Втюрина Т.В., учитель химии
МБОУ СОШ № 13
г. Бердск, Новосибирская область
План - конспект урока - игры по химии.
Тема: «Обобщение по темам «Атом», «Вещество»» (автор учебника О.С. Габриелян)
Цель: обобщить и закрепить знания о строении атомов химических элементов, классификации веществ, основах их номенклатуры, умение составлять формулы веществ, решать задачи по химическим формулам, повторить основные термины по изученному курсу.
Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, карточки с заданиями, карточки для жеребьёвки, чистая бумага, компьютерная презентация к уроку.
Подготовка к уроку: класс заранее делят на три команды, команды должны придумать название (желательно связанное с химией), девиз и приветствие соперникам и жюри. Ребятам объясняются правила игры. Учитель готовит компьютерную презентацию и ребят, которые будут входить в состав жюри. Организационный момент: приветствие участников игры, жеребьёвка для определения порядка приветствия команд, объявляется состав жюри, объясняются правила игры.
Ход игры:
При проведении каждого конкурса ребята получают карточку с заданием и на бумаге выполняют его, правильность выполнения проверяет жюри. Кроме того, правильно выполненное задание показывается на экране через презентацию, что дает возможность сразу посмотреть причины ошибок и вспомнить необходимый учебный материал. В ходе игры учитель наблюдает за работой в командах и отмечает наиболее активных игроков для того, чтобы в конце игры отметить их работу и выставить оценки за урок. Жюри периодически объявляет промежуточные итоги игры, учитель курирует его работу.
Конкурс «Приветствие»: команды согласно жеребьёвке представляются жюри и другим участникам игры (на стол выставляется табличка с названием команды).
Конкурс «Расскажи мне обо мне»: характеристика одного из химических элементов по представленному в задании плану.
Дать характеристику химическому элементу № 13 по плану:
• положение элемента в периодической системе;
состав атома;
строение атома;
свойства простого вещества (металл или неметалл)
При проверке задания можно еще раз вспомнить правила определения состава атома и составления схем строения атома.
Конкурс «Найди родственников»: проверяется умение распределять вещества по классам и основы химической номенклатуры неорганических соединений.
Распределите вещества по классам неорганических соединений и назовите их:
NО2, СаSО4 , Ва(ОН)2 , Н3РО4 , Мп2О7, Сr(ОН)3 , Н2SО3 , СиО, КNO3 , Fе(ОН)3.
При проверке повторяются особенности состава неорганических веществ разных классов и особенности их названий.
Конкурс «Найди лишнее»: также проверяет знание классификации неорганических веществ.
В каждой строчке следует вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся три других вещества.
HCl | Nа2SО4 | Н2SО4 | НNО3 |
KCl | ВaSО4 | Н2SО3 | СаСО3 |
SО3 | Мп2О7 | КСlO3 | N2О5 |
NаОН | МgС12 | А1(ОН)3 | Сr(ОН)3 |
Н3ВО3 | NаС1 | СаSО3 | Nа2SiO3 |
СиО | KCl | Н2S | O2 |
При проверке определяются классы, к которым относились вещества в каждой строчке и класс, к которому относилось лишнее вещество.
Конкурс «Составь формулу»: проверяет умение составлять формулы веществ по их названиям.
Составьте формулы веществ по их названиям.
Оксид азота (IV)
Сульфит алюминия
Гидроксид железа (III)
Оксид алюминия
Хлорид магния
Ортофосфорная кислота
При проверке можно вспомнить алгоритм составления формул, расстановки индексов по валентности.
Конкурс «Химический кроссворд»: задание позволяет вспомнить и повторить основные термины.
По горизонтали:
5. Вещество, состоящее из атомов металла, связанных с кислотным остатком.
6. Отрицательно заряженная частица атома.
7. Вещество, состоящее из атомов водорода, соединенных с кислотным остатком.
9. Центральная положительно заряженная часть атома.
10. Мельчайшая химически неделимая часть вещества.
11. Вещество, изменяющее свой цвет в растворах кислот и щелочей.
По вертикали:
Бинарное соединение, в состав которого входит кислород.
Вещество, состоящее из атомов металла, соединенных с гидроксогруппой.
Способность атомов образовывать определенное число химических связей.
Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число.
Простые вещества, обладающие ковкостью, теплопроводностью, электропроводностью, блеском.
При проверке можно вспомнить не только термины, используемые в кроссворде, но и другие необходимые понятия.
Конкурс «Считалочки»: позволяет повторить решение расчетных задач с применением понятия «моль», «количество вещества», вспомнить основные формулы необходимые для проведения расчетов.
Решите задачу:
Вычислите массу и объём 27*1О23 молекул оксида серы (VI)
Следующие конкурсы можно провести, если на уроке осталось время.
Конкурс «Что в имени тебе моём»
Какой химический элемент состоит из разных по размерам животных? (мышьяк))
В состав какого металла и неметалла входит любимый напиток пиратов? (бром и хром)
В каком металле находится кость, из которой согласно Библии Бог создал Еву? (серебро)
В состав какого металла входит новогоднее дерево?(никель)
• Какой элемент вращается вокруг Солнца?(уран)
Конкурс «Загадки»:
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают имя мое -...
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ -
Коль ушиб, то нужен ...
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух.
В конце урока жюри подводит итоги и называет команду - победителя. Учащиеся перечисляют те знания и умения, которые повторили в течение урока, отмечают наиболее активных игроков каждой команды, оценивают свой уровень подготовки через методику для рефлексии «Светофор». Участники команды - победителя и активные игроки других команд получают оценки.
Домашнее задание: подготовиться к срезовой работе.