СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока-исследования по окружающему миру «Жизнь пресного водоёма» 4кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование по окружающему миру в 4кл. Ребята самостоятельно распределяют обязанности работая в группе, наблюдают, исследуют,делают выводы, составляют памятки.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока-исследования по окружающему миру «Жизнь пресного водоёма» 4кл»

Антонова Светлана Александровна,

учитель начальных классов МАОУ СОШ №19


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Вычисление результата умножения с помощью сложения.




Этап

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые технологии

I.Организационный момент (1-2 мин).

Цель: включить учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне
































II.Актуализация знаний (7-8мин)

Цель:

-повторить изученный материал для открытия нового знания









Слайд№1

(напечатать)














Слайд№2

(виды водоёмов)































































Слайд№3

(пресные,искусственные)
































































Слайд№4

(проблема)











Слайд №5

(тема)




Цель:

Выяснить,какое значение имеют растения и животные для пресного водоёма


III.Открытие

нового знания

Цель: решить учебную задачу





















Слайд № 6

(с растениями)


















Слайд №7

(с животными)





























































































IV.Первичное закрепление (10-12мин)

Цель: воспроизвести новое знание






V.Физминутка



VI. Вторичное закрепление

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он теперь знает и умеет




















Слайд№8


























Слайд №9



















VII.Рефлексия

Цель: создать свою учебную деятельность, дать сомооценку результата деятельности группы.


VIII.Д/з

Цель: Применение полученных знаний на практике

Учитель:

- Сегодня мы будем работать в группах.

-Какие правила работы в группах необходимо соблюдать?

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

1.Работать сообща.

2. Уметь выслушать друг друга.

3. Слушать других, не перебивая, внимательно.

4. Уметь распределить обязанности между собой, долю работы каждого.

5. Уметь договориться, помочь друг другу.

Учитель: - А девизом нашей работы будут следующие слова: «Я желаю всем успеха, я буду всем помогать, у нас всё получится!»

Учитель:

-Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? («Луг-природное сообщество»).

-Предлагаю проверить вашу подготовку к уроку и поработать с пищевой цепочкой луга.

1.клевер-----бабочка-----скворец-----ондатра

2.водросли----семена растений-----мышь----сова

3.трава-----кузнечик-----бобр---синичка

4.мертвые организмы----дождевой червь---моллюски--полёвка

(в каждую группу включается 1 представитель пресного водоёма малоизвестного)

Учитель:

-Какие затруднения при работе с пищевыми цепочками?

- Почему возникли данные затруднения? (не знаем этих обитателей, не живут на лугу).

-Обратим ещё раз внимание на лишние слова в каждой группе?

-Можно ли объединить их в одну группу? Почему? (они относятся к одному природному сообществу)

-А вы можете предположить к какому? (водоём)

-А что относится к водоёмам? (после ответов детей)

1.Углубление на поверхности земли, заполненное водой

2.Хранилище воды, которое необходимо всему живому, а для растений и животных, которые там живут - единственный дом.

3.Это хранилище для воды.

Учитель:

-Какое из них наиболее точное, полное (докажите)

Вывод что такое водоём……

Учитель:

Рассмотрите внимательно фотографии различных водоёмов.

-Назовите их:

-пруд

-река

-озеро

-водохранилище

-родник

-Как узнать каждый водоём?

1)Пруд - небольшой построенный водоем рядом с человеком Пруды используют для выращивания рыбы и домашней птицы.

2)Река - водный поток, текущий в определенном направлении по руслу (есть течение)

3)Озеро - природная впадина (озерная котловина) на поверхности суши, заполненная водой.

4)Водохранилище – водоем, в котором скапливается и сохраняется вода

5)Родник - водный источник, текущий из глубины земли.

Учитель:

-Какие из водоёмов есть на территории поселения Пироговский? (Клязьминское водохранилище, родник река Клязьма, река Клязьма- левый приток реки Москвы (впадая в реку, другая река становится ее притоком , река Москва впадает в Оку около города Коломна ,Ока в Волгу(она является притоком) –длина её составляет 3530 км

Русло реки – самая низкая часть речной долины, по которой идет сток воды.

Исток – начало реки, место с которого начинается река.

Устье – место впадения реки в другую реку, море.

Вывод: река Клязьма является одной из составляющих частей огромной реки Волги.

Вывод: наша местность богата водоёмами.

Учитель: - На какие две группы можно разделить данные водоёмы?

1 Естественные.

2.Искусственные.

Вывод: на территории есть как искусственные, так и естественные водоёмы.



Учитель: - Что объединяет все эти водоёмы? (они пресные)

-Как вы понимаете лексическое значение слова «пресные»?

(Пресный - без соли или с недостаточным количеством соли)

-Что можно сказать про водоёмы п. Пироговский? (водоёмы с пресной водой)

Учитель:

-Вернёмся к нашим пищевым цепочкам.

-Нет ли общего межу ними и пресными водоёмами (есть)

(это растения и животные пресного водоёма)

Вывод:

С какой целью в начальной школе изучаются пресные водоёмы?

1.Сосредоточение запасов пресной воды

2.Рыбная ловля

3.Источник энергии

4.Источник эстетического наслаждения

-Какие из них наиболее важные? (человеку нужна чистая вода)

Учитель:

-Как вы думаете, много ли обитателей в пресных водоёмах?

-Можно ли увидеть всех обитателей водоёма? Почему?

-Будем исследовать природный водоём.

-Какие вопросы вас интересуют?

1.Какие растения живут в водоёме?

2.Какую роль играют растения для пресного водоёма?

3.Какие животные обитают в пресном водоёме?

4.Какую роль играют животные пресного водоёма?

5.Могут ли растения и животные найти себе пищу и убежище?

6.Как живут?

-Попробуем объединить все эти вопросы в одну проблему.

Проблема:

-Тема нашего урока «Жизнь пресного водоёма» Является ли пресный водоём природным сообществом?

-Что будет с пресным водоёмом если в нём не будет растений и животных? Мы можем это только предположить, мнение

-Итак, мы с вами сформировали гипотезу (Гипотеза – мнение, идея, которую можно проверить и доказать)

Учитель:

-Чтобы проверить предположения ставим перед собой цель, которую нужно достичь.



Учитель:

-На какие вопросы мы сегодня должны найти ответ?

1.Узнать названия обитателей.

2.Познакомиться с растительным миром и жизнью растений.

3.Познакомиться с животным миром пресного водоёма, значением животных

4.Рассмотреть экологические связи в сообществе пресного водоёма.

Учитель:

-Где можно найти ответы на возникшие вопросы? (учебник, энциклопедия, интернет).

-По каким трём направлениям будем работать?

1) исследовать растения

2) исследовать животных

3) исследовать цепочки



-Начнём исследования с растений

Учитель:

-Какие растения вам знакомы?

-Рассмотрите иллюстрацию учебника, найдите растения, которые не назвали.

-Познакомимся с внешним видом растений пресного водоёма и посмотрим, как они приспособились к жизни в нём?

Внешний вид растений

а) плоские листья

б) длинные ножки, которые отрастают от корневища

в) листья плотные, округлые с глянцевой поверхностью

г) листья узкие, длинные прямые

Исследуем животных

-Какие животные вам знакомы?

-Рассмотрите иллюстрацию учебника и назовите животных, о которых не сказали?

-Давайте посмотрим, как они приспособились к жизни в воде?

Внешний вид животных

а) обтекаемая форма

б) густой мех, смазанный жиром

в) наличие плавников

г) длинный хвост – руль

д) перепонки между пальцами

Учитель:

-Название, каких животных говорит само за себя?

Водомерка, жук-плавунец, жук – водолюб.

Учитель: - Растения и животные пресных водоёмов разнообразны не только по внешнему строению, но и положению в воде.

Данное исследование вы проведёте сами

Учитель: руководители групп получают задания

-Прошу вас изучить задания.

1 группа: Заполнить таблицу « Растения водоёма»

Растения водоёма

Плавающие на поверхности


Под водой



Под водой только нижняя часть


Ряска

Водоросли

Рогоз, камыш, тростник, стрелолист, кувшинка,кубышка.

2 группа: Заполнить таблицу « Какую роль играют растения для жизни водоёма»

Растения

Роль

Водоросли, кувшинки. кубышки, рогоз, тростник, стрелолист,рыска.


служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов, подводные заросли служат убежищем для животных









3 группа: Заполнить таблицу «Группы животных водоёма»

Малюски

Земноводные

Птицы

Рыбы

Насекомые

Перловицыбеззубки, двухствор

чатые малюски,

лягушки

Утки, цапли,

Карась, щука

Клопы-водомерки, жуки-плавунцы,


4. группа: Заполнить таблицу. «Где живут обитатели пресных водоёмов»

На дне

В толще

На поверхности

речные раки, двухстворчатые моллюски,

Жуки - плавунцы, головастики, лягушки, карась, щука

Клопы - водомерки









Учитель: Пора поделиться знаниями

- Проверим на сколько вы были внимательными?

Игра «Узнай обитателей водоёма »

1.Кто такие головастики? (дети лягушек и жаб)

2.Кто такие водомерки? (клопы)

3.Кого можно считать хищником? (паук, цапля, жук - плавунец, лягушка, водомерка-ест личинок комаров)

4.Назови млекопитающих? (бобр, ондатра, водяная крыса)

Учитель: - Вспомните вопросы, возникшие в начале урока.

1.Кто живет в пресных водоёмах?

2.Что растёт в пресных водоёмах?

3.Как живут обитатели пресных водоёмов?

-Мы нашли ответы на данные вопросы? (да)

Учитель: Как связаны между собой растения и животные в пресном водоёме?

( растения и животные живут сообща, связаны цепью питания. Следовательно, образуют сообщество).

-Попробуем это доказать, составив цепь питания.(есть ли в водоёме ненужные обитатели)

-Давайте посмотрим, что у вас получилось?

Учитель:- Кто не согласен?

-У кого есть вопросы?

-Помогите мне закончить цепь питания.

Вывод:

-Какой вывод можно сделать?

Растения и животные живут сообща, связаны цепью питания

  1. Растения выделяют кислород, которым дышат организмы.

  2. Растениями питаются многие животные.

  3. Для жизни хватает места всем.

  4. Все они помогают друг другу выжить.

  5. В пресном водоёме нет ненужных обитателей.

Это как одна цепь. Порвётся звено, исчезнет один из видов, постепенно будут исчезать и остальные

Значит, пресный водоём –это природное сообщество.

Что надо сделать для того, чтобы экологическое равновесие пресного водоёма не нарушилось?

Памятка.

  1. Береги все растения водоёмов.

  2. Не бросай бытовой мусор в водоёмы.

  3. Не лови раков и двустворчатых моллюсков.

  4. Зимой делай лунки во льду, чтобы рыбы могли дышать.

  5. Не разрушай жилища бобров и ондатр.

  6. Во время весеннего разлива помогай сохранять потомство рыб.

  7. Не лови для развлечения катушек и прудовиков.

  8. Береги лягушек и головастиков.





- Подведём итог

-Что мы сегодня исследовали?

-Можем ли мы назвать пресные водоёмы природным сообществом?

-Почему?

-Что очень важно для любого природного сообщества?

1.Как вы думаете, всё ли мы узнали о жизни пресного водоёма?

2.Вы бы хотели узнать ещё больше?

3.Что конкретно хотели бы узнать? (о реке нашей)

4.Откуда вы можете получить эти сведения.

5.Нужно ли знать о растениях и животных нашей местности, которых осталось очень мало?

6. Кто ещё влияет на экологическое равновесие в водоёмах (деятельность человека)

Но об этом мы поговорим на следующе уроке.

На уроке русского языка мы будем писать сочинение

На каникулах подумайте, какую бы тему вы хотели выбрать? Почему?

Подумайте над темой проекта. А каком водоёме вы хотите узнать побольше?
































































































Раздаёт конверты





















-учитель задаёт вопросы











































































































































































































































учитель раздаёт конверты с заданиями
































































Утром стрекоза проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз - водой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.
























Е


































учитель фиксирует ответы детей










































-дети проговаривают правила работы в группах








-дети говорят девиз








-дети получают конверты с заданиями





- работа с карточками проверка пищевой цепочки









-дети объясняют причины возникновения затруднения




-дети высказывают своё мнение














-дети доказывают





-дети рассматривают

фотографии












дети называют признаки водоёмов




-дети перечисляют водоёмы, указывают их название и место расположения




































групповая форма работы


Естест-е

Искус-е







дети находят признаки объедине

ния




-дети высказывают своё мнение





















дети высказывают предположения











дети называют все интересующие


















дети выходят на проблему







дети выходят на гипотезу



























дети высказывают предположения










дети работают со слайдом, учебником называют известные растения




дети по рисунку и слайду описывают растения


дети могут работать в группах









дети работают со слайдом и учебником







дети могут работать в группах













дети связывают происхождение слов с русским языком





ребята работают в группе

дети получают задание и озвучивают его





















































дети приступают к самостоятельной работе, заполняют таблицу

ребята поочереди рассказывают о выполнении данного задания






















дети дают предположения, ответы




































дети составляют экологическую памятку







































групповая работа






коллективная форма работы


игровая технология


Проверка коллективной работы































































































групповая технология


форма работы коллектив-ная












































































технология проблемного обучения



























































































групповая технология

























































групповая технология



игровая технология форма коллективная

























групповая технология

































групповая технология

























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!