СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока -игры "Обобщение по темам "Атом", "Вещество""

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра проводится для обобщения и закрепления изученного материала перед проверочной работой

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока -игры "Обобщение по темам "Атом", "Вещество""»

Втюрина Т.В., учитель химии

МБОУ СОШ № 13

г. Бердск, Новосибирская область

План - конспект урока - игры по химии.

Тема: «Обобщение по темам «Атом», «Вещество»» (автор учебника О.С. Габриелян)

Цель: обобщить и закрепить знания о строении атомов химических элементов, классификации веществ, основах их номенклатуры, умение составлять формулы веществ, решать задачи по химическим формулам, повторить основные термины по изученному курсу.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менде­леева, таблица растворимости, карточки с заданиями, карточки для жеребьёвки, чистая бумага, компьютерная презентация к уроку.

Подготовка к уроку: класс заранее делят на три команды, команды должны придумать название (желательно связанное с химией), девиз и приветствие соперникам и жюри. Ребятам объясняются правила игры. Учитель готовит компьютерную презентацию и ребят, которые будут входить в состав жюри. Организационный момент: приветствие участников игры, жеребьёвка для определения порядка приветствия команд, объявляется состав жюри, объяс­няются правила игры.

Ход игры:

При проведении каждого конкурса ребята получают карточку с заданием и на бумаге выполняют его, правильность выполнения проверяет жюри. Кроме того, правильно выполненное задание показывается на экране через презентацию, что дает возможность сразу посмотреть причины ошибок и вспомнить необходимый учебный материал. В ходе игры учитель наблюдает за работой в командах и отмечает наиболее активных игроков для того, чтобы в конце игры отметить их работу и выставить оценки за урок. Жюри периодически объявляет промежуточные итоги игры, учитель курирует его работу.

Конкурс «Приветствие»: команды согласно жеребьёвке представляются жюри и другим участникам игры (на стол выставляется табличка с названием команды).

Конкурс «Расскажи мне обо мне»: характеристика одного из химических элементов по представленному в задании плану.

Дать характеристику химическому элементу № 13 по плану:

  • положение элемента в периодической системе;

  • состав атома;

  • строение атома;

  • свойства простого вещества (металл или неметалл)

При проверке задания можно еще раз вспомнить правила определения состава атома и составления схем строения атома.

Конкурс «Найди родственников»: проверяется умение распределять вещества по классам и основы химической номенклатуры неорганических соединений.

Распределите вещества по классам неорганических соединений и назовите их:

NО2, СаSО4 , Ва(ОН)2 , Н3РО4 , Мп2О7, Сr(ОН)3 , Н2SО3 , СиО, КNO3 , Fе(ОН)3.

При проверке повторяются особенности состава неорганических веществ разных классов и особенности их названий.

Конкурс «Найди лишнее»: также проверяет знание классификации неорганических веществ.

В каждой строчке следует вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся три других вещества.

HCl

Nа2SО4

Н2SО4

НNО3

KCl

ВaSО4

Н2SО3

СаСО3

SО3

Мп2О7

КСlO3

N2О5

NаОН

МgС12

А1(ОН)3

Сr(ОН)3

Н3ВО3

NаС1

СаSО3

Nа2SiO3

СиО

KCl

Н2S

O2



При проверке определяются классы, к которым относились вещества в каж­дой строчке и класс, к которому относилось лишнее вещество.

Конкурс «Составь формулу»: проверяет умение составлять формулы ве­ществ по их названиям.

Составьте формулы веществ по их названиям.

  • Оксид азота (IV)

  • Сульфит алюминия

  • Гидроксид железа (III)

  • Оксид алюминия

  • Хлорид магния

  • Ортофосфорная кислота

При проверке можно вспомнить алгоритм составления формул, расстановки индексов по валентности.

Конкурс «Химический кроссворд»: задание позволяет вспомнить и повто­рить основные термины.





2







3





4






5
























6








7



























8




9









10




































11






































































По горизонтали:

5. Вещество, состоящее из атомов металла, связанных с кислотным остатком.

6. Отрицательно заряженная частица атома.

7. Вещество, состоящее из атомов водорода, соединенных с кислотным ос­татком.

9. Центральная положительно заряженная часть атома.

10. Мельчайшая химически неделимая часть вещества.

11. Вещество, изменяющее свой цвет в растворах кислот и щелочей.

По вертикали:

  1. Бинарное соединение, в состав которого входит кислород.

  2. Вещество, состоящее из атомов металла, соединенных с гидроксогруппой.

  3. Способность атомов образовывать определенное число химических свя­зей.

  4. Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имею­щие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число.

  1. Простые вещества, обладающие ковкостью, теплопроводностью, элек­тропроводностью, блеском.

При проверке можно вспомнить не только термины, используемые в кросс­ворде, но и другие необходимые понятия.

Конкурс «Считалочки»: позволяет повторить решение расчетных задач с применением понятия «моль», «количество вещества», вспомнить основные формулы необходимые для проведения расчетов.

Решите задачу:

Вычислите массу и объём 27*1О23 молекул оксида серы (VI)

Следующие конкурсы можно провести, если на уроке осталось время.

Конкурс «Что в имени тебе моём»

  • Какой химический элемент состоит из разных по размерам живот­ных? (мышьяк))

  • В состав какого металла и неметалла входит любимый напиток пи­ратов? (бром и хром)

  • В каком металле находится кость, из которой согласно Библии Бог создал Еву? (серебро)

  • В состав какого металла входит новогоднее дерево?(никель)

  • Какой элемент вращается вокруг Солнца?(уран)

Конкурс «Загадки»:

  • Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть,

Мне ставят памятник за это

И знают имя мое -...

  • Он с морской капустой дружит

И лекарством людям служит,

Знает млад и стар народ -

Коль ушиб, то нужен ...

  • Нахожусь друзья везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня - огонь потух.

В конце урока жюри подводит итоги и называет команду - победителя. Учащиеся перечисляют те знания и умения, которые повторили в те­чение урока, отмечают наиболее активных игроков каждой команды, оценивают свой уровень подготовки через методику для рефлексии «Светофор». Участ­ники команды - победителя и активные игроки других команд получают оценки.

Домашнее задание: подготовиться к срезовой работе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!