Г. Волгоград
Тема урока: «Внешняя политика Ивана Грозного».
Данная тема – «Внешняя политика Ивана Грозного» - изучается в 6 классе, в курсе «История России с древнейших времён до конца XVI века». Эта тема крайне важна, поэтому я представляю ее в виде комбинированного урока с использованием электронных образовательных ресурсов.
Тема | Внешняя политика Ивана Грозного |
Цель урока | Сформировать представление о внешней политике России в во второй половине XVI в. |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
- систематизировать исторический материал по изученному периоду; - определять развитие внешней политики Ивана Грозного, её направления; - находить причинно-следственные связи; - отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения -приводить и обосновывать оценку итогов внешней политики Ивана Грозного; -участвовать в дискуссии о значении деятельности Ивана Грозного; | Личностные: - формирование готовности к саморазвитию; - воспитание интереса к отечественной истории, гражданских и патриотических чувств; - сохранять мотивацию к учебной деятельности; - уважительно и доброжелательно относиться к мнениям других людей; - Умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения. Регулятивные: - прогнозировать результаты уровня усвоения материала; - умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения; - формирование познавательного - развитие навыков самопланирования, взаимо и самооценки. Познавательные: - общеучебное –осознанное речевое высказывание в устной форме о реформах Ивана Грозного и взаимосвязи внутренней и внешней политики; - демонстрировать устойчивый познавательный интерес к личности и деятельности Ивана Грозного; - дополнение и расширение имеющихся представлений о правлении Ивана Грозного; - формирование умений анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, схема и др.); - демонстрировать навыки обобщения и систематизации изученного материала; Коммуникативные: - использовать электронные приложения к уроку; - умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе; |
Основные понятия | «ясак», «казаки», «атаман Ермак», «хан Кучум». |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
География Обществознание МХК | Индивидуальная Групповая работа Фронтальный опрос | Доска, мел; Учебник, рабочая тетрадь; ИКТ (ПК, интерактивная доска, проектор), презентация «Внешняя политика Ивана Грозного»; инструкции для групповой работы . |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1–й этап. Организационно-мотивационный |
1.Эмоционально-психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению материала . 2. Просит выдвинуть предположение о теме, цели и плане предстоящего урока. 3.Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урок | 1.выдвигают предположения о теме, цели и плане урока. 2.Слушают вопросы учителя и отвечают на них. 3.Составляют план урока, формулируют его задачи. | Выдвигают предположения по формулировке темы, цели, плана урока. Осуществляют актуализацию знаний по изученному материалу. | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Обсуждают свои предложения по поводу темы, цели и плана урока. Предлагают свой вариант темы, цели и плана урока. | Слушают собеседника, строят высказывания, отвечают на вопросы учителя. | Контролируют высказывания учащихся. Планируют путь достижения цели, ставят познавательные задачи. Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности. | Умеют планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывают мнение по существу полученного задания. |
2-й этап. Актуализация знаний |
Беседа по теме «Реформы Ивана IV – подготовка в активной внешней политике»: Какие реформы были проведены Иваном Грозным? В чьих интересах проводились реформы Избранной рады? Как Вы думаете, почему реформы начинаются с военных преобразований? Это случайность или нет? | Общеучебное –осознанное речевое высказывание в устной форме о реформах Ивана Грозного и взаимосвязи внутренней и внешней политики; . | Формируют умения анализировать историческую информацию. Отвечают на проблемные вопросы. | Дополнение и расширение имеющихся представлений о правлении Ивана Грозного | Слушают собеседника, строят высказывания, отвечают на вопросы учителя. | Корректируют свои ответы в соответствии с планом урока и вопросами учителя. | Формируют познавательный интерес к личности и деятельности Ивана Грозного |
3-й этап. Изучение новой темы |
1. Презентация «Внешняя политика Ивана Грозного» 2.Работа с картой уч. с.216 – 217 Какие государства в XVI веке существовали на рубежах России? Какие противоречия возникали между Россией и государствами Золотой Орды? Какую проблему необходимо было решить России для успешного развития западной торговли? Лабораторная работа «Ливонская война» задание 4 рабочая тетрадь по истории с. 69 (выяснение причин войны, повода, участников) Задание по группам (ход войны) | Просматривают презентацию, записи в тетрадях Отвечают на вопросы. Выполняют задание в рабочей тетради. Выполняют задание по группам(таблиц хода войны)3 этапа-3группы | Формируют умения систематизировать, обобщать историческую информацию для ответа на проблемные вопросы, для составления таблицы хода войны. | Отвечают на вопросы Умение читать историческую карту с опорой на легенду. Задают вопросы. Работа в группах, выступление от группы. | Формируют способности излагать мысли в метких, кратких выражениях, лаконично, резюмировать информацию и выражают свои чувства, передавать в своих эмоциях отношение к исторической личности Ивана Грозного. | В ходе выступлений и ответов на проблемные вопросы обучающиеся осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль понимания и выполнения задания, корректируют свои ответы в соответствии с планом урока и заданиями учителя. | Принимают и осуществляют учебную задачу, планируют свои действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок. Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результатам выступлений. Умение планировать работу в группе. |
4-й этап. Закрепление материала |
Организация просмотра видео-сюжета с постановкой вопросов. | Обсуждение сюжета. Ответы на поставленные вопросы. | Представляют свою позицию, используя различные речевые средства. | Высказывание своего мнения. | Дискуссия по просмотренному сюжету | Осуществление самоконтроля понимания сюжета других микрогрупп. | Формируют положительную самооценку, уважительное отношение к мнению других участников урока. |
5-ый этап.Итог урока.Домашнее задание. |
Подведение итогов и выставление оценок. Объяснение домашнего задания . | | | | | | |