СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока географии в 7 классе с применением технологии проблемного обучения. Тема: Расселение людей. Численность населения Земли. Особенности расселения людей.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: вводный урок, урок «открытия» новых знаний. Тема: Расселение людей. Численность населения Земли. Особенности расселения людей.

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока географии в 7 классе с применением технологии проблемного обучения. Тема: Расселение людей. Численность населения Земли. Особенности расселения людей.»


План-конспект урока географии в 7 классе с применением технологии проблемного обучения.


Тема: Расселение людей. Численность населения Земли. Особенности расселения людей.


Базовый учебник: Душина И.В., Смоктунович Т.Л. География 7 класс Москва. Издательский центр « Вентана-Граф», 2009


Цель урока: сформировать представление учащихся об основных чертах размещения населения по территории суши и установить причины неравномерности размещения.

Задачи:

1) Сформировать понятия: естественный прирост населения, миграция, городское и сельское население.

2) Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных положений темы; производить необходимые сравнения.

3) Продолжать формировать познавательную активность учащихся, умения самостоятельно добывать знания, решать проблему, анализировать, делать выводы.


Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.


Тип урока: вводный урок, урок «открытия» новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа с картой.

Оборудование: географический атлас школьника, учебник географии 7 класс, тетради, ручки , контурные карты.

ТСО: мультимедийный проектор, экран, карта Мира, компьютер.

Требования к результатам обучения:


Личностные:


- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);


- осознание значения знаний о населении, для овладения географической культуры;


- овладение навыками самостоятельного исследования населения (на примере своей семьи, школы, населенного пункта).


Предметные:


- умение работать с разными источниками географической информации;


- умение различать термины и понятия: естественный прирост населения, смертность, рождаемость, миграция;


- умение определять по карте самые крупные по населению города Мира;

- объяснять причины изменения численности населения в зависимости от естественного прироста;


Метапредметные:


- устанавливать причинно – следственные связи, составлять суждения и умозаключения.

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;


- умения решать учебные задачи, вести самостоятельный поиск и анализ информации.


Образовательные технологии: технология проблемного обучения, личностно-ориентированное обучение, использование ИКТ.


Частично-поисковый метод при работе с картами учебника и атласа. Методы анализа, синтеза, сравнения и исследования.





Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

( в мин).

1

2

3

4

5

1

Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Проверьте всё ли готово у вас для урока. На парте должны быть дневник, тетрадь, учебник, атлас, контурные карты. Начинаем урок.


Приветствуют учителя, проверяют наличие учебно-классных принадлежностей

1 мин

2

Мотивация на изучение нового материала

- Ребята, а Вы знаете, как называли первых людей на планете?

- Правильно! На уроках истории Вы уже проходили эволюцию рода Homo, и знаете, что означает Homo erectus!

- А Вы знаете где они появились?

- Эволюция рода Homo в основном происходила в Африке. Первым покинул Африку и заселил Евразию Homo erectus, миграции которого начались около 2 млн лет назад. За экспансией Homo erectus последовала экспансия Homo sapiens и его близких родственников: неандертальцев, денисовцев.

Давайте посмотри на рисунок 24 на стр. 30.


Учащиеся слушают учителя, отвечают













2 мин.

3.

Актуализация знаний











Давайте вместе найдем материк Африка и проследим за тем, как и куда путешествовали первые люди на Земле. А также вспомним, как называется эра, когда появился человек?

- правильно это Кайнозойская эра!

( слайд № 1)


Учащиеся по карте называют и показывают материки, отвечают

2 мин.

4.







































































Формулировка учащимися темы и задачи урока.


Человек современного типа вышел на Ближний Восток около 80 тыс. лет назад (по другим данным, первые люди проникли туда 120—130 тыс. лет назад). Отсюда люди направились сначала на восток и около 70 тыс. лет назад заселили Южную Азию, достигнув Австралии около 55 тыс. лет назад. Это было их первое проникновение в земли, где ранее человек ещё не бывал, даже если речь идёт о широко распространившемся Homo erectus. Сибирь, Дальний Восток и Европа были заселены H. sapiens постепенно, с юга на север, северо-восток и северо-запад, от 45 до 30 тыс. лет назад.

( слайд № 2)

Посмотрите внимательно на карту и попробуйте объяснить, как люди попали на материк С.Америка?

- Тогда ещё не было кораблей и лодок.

- Есть взаимосвязь, но нет.

- Почти верно, перешли, но как?


- Правильно, а способствовало этому оледенение! Уровень воды в мировом океане был гораздо ниже.

- Относительно дат первого заселения человеком Америки до сих пор идут споры. По последним оценкам, считается, что человек проник через Берингию на территорию современной Аляски около 22 тыс. лет назад, остальную территорию Северной и Южной Америки смог быстро заселить 15 тыс лет назад, после отступления ледников на Аляске.

- А вот острова Тихого океана и Мадагаскар оставались незаселёнными до начала новой эры.


-Как Вы считаете, как называется процесс когда люди меняют свое место жительства и переходят с одного места на другое?

- Ребята, давайте поставим задачи на сегодняшний урок.

( слайд № 3)

Следят по карте за путешествием первых людей


























Пытаются ответить.


- На корабле

- На лодках.

- Вплавь.


- На льдинах



- Перешли?


- Было меньше воды?




























Отвечают.

Работа с презентацией.

Записывают тему урока.







10 мин.


Процессуально- содержательный э

Изменение численности населения Земли.

- Проведите анализ диаграммы (рис.26 с.32) Установите изменение численности населения Земли во времени и применительно к материкам. Сделайте выводы по результатам сравнения.


- Давайте определим причины медленного роста численности населении в прошлом

(вспомним уроки истории)

- Установите, как рассчитываются естественный прирост населении и что такое механический прирост населения.



- Что называют плотностью населения, как её определяют и в каких единицах исчисляют?

Какова средняя плотность населения Земли? Где она велика и где мала? Почему?

Какова зависимость плотности населения от природных, исторических, и хозяйственных факторов?

Давайте определим чем отличается сельское хозяйство от городского?

Какими видами хозяйственной деятельности заняты жители сельской местности? В каких видах деятельности занято городское население?




Определить по карте географическое положение самых больших по населению городов мира, провести их группировку по числу жителей.

Назвать типы населенных пунктов своей местности от самого маленького до самого большого. Какие функции выполняет самый большой город вашей местности?


Находят информацию в тексте и на иллюстрация. Объясняют полученные результаты.







Находят в тексте причины различий в показателях численности населения, а также причины переселения людей на новые территории.


Определяют страны с высокой плотностью населения.

Называют природные зоны с высокой и зоны с низкой плотностью населения?





Находят информацию в тексте, опираются на знание истории и свой жизненный опыт. Объясняют различия в жизни горожан и сельских жителей.


Определяют по карте, где расположены самые большие города.

По карте Нижегородской области определяют самые больие населенные пункты.

10 мин.


Рефлексия деятельности

Какие действия вы совершили на уроке, чтобы узнать, как люди расселялись по материкам и как изменяется численность населения на Земле?






Провести анализ карты миграции в атласе и составить рассказ о современных миграций людей.


Называют свои действия при ознакомления с расселением людей, узнают, как увеличилось население Земли с течением времени.


Высказывают свое мнение о важности знаний о населении Земли.

6 мин.

5.

Обобщение изученного материала.

Фронтальный опрос:

- Как рассчитывают плотность населения?

- Сколько людей живет в пределах каждого материка?

- Что такое урбанизация?

Учащиеся отвечают, делают вывод.

2 мин.

6.

Закрепление и рефлексия.

Написать синквейн по теме


Работа в тетрадях.

8 мин.

7.

Запись домашнего задания.

Инструктаж домашнего задания:

Параграф № 6,

Выполнить задание 1-7 на стр. 34

Подготовьте презентацию об одном из городов и посёлков своей местности

Уточняют у учителя способ выполнения заданий

2 мин.











































Приложение.


Краткие сведения из истории открытия Северной Америки.


Насколько теперь известно, задолго до открытий Х.Колумба, северо-восточное побережье Северной Америки было открыто примерно тысячу лет назад норманнами, до этого уже обосновавшимися в Гренландии (плавание Лейфа Эриксона - Эйрика Рыжего около 1000 г. н.э.). Однако поселение норманнов в Америке (страна “Винланд”) были недолговечными и почти не оставили следов.


Для европейской колонизации Америка была открыта 12 октября 1492 г. Х. Колумбом. В этот день он после трудного плавания достиг небольшого острова в Багамском архипелаге (Вест-Индия) и дал ему название Сальвадор (по-испански - “спаситель”). В 1497 г. Итальянец, находившийся на английской службе, Джон Кабот открыл для европейцев остров Ньюфаундлен и побережье полуострова Лабрадор. Вслед за путешественниками-первооткрывателями шли конкистадоры-завоеватели. В 1519 г. начался поход Эрнандо Кортеса, завершившийся завоеванием испанцами государства ацтеков на территории современной Мексики.


Огромные богатства, награбленные испанцами в Новом Свете, привлекли сюда и других колонизаторов: португальцев, англичан, французов и голландцев. При этом Мексика, Центральная и Южная Америка оказались в основном в руках испанцев и португальцев, а территория материка к северу от р.Рио-Гранде - в руках англичан и французов. Острова Вест-Индии были разделены между испанцами, англичанами, французами, голландцами. Многие из этих островов неоднократно меняли своих хозяев.


Северо-западная часть континента была открыта, исследована и первоначально освоена русскими землепроходцами. Впервые в 1732 г. русское судно под командованием Ивана Федорова и Михаила Гвоздева пересекло Берингов пролив и достигло берегов Северной Америки. Позднее, в 1741 г., Алеутские и Командорские острова, а также побережье Аляски были обследованы и нанесены на карту экспедицией Витуса Беринга и Алексея Чирикова. Русские торгово-промысловые экспедиции основали вдоль северо-западного побережья материка несколько крупных поселений и продвинулись к югу почти до 38° с.ш.


Память о русских исследователях и первопоселенцах этой части материка до сих пор хранят названия многих географических объектов на карте: остров Чирикова, пролив Шелихова, Берингов пролив, острова Прибылова, Шумагина, горы Врангеля, остров Баранова, Русская река, форт Росс и многие другие. В 1798 г. все открытые и освоенные русскими земли на северо-западе Северной Америки были присоединены к России под названием “Русская Америка”. В 1867 г. эти владения в Америке царское правительство продало США.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!