

  • развивать мыслительные операции: анализ и синтез, обобщение, сравнение;

  • развивать внимание, память, мышление, воображение;

  • формировать умение сравнивать внешний вид, поступки и характеры героев;

  • воспитывать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом.

  • развивать положительные личностные качества;

  • формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма.


Оборудование: текст рассказа «Судьба человека», фрагменты кинофильма «Судьба человека» (режиссер С.Ф. Бондарчук, 1959), иллюстративный материал по теме уроков, слайды.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа.

    • Как называется рассказ, который мы изучаем? («Судьба человека»)

    • Кто автор рассказа? (Михаил Шолохов) Слайд 3-5

    • Как зовут главного героя рассказа? (Андрей Соколов)

    • Какому историческому событию в жизни страны посвящен рассказ М. Шолохова «Судьба человека»? (Великой Отечественной войне) Слайд 6

    • Назовите годы Великой Отечественной войны. (1941 – 1945)

    • Сколько лет длилась война? (4 года)

    • Назовите ассоциации, которые вызывает у вас слово «война» (ужас, боль, смерть, страх, кровь, сражение, танки, взрывы, бомбёжка и т. д.)

    • Все это пришлось пережить нашему народу, такая у него была судьба. Объясните, как вы понимаете значение слова «судьба» (то, что произойдет в будущем)

III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель

Вставал вопрос в любые времена –

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале, -

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить –

Раз есть она, то как ее прожить?

(Н.М. Грибачев)


Наверное, такими вопросами задавался М. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них – рассказ «Судьба человека».

«И воевать научился по-настоящему, и ненавидеть, и любить…»




IV. Работа над темой урока.

  1. Объяснение учителя: особенности композиции рассказа «Судьба человека». Слайд 7-8

  2. Словарная работа: (слова написаны на доске) Слайд 9

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого – чего - нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

Лагерфюрер – комендант лагеря

«Оппель - адмирал» - марка легкового автомобиля

  1. Жанр произведения. Слайд 10

  2. Аналитическая беседа:

  • О чем эпизод рассказа, который мы изучали? (о томкак попал в плен Андрей Соколов, его жизни в концлагере, побеге)

  • Как жилось нашим солдатам в фашистском плену? (тяжело жилось солдатам в плену, многие умирали от голода, холода и непосильной работы)

  • Чего хотели добиться фашисты таким жестоким обращением с пленными? (фашисты хотели покорить русский народсломить его дух)

  • Почему был вызван Андрей Соколов к лагерфюреру? (Андрей громко возмутился требованиями фашистов копать окопы по несколько кубометров в день, сказав, что ему для могилы и одного за глаза хватит)

  • Как вел он себя во время разговора с фашистом? (Андрей смело разговаривал с лагерфюрером, показывая, что не боится)

  • Было ли опасным такое поведение? (да, его могли расстрелять на месте)

  • Кто выиграл в этом противостоянии: лагерфюрер или Андрей Соколов? (Андрей Соколов, лагерфюрер признал его смелым солдатом)

  • Какие черты характера Андрея помогли ему выстоять и вызвать уважение даже у врагов? (показываются карточки с характеристиками Андрея, учащиеся определяют, относятся они к Андрею или нет); (стойкость, лживость, уверенность в себе, честность, мужество, верность, трусость, доброта, злоба, патриотизм, сострадание, самоотверженность) (стойкость, уверенность в себе, честность, мужество, верность, доброта, патриотизм, сострадание, самоотверженность)

  • Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что вы выбрали? (да, он ими обладал)

  • Как вы считаете, а у вас есть эти черты характера? (учащиеся высказывают своё мнение)

  • Прочитайте по ролям разговор лагерфюрера и Андрея Соколова. (чтение по ролям)

  • Остался ли в плену Андрей Соколов? (нет, сбежал из плена)


Физкультминутка


5. Пересказ по плану отрывка «Побег из плена» – 1 группа. Просмотр фрагмента из кинофильма «Судьба человека» (режиссер С.Ф. Бондарчук, 1959).


6. Чтение цепочкой отрывка «Побег из плена» - 2 группа

  • Что же произошло с семьей Андрея во время войны? (в его дом попала бомба и вся семья погибла, а старший сын Анатолий был убит в последний день войны)

  • Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом — очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от “ветров” судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.

(показываются слайды под песню «Враги сожгли родную хату»)

  • Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (может озлобиться, стать черствым)

  • Произошло ли это с Андреем Соколовым? (нет, в его сердце осталась доброта, любовь к ближним)

  • Кого он нашёл? (маленького мальчика – сироту и взял его к себе на воспитание)

(показываются слайды)

  • Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Это и есть лучшие черты русского характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

  • Как вы, думаете, а смогли бы вы в таких тяжелых испытаниях сохранить свои лучшие черты характера? (учащиеся высказывают своё мнение)

6. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах).

Существует мнение, что судьба человека принадлежит к той традции русской прозы, которую представляют такие произведения, как «Станционный смотритель», «Шинель». Можно ли назвать Андрея Соколова, обделенного счастьем, «маленьким человеком»?


V. Рефлексия. Подведение итогов урока: Слайд 11-13

  • О чем это произведение?

  • В каких строчках выражена основная мысль?

  • Какие эпизоды рассказа вам запомнились и почему?

  • Подумайте, почему М. Шолохов назвал рассказ «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»? (потому что, на примере Андрея была показана судьба многих людей)

  • На примере Андрея Соколова, и его участи, и стечении обстоятельств жизни Шолохов описал русского человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа всего народа.

  • Если бы русский народ не был такой сильный духом, смогли бы мы победить в войне? (нет, не смоглирусский народ выстоял в тяжёлой войне только благодаря силе духа).


Выставление оценок учащимся за урок.


VI. Домашнее задание.

Написать сочинение – рассуждение (миниатюру) на тему «Можно ли считать личность Соколова героической?»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!