II. Работа по теме урока: а. Целевая установка b. К. Бальмонт «Осень» • Рассказ об авторе • Чтение стихотворения учителем • Проверка первичного восприятия • Чтение стихотворения учащимися вполголоса самостоятельно • Вопросы по содержанию • Чтение стихотворения по частям • Выразительное чтение стихотворения | – Ребята, слушайте внимательно, вам нужно отгадать загадки: Пришла без красок И без кисти но перекрасила все листья. Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто .. – Ребята, вы, конечно, догадались, что я не случайно начала урок с таких загадок. – Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Унылая пора! Очей очарованье!» – Что это за «унылая пора»? Почему ее так называют? – Что значит «очей очарованье»? – Верно, на страницах этого раздела помещены произведения об осени, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом. – Действительно, как можно не любить осень? Во всей природе чувствуется покой и умиротворение: летняя жара уже спала, и солнце светит уже не так ярко, зато глаз радуют золотистые и багряные оттенки листвы. А тоскливые монотонные дожди, мрачные тучи, сырой ветер не могут затмить строгую красоту этой поры. – Ребята, об осени писали многие поэты и писатели. Константин Дмитриевич Бальмонт – русский поэт, переводчик. Он много путешествовал. И переехав жить во Францию, постоянно тосковал по родине, по родной природе, он гордился тем, что он русский человек и считал великим счастьем услышать за границей русскую речь. Вот одно из его стихотворений «Осень». – Что вас в стихотворении удивило? – Что запомнилось больше всего? – А сейчас прочитайте самостоятельно это стихотворение вполголоса. – Какие слова непонятны по смыслу? – О каких приметах осени поэт упоминает в стихотворении? – Какое настроение создалось у вас при чтении этого стихотворения? Почему? – Найдите фрагмент стихотворения, где о природе поэт говорит как о живом существе (прием олицетворения — человеческие качества переносят на неодушевленный предмет) – Мы будем читать стихотворение по частям, и должны понять меняется ли настроение у автора. – Какое же настроение? Какие слова доказывают, что настроение грустное? А теперь давайте нарисуем словесную картину. Что вы представили? (к каждой части) – А теперь давайте прочитаем выразительно стихотворение и попробуем передать настроение автора. – Кто лучше смог передать «осеннее» настроение автора? – Лучше передал «осеннее» настроение … | – Осень – Листопад – Тоскливое грустное время года. Потому что на улице похолодало, нет прежнего тепла. Часто идут дожди. – Очень красиво. Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы. Самостоятельно читают стихотворение вполголоса. Отвечают на вопросы. Чтение стихотворения по частям. Некоторые ученики читают стихотворение выразительно, а остальные внимательно слушают. |
III. Физминутка | – Я вижу, что вы немного подустали. Поднимайтесь и повторяйте за мной: Чтоб головка не болела, Ей вращаем вправо-влево. А теперь руками крутим - И для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. Повороты вправо-влево, Плавно производим. Наклоняемся легко, Достаем руками пол. Потянули плечи, спинки А теперь конец разминки. | Поддержание дисциплины. Повторяют движения за учителем. |
с. И. Соколов-Микитов «Листопадничек» • Первичное чтение рассказа • Вопросы по содержанию • Чтение рассказа учащимися по частям • Разбор прочитанного материала | – Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним произведением «Листопадничек». Это произведение русского советского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. – Как вы думаете, о чем же может идти речь в произведении с таким названием? – Мы сейчас начнем читать, а вы должны сказать, оправдались ли наши предположения. Я начну читать, а вы следите внимательно, потому что-то кто-то продолжит. – К какому литературному жанру относится это произведение? – Ребята, оправдались ли наши предположения? – Что правдивое, а что сказочное в рассказе? – Что более всего было интересным? – Кого называют листопадничками? Почему? – Несколько раз в году на свет появляются маленькие зайчата. Последние зайчики, которые рождаются у зайчихи, приходятся осенью, на время листопада. – Можно ли из данного рассказа узнать много интересного об осенней природе? А что можно сказать жизни разных птиц в эту пору?А что можно сказать о жизни животных в эту пору? – Начинает читать … , а вы подчеркивайте непонятные по смыслу слова. 1 часть – Какие слова были непонятны? – В какое время года появились на свет зайчата? – Как можно одним словом назвать явление, когда с деревьев начинают осыпаться листья? – Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками? – Что наблюдали маленькие зайчата вокруг себя? Подтвердите свой ответ словами из текста. – О жизни каких других животных осенью мы узнаем из этой части рассказа? – Что вызвало тревогу и слезы у зайчат? – Как их успокоила зайчиха-мама? 2 часть – А сейчас вы поработаете в парах. Вы должны прочитать еще раз вторую часть и продумать вопросы, какие можно задать по содержанию второй части. | Слушают чтение рассказа. Отвечают на вопросы. – Это рассказ. – Нет, т.к листопадничками называли охотники зайчат. – Осыпаются деревья, птицы улетают; животные разговаривают. Некоторые ученики читают, остальные слушают и подчеркивают непонятные слова. Отвечают на вопросы. Работают в парах. |