СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературы по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» с использованием приемов организации групповой работы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературы по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» с использованием приемов организации групповой работы»


План-конспект урока литературы по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» с использованием приемов организации групповой работы


  1. Оргмомент (ребята заранее распределены по 4 человека в группу, столы учащихся пронумерованы, на столах лежат листы для работы, раздаточный материал)


  1. Мобилизация.

Прием «ПРИСМОТРИСЬ и ЗАДУМАЙСЯ» (на экране иллюстрация к рассказу)

-Что мы видим на данной иллюстрации? К какому произведению она была сделана?

-Какой момент изображен на данной иллюстрации?

-Почему главный герой такой грустный? (совершил плохой поступок, чувствует раскаяние)

-Почему он испытывает раскаяние? (потому что он неплохой человек, добрый и честный)

-Какими нравственными качествами наделен мальчик? (добротой, совестливостью, ответственностью)

-Что такое нравственность? (НРА́ВСТВЕННОСТЬ - Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

- Что такое нравственные ценности? (духовные качества человека, идеалы)


  1. Целеполагание

-О нравственности, нравственных ценностях , нр проблемах в рассказе Астафьева мы с вами сегодня и поговорим на уроке. Тема нашего урока : «Нравственные ценности героев рассказа В.П. Аставьева «Конь с розовой гривой». Запишем число и тему в тетрадь.

-Сформулируем цель урока по опорным словам.

(Цель: определить, каковы нравственные ценности героев рассказа Астафьева, учиться анализировать текст).


  1. Осознание недостаточности знаний. Прием «Мысли на столе» (один из учеников по команде учителя складывает лист а4 пополам, затем еще раз пополам, лист располагается посередине стола)



-Напишите на своей части листа,какие нравственные качества вы знаете. Обсудите в команде. Вычеркните лишнее. Определите, о каких из них говорится в рассказе «Конь с розовой гривой».


После обсуждения в командах проводится опрос учащихся.


  1. Коммуникация


-Ребята, вы прочитали рассказ В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Поговорим о героях этого рассказа.

-Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители? Влияет ли семья на формирование нравственных ценностей?

-Давайте посмотрим, какие нравственные ценности воспитываются в семье Вити, а какие в семье дяди Левонтия и тетки Васены. Поработаем с таблицами. (Учащиеся заполняют таблицы, каждой группе достается свой «фрагмент» (см.приложение). Готовый вариант таблицы может выглядеть так:

Цитаты

Комментарии

Бабушка — внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”.

Учит зарабатывать своим трудом

“Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”.

Дисциплинирует внука

“Бабушка держала деньги — “запас” на черный день”.

Не жить одним днем, а думать о будущем

“Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”.

Неравнодушие, желание помочь

Бабушка — внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане”.

Учит не попрошайничать, не завидовать, не прибедняться

“Бабушка „привечала“ Васеню до утра, когда Левонтий бушевал”.

Сочувствие, жалость к соседке

Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска.

Доверие к внуку

“Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство”.

Самокритичен. Есть понятие о добре и зле

“Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?” “Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника”.

Испытывает угрызения совести

Не стал будить бабушку: жалко ее будить, устала она, ей рано вставать.

Думает не только о себе

“Дедушка никогда не шумел, работал неторопливо, но очень уемисто и податливо”.

Скромность, трудолюбие, основательность

“Дедушка бы не дал меня в обиду”. “Потатчик! Своих всю жизнь потакал, теперь этого!..”

Доброта

На предложение Саньки зарыться в сено и притаиться: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!”

Умение противостоять дурному влиянию

“Дед погладил меня по голове: „Ну што ты! …Попроси прощения“”.

Видит раскаянье внука

“Дед мне подмигнул: „Терпи“. Бабушка должна разрядиться, должна высказать все, что у нее накопилось, душу отвести должна”.

Моральная поддержка внука. Чувствует его состояние. Не отвергает, а помогает вынести душевные муки

“По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь?“”

Прощение — истинное — после глубокого раскаяния. Воспитание любовью



Цитаты

Комментарии

“Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено”.

Норовят цапнуть побольше

“Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывали в день получки не только левонтьевский дом, но и всех соседей”.

Суета и нестабильность не сулят ничего хорошего

“Заполошная тетка Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку, когда возвращала долг”.

Тут видится злой умысел, попытка обмануть тех, кто ее выручил

“Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”. “Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем крыльцо”.

Ленивые, не любят работать, нет основательности

“Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц”.

Неопрятность, неуважение к себе и окружающим

Левонтий — детям: “Он сирота, а вы все ж при родителях. Когда к матери ни придешь… — ночь, полночь… „Пропащая ты голова, Левонтий!“ — скажет и опохмелит”.

Сочувствует, помнит “добро”

“Все ударялись в рев, и такая доброта охватывала людей, что все-все высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня и ели уж через силу”.

Прилив заботливости. Но едят через силу, потому что потом не будет сладостей — не прозевать бы

“Что такое жисть?” — после этого вопроса все разбегались, а Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

Недовольство своей жизнью

“По пути за ягодами левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, дрались, плакали, дразнились”.

“Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”.

Легко крадут то, что доступно, даже если им этого не надо

Бьются братья Левонтьевы из-за съеденной ягоды, катаются по земле, всю землянику раздавили.

Или все, или ничего… Так похожи на отца

Дразнят друга: “Бабушки испугался!” Обзывают жадиной. Бросают вызов: “Слабо!”

Подбивают украсть у бабушки калач.

Искушают, сбивают с пути истинного

Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа.

Нет гуманного отношения ко всему живому

Санька учит обману: “Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод — и готово дело”.

Похоже, что делится своим жизненным опытом

Санька шантажирует: “А я расскажу Петровне! Принеси калач, тогда не расскажу!”

Причиняет душевную боль другу

“Левонтьевские ребята умели пропитаться „от земли“, — все ели, что бог пошлет, ничем не брезговали и оттого были краснорожие, сильные, ловкие, особенно за столом”.

Школа выживания


После обсуждения и заполнения таблиц в группах учащиеся делают выводы.

- Обобщите сказанное.

Обратите внимание, ребята, на то, что описание быта и жизни героя и семьи Левонтьевых противопоставляется. Как называется этот приём противопоставления и зачем он используется автором?

(Семья Вити жила лучше семьи Левонтьевых. У них всегда был кусок хлеба на «чёрный день», деньги. В избе было опрятно, уютно и тепло, чисто. Автор использует приём противопоставления – антитезу для усиления выразительности речи, для передачи мысли и чувства. Описание семьи объясняет характер героев, описывает время, место, обстоятельства действия.)


- Что можно сказать о нравственных ценностях каждой семьи?


  1. Закрепление .Ромашка вопросов («Ромашка Блума»).

Простой вопрос:

- Как герой был втянут в обман?

Уточняющие вопросы:

- Как менялось настроение героя после того как он вернулся домой, и на следующий день?

- То есть вы говорите, что Витя сожалел о своём поступке. В каком эпизоде это больше всего ощущается? (ночью перед поездкой в город) Найдите описание в тексте.

Интерпретационные вопросы:

- Почему же всё-таки бабушка купила внуку пряник конём? ( бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое жестокое наказание.)

- Почему считается, что уроки доброты - самые действенные уроки? (потому что они запоминаются на всю жизнь. Через несколько лет автор пишет: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».)

Творческие вопросы:

- Если бы вам представилась возможность встретиться с Витей после совершённого обмана, что бы вы ему посоветовали?

Оценочные вопросы:

- Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

Практические вопросы:

- Как бы вы поступили на месте героя рассказа?


  1. Самостоятельная работа.

Письменный ответ на вопрос : Какие жизненные уроки извлек мальчик из этой истории?

  1. Рефлексия

- А сейчас оцените свою работу на уроке.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…





























ПРИЛОЖЕНИЕ




Цитаты

Комментарии

Бабушка — внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”.





“Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”.





“Бабушка держала деньги — “запас” на черный день”.






“Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”.


Бабушка — внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане”.


Цитаты

Комментарии

“Бабушка „привечала“ Васеню до утра, когда Левонтий бушевал”.




Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска.





“Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство”.


“Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?” “Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника”.






Не стал будить бабушку: жалко ее будить, устала она, ей рано вставать.





Цитаты

Комментарии

“Дедушка бы не дал меня в обиду”. “Потатчик! Своих всю жизнь потакал, теперь этого!..”


На предложение Саньки зарыться в сено и притаиться: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!”


“Дед погладил меня по голове: „Ну што ты! …Попроси прощения“”.


“Дед мне подмигнул: „Терпи“. Бабушка должна разрядиться, должна высказать все, что у нее накопилось, душу отвести должна”.


“По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь?“”



Цитаты

Комментарии

“Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено”.


“Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывали в день получки не только левонтьевский дом, но и всех соседей”.


“Заполошная тетка Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку, когда возвращала долг”.


“Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”. “Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем крыльцо”.


“Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц”.


Цитаты

Комментарии

Левонтий — детям: “Он сирота, а вы все ж при родителях. Когда к матери ни придешь… — ночь, полночь… „Пропащая ты голова, Левонтий!“ — скажет и опохмелит”.


“Все ударялись в рев, и такая доброта охватывала людей, что все-все высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня и ели уж через силу”.


“Что такое жисть?” — после этого вопроса все разбегались, а Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.


“По пути за ягодами левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, дрались, плакали, дразнились”. “Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”.


Бьются братья Левонтьевы из-за съеденной ягоды, катаются по земле, всю землянику раздавили.


Цитаты

Комментарии

Дразнят друга: “Бабушки испугался!” Обзывают жадиной. Бросают вызов: “Слабо!”

Подбивают украсть у бабушки калач.


Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа.


Санька учит обману: “Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод — и готово дело”.


Санька шантажирует: “А я расскажу Петровне! Принеси калач, тогда не расскажу!”


“Левонтьевские ребята умели пропитаться „от земли“, — все ели, что бог пошлет, ничем не брезговали и оттого были краснорожие, сильные, ловкие, особенно за столом”.


Простой вопрос



Уточняющий вопрос




Интерпретационный вопрос




Творческий вопрос




Оценочный вопрос





Практический вопрос






Как герой был втянут в обман?




Как менялось настроение героя после того как он вернулся домой, и на следующий день?



Почему же всё-таки бабушка купила внуку пряник конём?




Если бы вам представилась возможность встретиться с Витей после совершённого обмана, что бы вы ему посоветовали?





Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?




Как бы вы поступили на месте героя рассказа?









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!