СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока географии в 9 кл "Западная Сибирь. Природные ресурсы и условия"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока географии в 9 кл "Западная Сибирь. Природные ресурсы и условия"»

9 класс Урок Западная Сибирь. Природные ресурсы и условия.

Цель урока: сформировать представление о своеобразии природы Западной
Сибири.

Задачи:

  1. познакомить с особенностями ЭГП Западно-Сибирского района, выявить особенности природных условий и их взаимосвязи, обеспеченность природными ресурсами, проблемы освоения Западной Сибири.
    Отработать географическую номенклатуру данной территории.

  2. продолжить формирование умений работать с различными источниками географических знаний, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, т.е. развивать логическое мышление.

  3. воспитывать бережное отношение к природе своей страны, её природно-ресурсному потенциалу.

Оборудование: политико-административная карта России, физическая карта
Западной Сибири, атласы, контурные карты.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. 

3. Изучение нового материала.

Мы продолжаем изучать азиатскую часть России и сегодня мы подробно начинаем знакомиться с Западной Сибирью. Основная цель нашего урока: выявить своеобразие (уникальность) природы этой территории.

Вспомните алгоритм изучения экономического района. С чего мы начинаем
изучение района? (С состава района, ЭГП.)

1) Работа с политико-административной картой России.

Рассмотрите карту атласа, определите какие субъекты РФ входят в состав Западно-Сибирского района, покажите на политико-административной карте России.

Состав:

Тюменская область с Ханты-Мансийским АО и Ямало-Ненецким АО,
Новосибирская, Томская, Омская, Кемеровская области, Алтайский край (краевой центр г. Барнаул) и республика Алтай (столица г.Горно-Алтайск).

2) Давайте попробуем оценить экономико-географическое положение района.
Какие особенности вы можете назвать? (ответ одного из учеников по настенной физической карте Западной Сибири: расположение в азиатской части России, большая протяженность как с севера на юг, так и с запада на восток, в основе района – Западно-Сибирская равнина, на юге граничит с Казахстаном, Монголией, на западе с экономическими районами: Уралом, Европейским Севером, на востоке с Восточной Сибирью, на севере имеет выход в Карское море Северного Ледовитого океана, слабая транспортная освоенность)

В чем преимущество ЭГП Западной Сибири перед другими азиатскими районами?
(Близость к развитым европейским районам.)

3) А сейчас мы начинаем изучение особенностей природы Западной Сибири и каждый из вас станет специалистом в определенной области. Класс делится на небольшие группы. Группы работают по алгоритмам в течение 5 минут, при подготовке вы можете использовать текст учебника ,карты атласа для 9 класса, Записи в тетради

Работа в группах.

Алгоритм для группы геологов:

  1. По картам атласа 8–9 класса определите, какие формы рельефа расположены на территории Западной Сибири? Назвать и показать на карте.

  2. Объяснить происхождение форм рельефа.

  3. Как влияет рельеф на речную систему Западной Сибири и распространение болот?

  4. Сделайте вывод о влиянии рельефа на особенности природы и хозяйственную деятельность.

Алгоритм для группы климатологов:

  1. Какие факторы влияют на формирование климата Западной Сибири?

  2. По картам атласа 8–9 класса или в учебнике 9 класса
    определите, в каких климатических поясах расположен район?

  3. Назовите характерные черты климата Западной Сибири.

  4. Сделать вывод о влиянии климата на другие особенности природы и
    хозяйственную деятельность человека?

Алгоритм для группы гидрологов:

  1. Используя учебник, карты атласа, определите, какие виды
    внутренних вод расположены на территории Западно-Сибирского района.
    Составьте схему.

  2. Перечислите крупные реки и озера, назовите их особенности.

  3. Объясните распространение болот и многолетней мерзлоты в Западной
    Сибири.

  4. Какое влияние оказывают внутренние воды на хозяйственную деятельность человека?

Алгоритм для группы ландшафтоведов:

  1. Используя карту “Природные зоны России” , определите, в каких природных зонах расположен Западно-Сибирский район?

  2. От чего зависит распространение природных зон?

  3. Как распространение природных зон оказывает влияние на хозяйственное освоение территории?

Алгоритм для специалистов по природным ресурсам:

  1. Какими ресурсами обладает Западно-Сибирский район?

  2. Докажите что Западная Сибирь – главная топливная база нашей страны.

  3. Назовите крупнейшие месторождения нефти, газа, угля, нефте- и
    газопроводы.

  4. Как влияют природные ресурсы на специализацию Западной Сибири?

Вывод: Западная Сибирь – это уникальная территория с богатейшими природными ресурсами, особенно топливными, которые имеют большое значение для развития нашей страны и разнообразными, а на большей территории суровыми природными условиями, которые вызывают проблемы и затрудняют освоение этой территории. Разнообразие природных условий и ресурсов оказывает влияние на развитие специализации района. А отрасли специализации мы будем изучать на следующем уроке.

4. Закрепление. Работа на контурной карте.

Инструктивная карточка. (Внимательно прочитайте, все ли понятно?)

  1. Откройте контурные карты “Западная и Восточная Сибирь” на стр.14–15 и подпишите субъекты РФ, входящие в состав Западно-Сибирского района.

  2. Подпишите географические объекты, характеризующие ЭГП Западной Сибири (страны и районы с которыми граничит район, береговую линию)

  3. Подпишите Западно-Сибирскую равнину (низменность), Сибирские Увалы, горы Алтай, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж.

  4. Подпишите реки: Обь, Иртыш, Бия, Катунь; озера: Чаны, Телецкое.

  5. Отметьте месторождения нефти, газа, угля и подпишите их. Проведите
    основные направления нефте- и газопроводов.

В заключении нашего урока хочется вспомнить, что у каждого субъекта
федерации или города есть своя символика, в частности – герб. А что бы вы
изобразили на гербе Западной Сибири?

5. Домашнее задание: Прочитать §48, ответить на вопросы 3и 4,к.к.

6. Оценки за работу на уроке. 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!