План-конспект урока литературы
в 9 классе
Тема: М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Композиция, особенности авторского повествования. Образ главного героя.
Цели и задачи: Слайд 2
совершенствовать различные виды речевой деятельности;
формировать навыки беглого, правильного, осознанного чтения;
обогащать словарный запас;
развивать мыслительные операции: анализ и синтез, обобщение, сравнение;
развивать внимание, память, мышление, воображение;
формировать умение сравнивать внешний вид, поступки и характеры героев;
воспитывать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом.
развивать положительные личностные качества;
формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма.
Оборудование: текст рассказа «Судьба человека», фрагменты кинофильма «Судьба человека» (режиссер С.Ф. Бондарчук, 1959), иллюстративный материал по теме уроков, слайды.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
Как называется рассказ, который мы изучаем? («Судьба человека»)
Кто автор рассказа? (Михаил Шолохов) Слайд 3-5
Как зовут главного героя рассказа? (Андрей Соколов)
Какому историческому событию в жизни страны посвящен рассказ М. Шолохова «Судьба человека»? (Великой Отечественной войне) Слайд 6
Назовите годы Великой Отечественной войны. (1941 – 1945)
Сколько лет длилась война? (4 года)
Назовите ассоциации, которые вызывает у вас слово «война» (ужас, боль, смерть, страх, кровь, сражение, танки, взрывы, бомбёжка и т. д.)
Все это пришлось пережить нашему народу, такая у него была судьба. Объясните, как вы понимаете значение слова «судьба» (то, что произойдет в будущем)
III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель
Вставал вопрос в любые времена –
Что жизнь такое? Для чего она?
Сто мудрецов на то ответ искали
У звезд, богов, земли, воды, огня.
А что известно? То же, что вначале, -
На старой тайне старая броня.
Так, может, надо подойти иначе
К известно не решаемой задаче
И суть в другом аспекте изложить –
Раз есть она, то как ее прожить?
(Н.М. Грибачев)
Наверное, такими вопросами задавался М. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них – рассказ «Судьба человека».
«И воевать научился по-настоящему, и ненавидеть, и любить…»
IV. Работа над темой урока.
Объяснение учителя: особенности композиции рассказа «Судьба человека». Слайд 7-8
Словарная работа: (слова написаны на доске) Слайд 9
Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого – чего - нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).
Лагерфюрер – комендант лагеря
«Оппель - адмирал» - марка легкового автомобиля
Жанр произведения. Слайд 10
Аналитическая беседа:
О чем эпизод рассказа, который мы изучали? (о том, как попал в плен Андрей Соколов, его жизни в концлагере, побеге)
Как жилось нашим солдатам в фашистском плену? (тяжело жилось солдатам в плену, многие умирали от голода, холода и непосильной работы)
Чего хотели добиться фашисты таким жестоким обращением с пленными? (фашисты хотели покорить русский народ, сломить его дух)
Почему был вызван Андрей Соколов к лагерфюреру? (Андрей громко возмутился требованиями фашистов копать окопы по несколько кубометров в день, сказав, что ему для могилы и одного за глаза хватит)
Как вел он себя во время разговора с фашистом? (Андрей смело разговаривал с лагерфюрером, показывая, что не боится)
Было ли опасным такое поведение? (да, его могли расстрелять на месте)
Кто выиграл в этом противостоянии: лагерфюрер или Андрей Соколов? (Андрей Соколов, лагерфюрер признал его смелым солдатом)
Какие черты характера Андрея помогли ему выстоять и вызвать уважение даже у врагов? (показываются карточки с характеристиками Андрея, учащиеся определяют, относятся они к Андрею или нет); (стойкость, лживость, уверенность в себе, честность, мужество, верность, трусость, доброта, злоба, патриотизм, сострадание, самоотверженность) (стойкость, уверенность в себе, честность, мужество, верность, доброта, патриотизм, сострадание, самоотверженность)
Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что вы выбрали? (да, он ими обладал)
Как вы считаете, а у вас есть эти черты характера? (учащиеся высказывают своё мнение)
Прочитайте по ролям разговор лагерфюрера и Андрея Соколова. (чтение по ролям)
Остался ли в плену Андрей Соколов? (нет, сбежал из плена)
Физкультминутка
5. Пересказ по плану отрывка «Побег из плена» – 1 группа. Просмотр фрагмента из кинофильма «Судьба человека» (режиссер С.Ф. Бондарчук, 1959).
6. Чтение цепочкой отрывка «Побег из плена» - 2 группа
Что же произошло с семьей Андрея во время войны? (в его дом попала бомба и вся семья погибла, а старший сын Анатолий был убит в последний день войны)
Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом — очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от “ветров” судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.
(показываются слайды под песню «Враги сожгли родную хату»)
Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (может озлобиться, стать черствым)
Произошло ли это с Андреем Соколовым? (нет, в его сердце осталась доброта, любовь к ближним)
Кого он нашёл? (маленького мальчика – сироту и взял его к себе на воспитание)
(показываются слайды)
Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Это и есть лучшие черты русского характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.
Как вы, думаете, а смогли бы вы в таких тяжелых испытаниях сохранить свои лучшие черты характера? (учащиеся высказывают своё мнение)
6. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах).
Существует мнение, что судьба человека принадлежит к той традции русской прозы, которую представляют такие произведения, как «Станционный смотритель», «Шинель». Можно ли назвать Андрея Соколова, обделенного счастьем, «маленьким человеком»?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока: Слайд 11-13
О чем это произведение?
В каких строчках выражена основная мысль?
Какие эпизоды рассказа вам запомнились и почему?
Подумайте, почему М. Шолохов назвал рассказ «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»? (потому что, на примере Андрея была показана судьба многих людей)
На примере Андрея Соколова, и его участи, и стечении обстоятельств жизни Шолохов описал русского человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа всего народа.
Если бы русский народ не был такой сильный духом, смогли бы мы победить в войне? (нет, не смогли, русский народ выстоял в тяжёлой войне только благодаря силе духа).
Выставление оценок учащимся за урок.
VI. Домашнее задание.
Написать сочинение – рассуждение (миниатюру) на тему «Можно ли считать личность Соколова героической?»