СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока «Лепка фигуры человека и национальный костюм»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока  -  научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека.

Задачи: Прививать аккуратность в работе, развивать внимание, тактильные ощущения, воображение.

Заинтересовать учащихся работой в области скульптуры, прививать интерес к работе художника - скульптора, развивать способность эстетически преобразовывать мир, эстетического отношения к окружающему миру.          Ознакомить с пропорциями и особенностями лепки фигуры человека из пластилина, с особенностями пошагового выполнения.    

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока «Лепка фигуры человека и национальный костюм»»

План-конспект

урока технологии на тему

«Лепка фигуры человека и национальный костюм»


Тема: Лепка фигуры человека и национальный костюм.

Цель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека.

Задачи:

Прививать аккуратность в работе, развивать внимание, тактильные ощущения, воображение.

Заинтересовать учащихся работой в области скульптуры, прививать интерес к работе художника - скульптора, развивать способность эстетически преобразовывать мир, эстетического отношения к окружающему миру. Ознакомить с пропорциями и особенностями лепки фигуры человека из пластилина, с особенностями пошагового выполнения.

Воспитывать умение работать в группе, развивать умение применять краеведческие знания в творческой работе.

Коммуникативные УУД: Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности; донести свою позицию до собеседника

Регулятивные УУД: Проговаривать последовательность действий на уроке, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД: формировать умение лепить фигуру человека в национальном костюме; извлекать и передавать информацию из предложенных образцов; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения.

Метапредметные:

адекватно воспринимать словесную оценку учителя.

Создание условий для формирования умений и навыков работы на уроке.

Планируемые результаты : воспитание уважительного отношения к творчеству одноклассников, и культуре разных национальностей

сформировать первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; договариваться и приходить к общему решению; выделять существенную информацию.  

Основные понятия: скульптура, скульптор, кокошник, сарафан, пропорции, национальный костюм, традиции, исследование.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.




Оборудование: плакаты с изображением женских фигур в национальных костюмах народов Ульяновской области, презентация с ходом урока, музыкальное сопровождение песня «Большой хоровод», пластилин, доски для лепки, бисер, стеклярус, стразы.

Ход урока:

1.Организационный момент. Прежде, чем начать урок, немного разомнемся. (Слайд № 4)

Ах, как долго мы читали,

Глазки у ребят устали (Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно (Посмотреть вправо, влево)

Ах, как солнце высоко (Посмотреть вверх)

Мы сейчас глаза закроем (Закрыть ладошками)

В классе радугу построим.

Вверх по радуге пойдём.

Влево, вправо повернём (Показываем радугу и следим за ней глазами)

А потом скатимся вниз, жмурься сильно, но держись.

2. Изучение нового материала. (Слайд № 5)

1) Сообщение темы урока.- Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать говорить о истории нашей Ульяновской области. Дома вам нужно было подобрать материал о том, люди каких национальностей населяют нашу область. Чтобы найти ответ на этот вопрос какими источниками информации вы воспользовались? Молодцы. Многие потрудились и нашли много интересного материала.

Художники любят изображать фигуру человека на листе, холсте, лепить из разнообразных материалов, отливать из бронзы, высекать из мрамора, гранита. Мы сегодня будем учиться лепить фигуру женщины в национальной одежде. Посмотрите на иллюстрации, одинаковая одежда у женщин или есть различия?

2) Распределение по исследовательским группам.

Сейчас мы разделимся на исследовательские группы. Каждая группа получает вопрос , на который вы должны дать ответ и использовать при выполнении работы. Выберите в каждой группе консультанта, который будет помогать при выборе ответа на вопрос.

Вопросы:

1 группа: Как называется главная часть русского национального костюма? Без какого атрибута нельзя было носить эту одежду и почему?

2 группа: «Пулай» - это вид одежды или пояс? Каким орнаментом украшался «пулай»?

3 группа: Из какого вещества изготовлялись украшения для девушек? Как называлось такое украшение?

4 группа: Что такое «калфак»? Различия калфака молодой девушки и замужней женщины.

3) Правила работы в группе. (Слайд № 6)

Давайте, вместе определим правила работы в группе:
1.Варианты выполнения задания обсуждать шёпотом.
2.Распределить обязанности по выполнению задания между собой.
3.Считаться с мнением друг друга.
4.Оказывать друг другу помощь.
5.Соблюдать правила безопасного труда.


3. Сообщения учащихся о народах Ульяновской области и особенностях их женских национальных костюмов (Слайды № 7-10).

Город Ульяновск по праву носит титул культурной столицы Поволжья. Все дело в богатстве национальных культур: на территории Ульяновской области проживают представители 112 национальностей, и каждая из них имеет свою неповторимую культуру, эпос, одежду и литературу. Какие народы, проживающие в Ульяновске, вы можете назвать? Национальный костюм – это одна из возможностей сохранить свою культуру, рассказать об истории своего народа, его традициях и жизненном укладе.


Русский народный костюм (Слайд № 7)

Женский русский костюм состоял из рубахи, поневы, сарафана, передника, пояса, головного убора, обуви, украшений. Главной частью этого костюма являлся сарафан. Изготавливался сарафан из холста, крашеных тканей, шелка или парчи. Украшали сарафаны вышивкой, лентами, тесьмой и бахромой.

Обязательной деталью женского костюма были пояса. Без пояса запрещали носить одежду религиозные представления, отсюда и выражение "без креста и пояса", "распоясался", означающие, что поведение человека не соответствуют общепринятым нормам поведения. Обязательно подпоясывали нательную одежду, сарафан и верхнюю одежду. Женщины, как правило, носили тканный или тканевый пояс. Пояса украшались геометрическим орнаментом - кроме украшения это несло в себе функцию оберега.

Женские головные уборы были разнообразными, но все их разнообразие сводится к нескольким типам: платок, шапка, чепец и девичий венец. Бисером украшали девичьи налобные повязки и девичьи украшения для кос «косники» В качестве украшений одежды применялись в основном кружева, вышивка, обшивка бисером, стеклярусом, тесьмой.

Мордовский народный костюм (Слайд № 8)

Основной частью женской одежды являлась рубаха-панар без воротника. Такая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде - это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками. 

Женские головные уборы мордвы разнообразны: головные полотенца, платки, повязываемые "помокшански" (два платка, где узел первого выпущен из-под второго). Мокшанские головные уборы состояли из двух-трех частей, а прическа замужней женщины напоминала рога. Уборы эрзи имели твердую основу в форме цилиндра, полуцилиндра, конуса, реже - лопатообразную (панго, сорока, сорка). Остов состоял из луба или бересты, сзади на спину спускалась лопасть.

Женщины носили набедренное украшение - пулай, в виде прямоугольного куска ткани, украшенного вышивкой, позументом, шерстяными кистями, узорными металлическими бляхами. А у некоторых поясные украшения располагались по бокам и сделаны были из раковин, пуговиц, подвесок.


Чувашский народный костюм (Слайд № 9)

Пояс, вытканный орнаментом пахотной земли, символизировал собою землю, и все, что ниже его, ассоциировалось с подземным миром. Женские вышитые украшения сара, находившиеся по бокам или сзади ниже пояса, символизировали собой два подземных солнца либо мировое древо. Грудная часть женской рубахи украшалась орнаментом, выполненным в виде кистей рук – кеске, спина одежды украшалась знаками, символизирующими связь земли и неба. На рукаве мужского халата шупар в виде шеврона вышивался знак границы миров. На плечах обычно изображались символы неба. На головных уборах – солнце, звезды.

Пояс – оберег, очерчивающий человека от агрессивной внешней среды, и в этом плане наибольшую семантическую нагрузку выполняет пряжка. Также и одеяние человека является защитой, где уязвимые места – швы - закрывались красной тесьмой (красный цвет – символ жизни, культово-чистый цвет).

К XIX в. обилие серебряной монеты повлияло на их более активное применение в украшениях. Серебряные мониста на одеждах чувашек, по преданиям, достигали пудового веса.

Среди девушек практиковались специальные приемы их ношения. Так, шаг девушки рассчитывался сообразно звону серебра. Практиковалось шествие нескольких девушек, взявшихся под руки и идущих в такт звону серебряных монет.


Татарский народный костюм (Слайд № 10)

Оформляя свой костюм, татары могли использовать меха таких животных, как соболя, куницы, бобра и черно-бурой лисицы. Естественно, если сравнивать мужской и женский костюм, то можно сказать, что женщины носили массивные нагрудные, наручные и накостные украшения, а так же отличались наиболее сложными головными уборами.

Самым популярным женским убором татарок считается калфак. Калфак закреплялся на голове девушки с помощью специальной ленты – повязки – ука-чачак, имеющей конец конусообразной формы с кисточками. Обычно этот конец девушки откидывали набок или назад. Следует так же отметить, что между возрастом женщины и видом головного убора прослеживалась некая зависимость.

Так, например, калфак замужней женщины был более сложной формы и имел больше цветов, а так же головной убор должен был прикрывать не только голову, но и шею, плечи и даже спину замужней татарки.

.



4. Пальчиковая гимнастика. (Слайд № 11)

         Мы делили апельсин,

         Много нас, а он один.

         Эта долька для ежа,

         Эта долька для стрижа,

         Эта долька для утят,

         Эта долька для котят,

         Эта долька для бобра,

         А для волка кожура.

         Он сердит на нас – беда

         Разбегайтесь кто куда.


5. Демонстрация презентации с пошаговым изготовлением женской фигуры из пластилина. (Слайды № 12-17)



Шаг 1. Для каркаса юбки можно использовать пластиковую бутылку или ее часть с горлышком. (Слайд № 12)

Шаг 2. К горлышку бутылки прикрепите крупный кусок пластилина и сформируйте шею и голову нашей будущей девушки. (Слайд № 13)


Шаг 3. Используя методы оттягивания и заглаживания, покройте каркас бутылки пластилином. Получится пышная юбка. (Слайд № 14)


Шаг 4. Из отдельного кусочка пластилина сформируйте ручки, рукава, нарукавники. (Слайд № 15)

Шаг 5. Используя белый или любой другой светлый пластилин, выполните лицо девушки, добавьте головной убор и необходимые детали наряда: пояс или фартук. (Слайд № 16)

Шаг 6. Используя блестки, бисер и стеклярус, украсьте костюм девушки в соответствии с национальными традициями. (Слайд № 17)




6. Самостоятельная работа: лепка ребятами в группах женских фигурок, украшение в стиле мордовского, чувашского, татарского и русского национальных костюмов, защита выполненных проектов. (Слайд № 18)


7. Подведение итогов. (Слайд № 19)

- Что вы узнали про национальную одежду жителей Ульяновской области?

- Что вам понравилось?

- Какие затруднения испытывали при выполнении работы?

8. Рефлексия. (Слайд № 20)

Послушайте слова замечательной песни, которая называется «Большой хоровод»

Куплет 1

Мы на свет родились, чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.

Припев

Так давайте устроим большой хоровод,
Пусть все люди Земли с нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит только радостный смех,
Пусть без слов станет песня понятной для всех.

Куплет 2

Мы хотим кувыркаться в зелёной траве
И смотреть, как плывут облака в синеве,
И в прохладную речку нырять в летний зной,
И в ладошки ловить теплый дождик грибной.

Припев: тот же

Куплет 3

Мы на свет родились, чтобы радостно жить.
Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить.
Чтобы горе исчезло, пропала беда.
Чтобы яркое солнце светило всегда.

Припев: тот же (4 раза)


Поднимите вверх руки со своими поделками вверх. Посмотрите ,какой получился большой хоровод. И я желаю всем, чтобы на земле люди жили дружно без ссор, вражды, войн. Всем мира и добра.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!