9 класс Урок Западная Сибирь. Природные ресурсы и условия.
Цель урока: сформировать представление о своеобразии природы Западной
Сибири.
Задачи:
познакомить с особенностями ЭГП Западно-Сибирского района, выявить особенности природных условий и их взаимосвязи, обеспеченность природными ресурсами, проблемы освоения Западной Сибири.
Отработать географическую номенклатуру данной территории.
продолжить формирование умений работать с различными источниками географических знаний, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, т.е. развивать логическое мышление.
воспитывать бережное отношение к природе своей страны, её природно-ресурсному потенциалу.
Оборудование: политико-административная карта России, физическая карта
Западной Сибири, атласы, контурные карты.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
Мы продолжаем изучать азиатскую часть России и сегодня мы подробно начинаем знакомиться с Западной Сибирью. Основная цель нашего урока: выявить своеобразие (уникальность) природы этой территории.
Вспомните алгоритм изучения экономического района. С чего мы начинаем
изучение района? (С состава района, ЭГП.)
1) Работа с политико-административной картой России.
Рассмотрите карту атласа, определите какие субъекты РФ входят в состав Западно-Сибирского района, покажите на политико-административной карте России.
Состав:
Тюменская область с Ханты-Мансийским АО и Ямало-Ненецким АО,
Новосибирская, Томская, Омская, Кемеровская области, Алтайский край (краевой центр г. Барнаул) и республика Алтай (столица г.Горно-Алтайск).
2) Давайте попробуем оценить экономико-географическое положение района.
Какие особенности вы можете назвать? (ответ одного из учеников по настенной физической карте Западной Сибири: расположение в азиатской части России, большая протяженность как с севера на юг, так и с запада на восток, в основе района – Западно-Сибирская равнина, на юге граничит с Казахстаном, Монголией, на западе с экономическими районами: Уралом, Европейским Севером, на востоке с Восточной Сибирью, на севере имеет выход в Карское море Северного Ледовитого океана, слабая транспортная освоенность)
В чем преимущество ЭГП Западной Сибири перед другими азиатскими районами?
(Близость к развитым европейским районам.)
3) А сейчас мы начинаем изучение особенностей природы Западной Сибири и каждый из вас станет специалистом в определенной области. Класс делится на небольшие группы. Группы работают по алгоритмам в течение 5 минут, при подготовке вы можете использовать текст учебника ,карты атласа для 9 класса, Записи в тетради
Работа в группах.
Алгоритм для группы геологов:
По картам атласа 8–9 класса определите, какие формы рельефа расположены на территории Западной Сибири? Назвать и показать на карте.
Объяснить происхождение форм рельефа.
Как влияет рельеф на речную систему Западной Сибири и распространение болот?
Сделайте вывод о влиянии рельефа на особенности природы и хозяйственную деятельность.
Алгоритм для группы климатологов:
Какие факторы влияют на формирование климата Западной Сибири?
По картам атласа 8–9 класса или в учебнике 9 класса
определите, в каких климатических поясах расположен район?
Назовите характерные черты климата Западной Сибири.
Сделать вывод о влиянии климата на другие особенности природы и
хозяйственную деятельность человека?
Алгоритм для группы гидрологов:
Используя учебник, карты атласа, определите, какие виды
внутренних вод расположены на территории Западно-Сибирского района.
Составьте схему.
Перечислите крупные реки и озера, назовите их особенности.
Объясните распространение болот и многолетней мерзлоты в Западной
Сибири.
Какое влияние оказывают внутренние воды на хозяйственную деятельность человека?
Алгоритм для группы ландшафтоведов:
Используя карту “Природные зоны России” , определите, в каких природных зонах расположен Западно-Сибирский район?
От чего зависит распространение природных зон?
Как распространение природных зон оказывает влияние на хозяйственное освоение территории?
Алгоритм для специалистов по природным ресурсам:
Какими ресурсами обладает Западно-Сибирский район?
Докажите что Западная Сибирь – главная топливная база нашей страны.
Назовите крупнейшие месторождения нефти, газа, угля, нефте- и
газопроводы.
Как влияют природные ресурсы на специализацию Западной Сибири?
Вывод: Западная Сибирь – это уникальная территория с богатейшими природными ресурсами, особенно топливными, которые имеют большое значение для развития нашей страны и разнообразными, а на большей территории суровыми природными условиями, которые вызывают проблемы и затрудняют освоение этой территории. Разнообразие природных условий и ресурсов оказывает влияние на развитие специализации района. А отрасли специализации мы будем изучать на следующем уроке.
4. Закрепление. Работа на контурной карте.
Инструктивная карточка. (Внимательно прочитайте, все ли понятно?)
Откройте контурные карты “Западная и Восточная Сибирь” на стр.14–15 и подпишите субъекты РФ, входящие в состав Западно-Сибирского района.
Подпишите географические объекты, характеризующие ЭГП Западной Сибири (страны и районы с которыми граничит район, береговую линию)
Подпишите Западно-Сибирскую равнину (низменность), Сибирские Увалы, горы Алтай, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж.
Подпишите реки: Обь, Иртыш, Бия, Катунь; озера: Чаны, Телецкое.
Отметьте месторождения нефти, газа, угля и подпишите их. Проведите
основные направления нефте- и газопроводов.
В заключении нашего урока хочется вспомнить, что у каждого субъекта
федерации или города есть своя символика, в частности – герб. А что бы вы
изобразили на гербе Западной Сибири?
5. Домашнее задание: Прочитать §48, ответить на вопросы 3и 4,к.к.
6. Оценки за работу на уроке.