СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока: Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке. Класс: 7

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с особенностями развития культуры народов России XVI в., достижениями в духовной и материальной жизни; характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры в XVI в.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока: Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке. Класс: 7»

Класс: 7 история России Урок № _____ Дата:

Тема урока: Культура и повседневная жизнь народов России XVI в.

Цели и задачи: познакомить с особенностями развития культуры народов России XVI в., достижениями в духовной и материальной жизни; характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры в XVI в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: публицистика, регалии, шатровый стиль, энциклопедия, эпос, юродивый, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия особенностей развития российской культуры в XVI в.; называть литературные произведения и памятники культуры XVI в.; 

метапредметные УУД— I) коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: осуществлять рефлексию своей деятельности;

3) познавательные: работать с разными источниками информации; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению духовной и материальной культуры России

Тип урока: урок изучения нового материала. 
Вид урока: комбинированный. 
Оборудование: Слайдовая презентацияили видеоурок «Культура и повседневная жизнь народов России XVI в.». Карта России.

Ход урока. 
I. Организация класса к уроку

II. Проверка домашнего задания. 
1.1. Какую роль играл приходской храм для округи?

2. В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями?

3. Расскажите про проявление ереси на Руси? И представителей-сподвижников ереси

3. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

2.1. Горячий стул:

1533—1584 гг. — княжение (с 1547 г. — царствование) Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного)

1533—1538 гг. — регентство Елены Глинской

1538—1547 гг. — период боярского правления

1547 г. — принятие Иваном IV царского титула

1549 г. — первый Земский собор

1550 г. — принятие Судебника Ивана IV

1552 г. — взятие русскими войсками Казани

1556 г. — присоединение к России Астраханского ханства

1581 г. – первый поход в Сибирь Ермака

1558-1583 – Ливонская война

1566-1572 – опричнина

1556 г. — отмена кормлений; принятие

1584—1598 гг. — царствование Фёдора Ивановича

1589 г. — учреждение в России патриаршества

15 мая 1591 г. – гибель царевича Дмитрия в Угличе

1598—1605 гг. — царствование Бориса Годунова

III. Изучение нового материала по плану. 
1. Особенности развития культуры России в XVI в,

2. Просвещение.

3. Начало книгопечатания.

4. Летописание. Исторические произведения.

5. Публицистика. Светская литература.

6. Архитектура.

7. Изобразительное искусство.

8. Музыкальная культура.

9. Религиозные праздники и повседневный быт.

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

IV. Закрепление новой темы

  1. Кому принадлежало самое большое собрание книг в XVIв. В России?

  2. Причина роста числа грамотных людей, людей, владеющих иностранными языками в России? Устно

  3. Когда в России зародилась традиция обучения молодёжи за границей?

Особенности развития культуры России в 16 веке

Создание единого государства привело к изменениям во сферах жизни общества, в том числе и культурных. В 16 веке культура России переживала культурный подъем.

В это время начинается образование единой русской культуры, которая складывалась на основе культурных достижений всех русских земель, а также народов, с которыми имели тесные связи.

В 16 веке в произведениях культуры отражались исторические события, а также проблемы, стоявшие перед Россией. В них преобладала героическая тематика, выражались идеи патриотизма, крепкой государственной власти. Но также все больший интерес проявлялся к внутреннему миру человека.

Духовная и культурная жизнь России по прежнему находится под влиянием православной церкви.

Особенности развития культуры России в 16 в:

1)       Единая русская культура формировалась в условиях многонационального состава страны;

2)       В произведениях преобладали темы героизма, патриотизма, крепкой государственной власти;

3)       Проявляется интерес к человеку, его внутреннему миру;

4)       Культурные контакты с другими странами (Италия);

5)       Духовная и культурная жизнь находилась под сильным влиянием православной церкви.

1 зал.Просвещение. Начало книгопечатания

Иоганн Гутенберг - немецкийпервопечатник, первый типограф Европы.

Иван Фёдоров, Пётр Мсиславец – 

С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение открыть в Москве и других городах при церквях и монастырях училища, «чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в каждом граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет.

В 16 веке грамотность русского населении, независимо от общественного положения составляла примерно 15%. Более того, дети крестьян были значительно более образованными, чем дети городских жителей.

Обучение детей проводилось в частных школах при церквях и монастырях. Однако самой важной наукой оставалась церковная грамота, она вытесняла на второй план арифметику и грамматику.

Важнейшим прорывом в науке и образовании стало начало книгопечатание. В Росси открывались первые типографии. Первыми печатными книгами были Священное писание и апостол.

Благодаря профессионализму отца книгопечатанья России Ивана Федорова, книги не только печатались, но еще и существенно редактировались: он делал свои точные переводы Библии и других книг на русский язык.

К сожалению, книгопечатания не сделало книги более доступными для простых людей, так как печаталась в основном литература для служителей церкви. Многие светские книги по-прежнему переписывали от руки.

Крупнейшим событием русской культуры середины XVI в. стало возникновение книгопечатания. Оно началось по инициативе царя Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1564 г. в Москве на Печатном дворе Иван Фёдоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую датированную книгу. Она называлась «Апостол». В 1565 г. был издан «Часословец» — первая русская книга для обучения грамоте.

В первой половине 16 в. круг людей, близких к митрополиту Макарию, создал знаменитые «Четьи Минеи». «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, употреблявшихся при богослужении. «Минеи» — сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. В 16 в. Сильвестром был написан знаменитый «Домострой», содержавший наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. Одной из главных идей «Домостроя» была идея подчинения всей жизни государства царской власти, а в семье — ее главе.

Книгопечатание в России во 2 половине XVIв.

Дата издания

Что издано







ЗНАЧЕНИЕ:………………………………………………………………………………………….

2 зал.Летописание. Исторические произведения

Лицевой летописный свод !

В 16 в. русское летописание достигает вершины своего развития. Создаются грандиозные летописные своды большого объема и значительного хронологического охвата.

В первой половине 16 в. самой выраженной была традиция митрополичьего летописания. Именно к нему относятся две крупнейшие летописи русского Средневековья – Никоновская и Воскресенская. Названия, данные им в научной литературе, случайны: на списках обеих летописей из собрания БАН читается вкладная запись патриарха Пикона в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Чтобы как-то различать эти летописи, одна из них была названа Никоновской, а другая – Воскресенской. На деле это разные памятники летописания, объединяемые только характером обобщающих сводов, который можно считать типичной чертой русской книжности 16 в.

Из двух указанных летописей первой была составлена Никоновская. Она доводит изложение русской истории до 1522 г. Ее составлению предшествовала большая работа, которую возглавлял митрополит Даниил. Многие известия Никоновской летописи уникальны, им нет аналога ни в одной другой летописи.

По своим задачам и принципам составления к Никоновской летописи оказывается близка Воскресенская летопись. Она представляет собой памятник великокняжеского летописания и доводит изложение событий до 1541 г. Последним митрополитом в ранних списках назван Иоасаф, а имя следующего митрополита Макария, возведенного на митрополичью кафедру весной 1542 г., приписано над строкой. Следовательно, Воскресенская летопись составлена в конце 1541 г. или в начале 1542 г. Считается, что она отражает политическую позицию митрополита Иоасафа.

3 зал.Публицистика.

ПУБЛИЦИСТИКАXVI века – новый литературный жанр, появившийся при Иване IV

Произведение, автор

Краткая характеристика, значение

1.


2.


3.


Проблема укрепления государственной власти, ее авторитета как внутри страны, так и за ее пределами занимает в 16 в. русское общество. Это привело к появлению новоголитературного жанра — публицистики. Одним из самых интересных публицистов 16 в. был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, которые должны были укрепить самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство. Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Свои взгляды Курбский изложил в «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану Грозному.

В середине 60-х гг. 16 в. неизвестным автором было написано «Сказание о царстве Казанском» («Казанская история»).

СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Произведение, автор

Краткая характеристика, значение

1.


2.


3.


4 зал.Архитектура.

Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы Российского государства. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимавшиеся вопросами архитектурного облика столицы, — Городовой приказ, Приказ каменных дел. Москва становится центром русского зодчества. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. На вкусы Москвы ориентируются даже самые отдаленные города.

Изменился внешний облик Московского Кремля. С его территории были выведены почти все боярские усадьбы, выселены ремесленники и торговцы. Кремль стал административным и духовным центром Российского государства. Здесь появились торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения — Печатный и Посольский дворы, здания приказов.

Особенно ярко художественные достоинства архитектуры России в 16 в. проявились в церковных постройках. Выдающимся памятником шатровой архитектуры стала церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, воздвигнутая в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного.

Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555–1560 гг. на Красной (тогда Торговой) площади, в непосредственной близости от Кремля Покровский собор (его называют также храмом Василия Блаженного, по имени знаменитого московского юродивого, погребенного в одном из приделов). Удивительный по своей красоте собор был посвящен взятию русскими войсками Казани, строили его русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных главок. 

Широко развернулось городское строительство, сооружались крепости и монастыри. Особенно впечатляющими были укрепления Смоленска, возведенные под руководством Федора Коня. Длина крепостных стен по периметру составляла 6,5 км. На всем их протяжении равномерно размещалось 38 башен. На строительство крепости были собраны каменщики и мастера со всей России.

После завоевания Казанского ханства по царскому указу в Казань были отправлены 200 псковских мастеров во главе со знаменитыми зодчими Бармой и Ширяем. Они создали в городе ряд выдающихся архитектурных сооружений.

  • Чем объясняется повышенное внимание в России в XVI веке к вопросам архитектуры и градостроительства? устно

  • Городовой приказ, Приказ каменных дел

  • АлевизФрязин (Новый) 

  • ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ -архитектурный стиль, в котором постройки венчаются многогранной пирамидой - шатром. Шатровый стиль зародился в 16 веке - это был шедевр, а затем, этот стиль распространился по всей России, в том числе и по Донской земле. Правда храм Дона в шатровом стиле построили позже, в 1706 году в “стольном” Черкасске. Это был войсковой собор во имя Воскресенья Христова Черкасск, ныне станица Старочеркасская, являлся столицей донского казачества до 1805 года. Главным храмом Войска Донского был Воскресенский собор.

При закладке в 1709 году Петр 1 положил в алтарную стену собора несколько кирпичей и залил их известью, что подтверждает памятная надпись, сделанная уже в 19 веке. Собор выполнен в стиле византийского крестово-купольного храма, широко распространенного на Руси. Рядом с собором взметнулась ввысь шатровая башня-колокольня. Это единственная на юге России шатровая колокольня. Колокола для нее Петр 1 прислал из Москвы. По звону колокола на площади-майдане перед собором собирался круг, решавший важные вопросы казачьей жизни. Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас множество колоколен - у нас простор для такой музыки... Считают, что колокола придумал епископ Ноланский. Как-то он шел лугом и было ему видение, будто синий колокольчик, качаясь, издает громкие звуки. Такими, по форме полевого цветка, и стали лить церковные колокола. На Валдае есть музей колоколов. Самый старый колокол музея датируется 1536 г. Первое упоминание о колоколах на Руси можно найти в Новгородской летописи 1066 г. Самый древний из сохранившихся колоколов отлит в начале 12 в., если верить преданию, привезен он в новгородский Антониев монастырь его основателем из Рима. Кстати, дату изготовления колоколов определить легко. Древние мастера ставили на изделиях и дату, и свои имена. Спустя два века на Руси было создано до 20 разных звонов: красный, малиновый, вечерний. К 2000-летию христианства остались известны лишь три канона - благовест, перезвон и трезвон. Благовест - самая древняя форма звона (звон колоколов).

Кажется, ничем другим так ярко не могла выразить Русь свое стремление к силе, единству, могуществу, как мощным колокольным звоном своих церквей. Невозможно представить себе Русскую землю без храмов, пения церковного хора, храмовой живописи и колокольного звона. Это неповторимое слияние веры и искусства создано православием, которое оказало влияние на все стороны и образ жизни нашего народа.

  • Храм Вознесения в Коломенском– иллюстрацию!!!

  • Петрок Малой -

  • Китай-город — исторический район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, пристроенной в 1538 году к угловым башням Московского Кремля. Точно происхождение названия до сих пор не установлено. Согласно наиболее распространённой версии, название района происходит от старого слова «кита», то есть вязка жердей, которые применялись при постройке укреплений. Согласно «Словарю русского языка XI—XVII вв.», слово «кита» означает нечто плетёное, связанное в пучок, в косу.

  • Покровский собор (храм Василия Блаженного) 

Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555—1560 годах в непосредственной близости от Кремля Покровский собор.

(Его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребенного у его стен.) Он был построен в честь взятия русскими войсками Казани. Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер храма объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных его главок. Храмы построены в шатровом стиле.

  • когда,

  • где,

  • в честь чего,

  • зодчие,

  • идея архитектурного решения храма.

  • Строительство крепостей

  • Фёдор Конь 

  • Барма и Ширяй

5 зал.Изобразительное искусство

Русская живопись, как и в предшествующие века, развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи. Главным местом, где рождались новые идеи и приемы живописи, стал Московский Кремль.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца 15 в. — начала 16 в. был бывший князь, ставший монахом, — Дионисий. Он написал часть икон и фресок для Успенского собора Московского Кремля. На иконах Дионисия святые изображались в обрамлении жанровых сцен, иллюстрирующих отдельные эпизоды их жизни. В период правления Ивана IV в религиозную живопись все чаще включались сюжеты, отражающие реальные исторические события. В середине 16 в. в Москве была написана огромная, размером в 4 м, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани.

  • Иконопись.

Рост интереса с конца XVв. (Иван III) к реальным историческим личностям и событиям привёл к тому, что церковный собор 1553-1554гг. разрешил изображать НА ИКОНАХ ……………………….

Бытийное письмо 

Развивается жанр исторического портрета.

В середине XVIв. В Москве была написана огромная (длина 4 метра) икона-картина «Церковь воинствующая».

Расскажите о ней. + иллюстрация

  • Храмовая роспись (фрески).

ДИОНИСИЙ – с. 107 +иллюстрация

Дионисий – бывший князь, ставший монахом. Он написал икону – картину “Церковь воинствующая” размером 4 метра.

В середине XVI века в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина “Церковь воинствующая”, посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители. Впереди на крылатом коне летит Архангел Михаил. В центре фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с Младенцем. Вполне очевиден замысел произведения — истолковать военный успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов как победу православия над “неверными басурманами”.

  • Андрей Чохов

Фрески – обычно это роспись стен, выполненная краской по сырой штукатурке. Их можно увидеть в церкви.

Мозаика – картины из цветного стекла или цветных камешков. Их можно увидеть в детском калейдоскопе или в витражах.

Иконы – это изображение святых. В 16 веке их писали на дощечках.

Миниатюра – маленькие картинки, которыми украшали книги.

Музыка

В 16 веке певческое искусство впервые выходит за пределы церкви. Об этом свидетельствует возникновение жанра под названием «стих покаянный». Стихи покаянные бытовали вне храма, не были связаны с конкретным богослужебным чином, а в их стилистике сказалось влияние народных песен.

В 15 и 16 веках получили распространение театрализованные музыкальные представления, в которых разыгрывались библейские сюжеты. Повествующие об Адаме, Каине, Иосифе, Моисее, Самсоне, Давиде, они были частью праздничных богослужений. Наибольшей популярностью пользовалось «Пещное действо», исполнявшееся перед Рождеством.  Его содержание связано с историей трёх отроков, по приказу царя Навуходоносора брошенных в раскаленную печь за отказ поклоняться вавилонским богам и спасенных ангелом небесным.

Постепенно в придворном быту «приживаются» и европейские музыкальные развлечения – слушание «заморской» музыки, исполняемой на органе и клавикордах.

6 зал.Религиозные праздники и быт.

Быт в 16 в. в основном сохранял прежние черты. Русские люди искренне исповедовали христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Самым почитаемым праздником была Пасха. Этот праздник посвящался воскресению Иисуса Христа и праздновался весной. Начинался он крестным ходом. Символами праздника Пасхи были крашеные яйца, куличи, творожная пасха. Однако помимо церковных праздников в народной среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались 12 дней между Рождеством и Крещением. И если церковь призывала проводить эти «святые дни» в молитвах и песнопениях, то по языческим традициям они сопровождались своеобразными обрядами и игрищами (у древних римлян — январские «календы», отсюда русская «коляда»). Православная церковь боролась с этими языческими обычаями. Так, Стоглавый собор в 1551г. строго запретил «эллинское беснование, игры и плескания, празднование календы и переодевание».

В крестьянском земледельческом календаре был запримечен почти каждый день в году и почти каждый час в течение дня, объяснено появление каждого облака, дождя, снега, их свойства. Использование земледельческого календаря позволяло проводить сельскохозяйственные работы исходя из природных условий каждой конкретной местности.

Быт русского населения в 16 веке зависел в первую очередь от материального благосостояния. Пища в то время была достаточно простой, но многообразной: блины, караваи, кисель, овощи и каши.

Сравнительно недорогое по тем временам мясо солили в дубовых кадках и держали впрок. Также особой любовью пользовались блюда из рыбы, которую употребляли во всех возможных вариациях: соленную, сушенную и вяленную.

Напитки были представлены безалкогольными морсами и компотами. Слабоалкогольные напитки по вкусовым качествам очень напоминали современное пиво, их делали на основе меда и хмеля.

В 16 веке строго соблюдались посты, помимо основных четырех постов, люди отказывались от скоромной пищи по средам и пятницам.

Семейные отношения строились на основе полного подчинения главе семейству. За непослушания жены или детей обычной практикой того времени были телесные наказания. Телесные наказания применялись даже к боярским женам и детям.

В брак молодые люди вступали преимущественно по воле родителей. Особенно распространенным это было среди бояр, которые путем брачных союзов своих детей пытались приумножить свое благосостояние и укрепить положения в обществе. Крестьянской молодежи предоставлялось право собственного выбора будущего супруга.

Русские люди искренне исповедовали христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Самым почитаемым праздником была Пасха. Этот праздник посвящался воскресению Иисуса Христа и праздновался весной. Начинался он крестным ходом. Символами праздника Пасхи были крашеные яйца, куличи, творожная пасха.

Однако помимо церковных праздников в народной среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались двенадцать дней между Рождеством и Крещением. И если церковь призывала проводить эти “святые дни” в молитвах и песнопениях, то по языческим традициям они сопровождались своеобразными обрядами и игрищами (у древних римлян — январские “календы”, отсюда — русская “коляда”). Мужчины переодевались в женскую одежду, женщины — в мужскую, некоторые наряжались животными. В таком виде они ходили по улицам из дома в дом с песнями, шумом и криками. Православная церковь боролась с этими языческими обычаями. Так, Стоглавый собор в 1551 году строго запретил “эллинское беснование, игры и плескания, празднование календы и переодевание”.

V. Проверка понимания изученного материала.  
1.1. Как было организовано обучение в школах в XVI в.?

2. Какие последствия для развития культуры имело начало книгопечатания?

3. В каком литературном произведении XVI в. русская история рассматривается как часть всемирной?

4. Назовите главную идею Домостроя. Актуальны ли его идеи в современной жизни?

5. Как укрепление центральной власти повлияло на развитие в России в XVI в. архитектуры и живописи?

6. Какой стиль господствовал в архитектуре XVI в.?

7. Какие сюжеты стали включаться в религиозную живопись?

8. Что повлияло на распространение грамотности в России?

9. Какие жанры развивались в литературе XVI в.?

10. Какие народные праздники и традиции отмечались и соблюдались в XVI в.?

Наш музей закрывается. Машина времени переносит нас назад – в 21-век. Сейчас вы должны рассказать, что увидели в музее и об этом вы обязательно дома расскажите своим родителям.

VI. Подведение итогов урока.

В XVI в. продолжался процесс формирования культуры единого Российского государства. В условиях присоединения к России новых территорий и народов важной задачей становилось сохранение их культурной самобытности. Набирали силу культурные связи России со странами Запада.

Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в развитии культуры. Страна переживала культурный подъём. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи.

VII. Домашнее задание.
стр. , термины, подготовка проекта





 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!