Тема: Литературный турнир.
Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».
Цель: систематизация и обобщение знаний и умений детей по разделу «Великие русские писатели» , прививать любовь и интерес к чтению , к книгам, воспитывать чувство товарищества, умение работать в
команде.
Задачи: формирование коммуникативных личностных, регулятивных, познавательных, универсальных учебных действий.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, портреты, рисунки детей, карточки с заданиями, памятки,
выставка книг.
Ход урока:
Орг. момент.
- Дорогие ребята! Сегодня у нас литературный турнир. Ну какой же праздник без гостей?
Гости-это всегда радость и хорошее настроение. Поприветствуйте гостей, подарите им свои
улыбки. Надеюсь в хорошем настроении и с улыбкой на лице попрощаемся в конце урока.
Релаксация (звучит музыка).
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души 1 ученик
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и преданий.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни-
Как быть человеком,
И быть нужным Отчизне, 2 ученик
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врачом
И как зло побеждать.
Представление команд .
Наш праздник посвящен творчеству великих русских писателей и пройдет в форме литературного
турнира. Жюри будет вас оценивать. Слайд 1
-Капитаны! Представьте,пожалуйста, свои команды.
1 команда «Современник»
Девиз «Жить, отвечая за все».
2 команда «Эврика»
Девиз «Кто ищет, тот всегда найдет».
3 команда «Эрон»
Девиз «Энергичные ребята особого назначения».
Конкурсная программа.
Творчество каких великих писателей мы с вами изучили, какие их произведения вам
запомнились, хорошо ли вы знаете писателей, их биографии, мы сейчас проверим.
Конкурс 1 «Разминка».
1.Великие русские писатели. Слайд 2
2.Узнай портрет. Слайд 3
3.О ком говорится? Слайд 4
Переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Более
30 лет проработал в Петербургской публичной библиотеке.(И. А. Крылов)
4.Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано
по-французски? (А. С. Пушкин) Слайд 5
5. «Мы даже устроили игру в муравейные братья. «Я помню , испытывал особенное
чувство любви и умиления и очень любил эту игру». (Л. Н. Толстой) Слайд 6
6.О ком говорится? Слайд 7
«Что же мама не идет ? Ведь Мишель все ждет и ждет». (М. Ю. Лермонтов) Слайд 8
7.Выбери подходящее к А. С. Пушкину Слайд 9
Арина Родионовна
Тарханы
«Евгений Онегин»
«Азбука»
Ясная Поляна
Лицей (Арина Родионовна, Евгений Онегин, Лицей)
8.Выберите подходящее к И. А. Крылову.
Петербургская публичная библиотека
Тарханы
Летний сад
Ясная Поляна
Азбука
Евгений Онегин
(Петербургская публичная библиотека, Летний сад) Слайд 10
9.Выбери подходящее к Л. Н. Толстому.
Евгений Онегин
Ясная поляна
Тарханы
Азбука
Арина Родионовна
«Война и мир»
(Ясная Поляна, «Война и мир» ) Слайд 11
10.Выбери подходящее к М. Ю. Лермонтову.
Ясная Поляна
Горные вершины
Сочная –Петербургская офицерская школа
Арина Родионовна
Тарханы
(Горные вершины, Сочная-Петербургская офицерская школа, Тарханы) Слайд 12
Конкурс 2 «Любознатели»
Узнавая о творчестве великих писателей наши юные литераторы встретились с названиями интересных мест, фамилиями, именами близких людей, без которых их жизни невозможно представить.
Л.Н.Толстой М.Ю.Лермонтов А.С.Пушкин ( 3 ученика у доски )
Также ими написаны портреты писателей.
Конкурс 3 «Викторина»
Викторина по произведениям Пушкина,Крылова,Лермонтова,Толстого,пройденным в 3 классе
а) Кто сказал «Что за прелесть это сказки!» ? (А.С.Пушкин) Слайд 13
б) С какой сказкой мы познакомились? («Сказка о царе Солтане») Слайд 14
-Эти предметы, героев из сказки-ты знаешь!
Если вспомнить-отгадаешь!
А не вспомнишь-ну так что же..
Сказку заново прочтешь!
в)Вспомни подходящие строки из сказки А.С.Пушкина (Чтение хором) Слайд 15
«Три девицы под окном…….»
«Ель растет перед дворцом,…….»
«В синем небе звезды блещут….»
Конкурс 4 «Басни».
а)Великий баснописец (И.А.Крылов)
Читает учитель:
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней. Слайд 16
б)Соедини предметы
-Что у нас получилось? (Названия басен) Слайд 17
в)Инсценирование басен И.А.Крылова
1 команда: «Мартышка и Очки»
2 команда: «Зеркало и Обезьяна»
3 команда: «Ворона и Лисица»
г)Из какой басни это мораль? Слайд 18
-Уже сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только все не впрок
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. (Ворона и Лисица)
-Не будьте глупыми, невнимательными людьми. Будьте разборчивы в людях. Хотя приятно когда
о тебе говорят хорошо. (Не верьте угодливым восхвалениям)
д)К несчастью; то ж бывает у людей,
Как ни полезна вещь, цены не зная ей,
Невежда про нее толк
Все к худу клонит. (Мартышка и Очки)
«Не будьте малообразованными, безграмотными людьми».
Чем кумушек считать трудится
Не лучше ли на себя, кума, оборотиться?
-Себе человек всегда кажется хорошим
-В других легче найти недостатки. Слайд 19
Конкурс 5 «Угадай произведение по картине» Слайд 20
-Кого из великих русских писателей вы вспомнили, глядя на эти картины? Какие
произведения писал М. Ю. Лермонтов?
-К какому стихотворению подходит картина Ивана Ивановича Шишкина? («На севере диком»)
- Перед вами картина Архипа Ивановича Куинджи. К какому стихотворению подходит она?
Прослушивание романса.
Текст стихотворения Лермонтова использовал композитор Александр Варламов для своего романса.
Послушайте и отдохните.
-Какая была музыка? (Грустная ,печальная )
-Что вы чувствовали ? (Грусть,печаль)
Словесное рисование.
-Какую бы вы картину нарисовали?
Конкурс 6- «Конкурс капитанов» (чтение стихов М.Ю.Лермонтова) Слайд 21
-Прочитайте слова.
Обезьяна Акула Артиллерист
Пушка Шляпа
(Л.Н.Толстой)
Конкурс 7 «Самый внимательный».
Перед вами 2 рассказа ,прочитанные нами в 3 классе.
-К какому рассказу относятся эти слова? Слайд 22
акула пушка мальчик капитан
мальчики ружье обезьяна шляпа
-Почему слово капитан в отдельности (подходит к 2-м рассказам)
Конкурс 8 «Сочини стихотворение» Слайд 23
-А сейчас попробуйте сами сочинить стихотворение, переделав данный текст, восстановив его смысл.
А с рассветом на село
На поля, на пустынный сад:
Ночью бушевала буря
Понесло первым снегом.
(Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный,
Первым снегом понесло)
(Учитель читает ,дети повторяют)
Конкурс 9 «Лучший чтец» (Стихотворения А.С.Пушкина)
-Какие отрывки из произведения Пушкина вам хочется прочитать?
Конкурс 10 «Творческое задание» Слайд 24
-А сейчас напишем письмо в прошлое нашим писателям.
«За что я бы поблагодарил великих русских писателей»
-Великим русским писателям также поставлены памятники. Внимание на экран.
Памятники А. С. Пушкину ,И . А. Крылову. Слайд 25,26
Рефлексия.
Оцениваем свою работу.
Слово жюри для подведения итогов.
Подведение итогов Слайд 27
-Как называется небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой
высмеиваются пороки или недостатки людей не прямо; а иносказательно, представляя
людей в виде животных или предметов. (басня)