Учитель: - Сегодня мы будем работать в группах. -Какие правила работы в группах необходимо соблюдать? КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ 1.Работать сообща. 2. Уметь выслушать друг друга. 3. Слушать других, не перебивая, внимательно. 4. Уметь распределить обязанности между собой, долю работы каждого. 5. Уметь договориться, помочь друг другу. Учитель: - А девизом нашей работы будут следующие слова: «Я желаю всем успеха, я буду всем помогать, у нас всё получится!» Учитель: -Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? («Луг-природное сообщество»). -Предлагаю проверить вашу подготовку к уроку и поработать с пищевой цепочкой луга. 1.клевер-----бабочка-----скворец-----ондатра 2.водросли----семена растений-----мышь----сова 3.трава-----кузнечик-----бобр---синичка 4.мертвые организмы----дождевой червь---моллюски--полёвка (в каждую группу включается 1 представитель пресного водоёма малоизвестного) Учитель: -Какие затруднения при работе с пищевыми цепочками? - Почему возникли данные затруднения? (не знаем этих обитателей, не живут на лугу). -Обратим ещё раз внимание на лишние слова в каждой группе? -Можно ли объединить их в одну группу? Почему? (они относятся к одному природному сообществу) -А вы можете предположить к какому? (водоём) -А что относится к водоёмам? (после ответов детей) 1.Углубление на поверхности земли, заполненное водой 2.Хранилище воды, которое необходимо всему живому, а для растений и животных, которые там живут - единственный дом. 3.Это хранилище для воды. Учитель: -Какое из них наиболее точное, полное (докажите) Вывод что такое водоём…… Учитель: Рассмотрите внимательно фотографии различных водоёмов. -Назовите их: -пруд -река -озеро -водохранилище -родник -Как узнать каждый водоём? 1)Пруд - небольшой построенный водоем рядом с человеком Пруды используют для выращивания рыбы и домашней птицы. 2)Река - водный поток, текущий в определенном направлении по руслу (есть течение) 3)Озеро - природная впадина (озерная котловина) на поверхности суши, заполненная водой. 4)Водохранилище – водоем, в котором скапливается и сохраняется вода 5)Родник - водный источник, текущий из глубины земли. Учитель: -Какие из водоёмов есть на территории поселения Пироговский? (Клязьминское водохранилище, родник река Клязьма, река Клязьма- левый приток реки Москвы (впадая в реку, другая река становится ее притоком , река Москва впадает в Оку около города Коломна ,Ока в Волгу(она является притоком) –длина её составляет 3530 км Русло реки – самая низкая часть речной долины, по которой идет сток воды. Исток – начало реки, место с которого начинается река. Устье – место впадения реки в другую реку, море. Вывод: река Клязьма является одной из составляющих частей огромной реки Волги. Вывод: наша местность богата водоёмами. Учитель: - На какие две группы можно разделить данные водоёмы? 1 Естественные. 2.Искусственные. Вывод: на территории есть как искусственные, так и естественные водоёмы.
Учитель: - Что объединяет все эти водоёмы? (они пресные) -Как вы понимаете лексическое значение слова «пресные»? (Пресный - без соли или с недостаточным количеством соли) -Что можно сказать про водоёмы п. Пироговский? (водоёмы с пресной водой) Учитель: -Вернёмся к нашим пищевым цепочкам. -Нет ли общего межу ними и пресными водоёмами (есть) (это растения и животные пресного водоёма) Вывод: С какой целью в начальной школе изучаются пресные водоёмы? 1.Сосредоточение запасов пресной воды 2.Рыбная ловля 3.Источник энергии 4.Источник эстетического наслаждения -Какие из них наиболее важные? (человеку нужна чистая вода) Учитель: -Как вы думаете, много ли обитателей в пресных водоёмах? -Можно ли увидеть всех обитателей водоёма? Почему? -Будем исследовать природный водоём. -Какие вопросы вас интересуют? 1.Какие растения живут в водоёме? 2.Какую роль играют растения для пресного водоёма? 3.Какие животные обитают в пресном водоёме? 4.Какую роль играют животные пресного водоёма? 5.Могут ли растения и животные найти себе пищу и убежище? 6.Как живут? -Попробуем объединить все эти вопросы в одну проблему. Проблема: -Тема нашего урока «Жизнь пресного водоёма» Является ли пресный водоём природным сообществом? -Что будет с пресным водоёмом если в нём не будет растений и животных? Мы можем это только предположить, мнение -Итак, мы с вами сформировали гипотезу (Гипотеза – мнение, идея, которую можно проверить и доказать) Учитель: -Чтобы проверить предположения ставим перед собой цель, которую нужно достичь.
Учитель: -На какие вопросы мы сегодня должны найти ответ? 1.Узнать названия обитателей. 2.Познакомиться с растительным миром и жизнью растений. 3.Познакомиться с животным миром пресного водоёма, значением животных 4.Рассмотреть экологические связи в сообществе пресного водоёма. Учитель: -Где можно найти ответы на возникшие вопросы? (учебник, энциклопедия, интернет). -По каким трём направлениям будем работать? 1) исследовать растения 2) исследовать животных 3) исследовать цепочки
-Начнём исследования с растений Учитель: -Какие растения вам знакомы? -Рассмотрите иллюстрацию учебника, найдите растения, которые не назвали. -Познакомимся с внешним видом растений пресного водоёма и посмотрим, как они приспособились к жизни в нём? Внешний вид растений а) плоские листья б) длинные ножки, которые отрастают от корневища в) листья плотные, округлые с глянцевой поверхностью г) листья узкие, длинные прямые Исследуем животных -Какие животные вам знакомы? -Рассмотрите иллюстрацию учебника и назовите животных, о которых не сказали? -Давайте посмотрим, как они приспособились к жизни в воде? Внешний вид животных а) обтекаемая форма б) густой мех, смазанный жиром в) наличие плавников г) длинный хвост – руль д) перепонки между пальцами Учитель: -Название, каких животных говорит само за себя? Водомерка, жук-плавунец, жук – водолюб. Учитель: - Растения и животные пресных водоёмов разнообразны не только по внешнему строению, но и положению в воде. Данное исследование вы проведёте сами Учитель: руководители групп получают задания -Прошу вас изучить задания. 1 группа: Заполнить таблицу « Растения водоёма» Растения водоёма | Плавающие на поверхности | Под водой | Под водой только нижняя часть | Ряска | Водоросли | Рогоз, камыш, тростник, стрелолист, кувшинка,кубышка. | 2 группа: Заполнить таблицу « Какую роль играют растения для жизни водоёма» Растения | Роль | Водоросли, кувшинки. кубышки, рогоз, тростник, стрелолист,рыска. | служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов, подводные заросли служат убежищем для животных |
3 группа: Заполнить таблицу «Группы животных водоёма» Малюски | Земноводные | Птицы | Рыбы | Насекомые | Перловицыбеззубки, двухствор чатые малюски, | лягушки | Утки, цапли, | Карась, щука | Клопы-водомерки, жуки-плавунцы, | 4. группа: Заполнить таблицу. «Где живут обитатели пресных водоёмов» На дне | В толще | На поверхности | речные раки, двухстворчатые моллюски, | Жуки - плавунцы, головастики, лягушки, карась, щука | Клопы - водомерки | | | |
Учитель: Пора поделиться знаниями - Проверим на сколько вы были внимательными? Игра «Узнай обитателей водоёма » 1.Кто такие головастики? (дети лягушек и жаб) 2.Кто такие водомерки? (клопы) 3.Кого можно считать хищником? (паук, цапля, жук - плавунец, лягушка, водомерка-ест личинок комаров) 4.Назови млекопитающих? (бобр, ондатра, водяная крыса) Учитель: - Вспомните вопросы, возникшие в начале урока. 1.Кто живет в пресных водоёмах? 2.Что растёт в пресных водоёмах? 3.Как живут обитатели пресных водоёмов? -Мы нашли ответы на данные вопросы? (да) Учитель: Как связаны между собой растения и животные в пресном водоёме? ( растения и животные живут сообща, связаны цепью питания. Следовательно, образуют сообщество). -Попробуем это доказать, составив цепь питания.(есть ли в водоёме ненужные обитатели) -Давайте посмотрим, что у вас получилось? Учитель:- Кто не согласен? -У кого есть вопросы? -Помогите мне закончить цепь питания. Вывод: -Какой вывод можно сделать? Растения и животные живут сообща, связаны цепью питания Растения выделяют кислород, которым дышат организмы. Растениями питаются многие животные. Для жизни хватает места всем. Все они помогают друг другу выжить. В пресном водоёме нет ненужных обитателей. Это как одна цепь. Порвётся звено, исчезнет один из видов, постепенно будут исчезать и остальные Значит, пресный водоём –это природное сообщество. Что надо сделать для того, чтобы экологическое равновесие пресного водоёма не нарушилось? Памятка. Береги все растения водоёмов. Не бросай бытовой мусор в водоёмы. Не лови раков и двустворчатых моллюсков. Зимой делай лунки во льду, чтобы рыбы могли дышать. Не разрушай жилища бобров и ондатр. Во время весеннего разлива помогай сохранять потомство рыб. Не лови для развлечения катушек и прудовиков. Береги лягушек и головастиков.
- Подведём итог -Что мы сегодня исследовали? -Можем ли мы назвать пресные водоёмы природным сообществом? -Почему? -Что очень важно для любого природного сообщества? 1.Как вы думаете, всё ли мы узнали о жизни пресного водоёма? 2.Вы бы хотели узнать ещё больше? 3.Что конкретно хотели бы узнать? (о реке нашей) 4.Откуда вы можете получить эти сведения. 5.Нужно ли знать о растениях и животных нашей местности, которых осталось очень мало? 6. Кто ещё влияет на экологическое равновесие в водоёмах (деятельность человека) Но об этом мы поговорим на следующе уроке. На уроке русского языка мы будем писать сочинение На каникулах подумайте, какую бы тему вы хотели выбрать? Почему? Подумайте над темой проекта. А каком водоёме вы хотите узнать побольше?
|