СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока физики 8 класс "Электроскоп"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок-лекция(ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока физики 8 класс "Электроскоп"»

Класс: 8 дата :20.12.2019 физика

Тема урока: Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок - лекция

Цели урока: познакомить с новым прибором и его назначением.

ввести понятия проводников и непроводников электричества.

воспитание аккуратности записи в тетради, внимательности. …

Оборудование: комплект электрометров, стеклянные и эбонитовые палочки, набор минералов, компьютер, мультимедийный проектор.

Задачи:

Развивающая: развитие познавательного интереса.

Образовательная: раскрыть принцип работы электроскопа, ознакомить с проводниками и диэлектриками.

Воспитывающая: создание ситуаций самостоятельного поиска решения поставленных задач.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, анализ выбранных обозначений настроения

Отвечают на приветствие, самоопределяются.

2. Постановка цели и задач урока.

На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов». Дома вы должны были эту тему учить. Вот сейчас мы это проверим(решим кроссворд, Фронтально отгадывают кроссворд. (в результате получается «электроскоп»). Что у нас получилось? что это такое ребят? Для чего? Зачем он нужен? Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса

Записывает тему урока и проговаривает.

Работают классом: решают кроссворд.

Слушают ответы (о зашифрованном слове) одноклассников, дополняют ответы, указывают на ошибки, получают зашифрованное слово. Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока. Записывают тему урока.



3.Первичное усвоение новых знаний

Учитель предлагает прочитать параграф учебника и составить рассказ о приборе (по плану)

Демонстрирует электроскоп, задает вопросы по его визуальному описанию. Проводит опыт со стеклянной палочкой.

Какой вывод можно сделать о предназначении прибора?

Работают индивидуально.

Выполняют работу с использованием источников информации (учебник.)

Делают заключение о назначении прибора.



4.Открытие новых знаний

Предлагает практическую работу: используя приборы, проверить способность веществ передавать электрические заряды.

Какой вывод можно сделать?

Работают группой.

Наблюдают за опытами.

Делают заключение о делении веществ на проводники и диэлектрики. Сравнивают вывод с определением в тексте учебника.




5.Закрепление

изученного материала

Предлагает игру « Правильно не правильно?»

Фронтальная работа.

Выполняют работу с использованием учебника, тетради.

6.Контроль знаний.


Осуществляет контроль выполнения теста, организует проверку результатов.

Решают контрольный тест.

Осуществляют самопроверку.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Просит учеников: обозначить свое настроение в конце урока: «+» -хорошее,«-»-плохое, «0»-безразличное.



Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

Обозначают свое настроение в конце урока: «+» -хорошее,«-»-плохое, «0»-безразличное.


8.Домашнее задание.

1.Прочитать § 27

2.Найти ответ на вопрос: что такое полупроводники?

3.Подготовить небольшой рассказ о том какие проводники и непроводники есть в природе?

2.Сделать электроскоп в домашних условиях(по желанию)



Записывают домашнее задание.



1.«Здравствуйте, приготовьтесь к уроку.

Настройтесь на урок, оставьте все, что вас может отвлекать от урока до следующей перемены. Итак, начинаем.




2. Решите кроссворд






1


















2




















3






















4



















5



















6






















7




















8

















9























10




















11

















1. Что с греческого переводится как янтарь? (электрон)

2. Заряд наэлектризованной стеклянной палочки условно назвали………..(положительным)

3. Процесс сообщения телу электрического заряда называют…….(электризация)

4. Единица электрического заряда (кулон)

5. Заряд наэлектризованной эбонитовой палочки условно назвали……….. (отрицательным)

6. .Тело, у которого заряд не равен нулю ,называют……… (заряженным)

7. При электризации всегда электризуются ………тела ( оба)

8. Электризация происходит при ………. тел (соприкосновении)

9. Тело наэлектризовано, значит ему сообщили…………заряд (Электрический)

10. Тела, имеющие заряды одного рода………..друг от друга (отталкиваются)

11. Тела имеющие заряды разного рода………..друг от друга (притягиваются


3. Составить рассказ о приборе, используя этот план.


План изучения прибора:

  1. Название прибора

  2. Устройство

  3. Принцип действия

  4. Применение



4.Используя необходимые приборы, выполнить практическую работу (группой)

Практическая работа:

1. Берем электроскоп, натираем стеклянную палочку и подносим к электроскопу. Обратите внимание на то, что лепестки электроскопа разошлись.

2. Берем электроскоп, натираем эбонитовую палочку и подносим к электроскопу. Обратите внимание на то, что лепестки электроскопа вновь разошлись.

Вывод 1. Зависит ли действие электроскопа от знака заряда?

Согласны ли вы с выводом? Вывод1: итак, из нашего эксперимента можно сделать вывод, что электроскоп может определять наличие как положительного, так и отрицательного заряда.

3. Берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их железным стержнем. Обратите внимание на то, что заряд с заряженного электроскопа перетекает на незаряженный.

4. Также берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их длинной стеклянной палочкой. Обратите внимание на то, что заряд с заряженного электроскопа не перетекает на незаряженный.

Вывод 2. Зависит ли действие электроскопа от рода вещества?

Согласны ли вы с выводом? Вывод2: итак, из нашего эксперимента можно сделать вывод, что по способности проводить электрические заряды вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества.


5.Подготовка к контрольному тесту. Игра: «Правильно неправильно?»


Вопрос 1 ученика

Ответ 2 ученика

Решение класса: (правильно? неправильно?

1.Ребята, скажите, пожалуйста, для чего предназначен электроскоп?

Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет.


2.Назовите основные части электроскопа?


Электроскоп состоит из: пластмассовой пробки; металлической оправы; металлического стержня; двух листочков из тонкой бумаги; двух стёкол.


3.Что можно сказать, глядя на изменение угла расхождения листочков электроскопа?


По изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.


4.На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрический ток?

Все вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества

Все вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества


5.Как ещё называют непроводники электричества?

Диэлектрики.


6.Приведите примеры диэлектриков.


К непроводникам электричества относится: фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).



7.Назовите вещества, которые относятся к проводникам?


Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде.





6.Контрольный тест №1:

1) Электроскоп – это прибор для …

а.  Изучения электрических явлений б.  Обнаружения электрических зарядов

в.  Электризации тел г.  Обнаружения взаимодействия электрических зарядов

2) Заряды какого знака находятся на электроскопах №1 и №2, если их лепестки расположены так, как показано на рисунке? (пунктиром обозначено их первоначальное положение)

а.  №1 – положительный, №2 – отрицательный б.  №1 и №2 – отрицательный

в.  №1 и №2 – положительный г.  №1 – отрицательный, №2 - положительный

3) Какому из этих электроскопов сообщен наибольший заряд?

а.  №1 б.  №2 в.  №3 г.  Определить невозможно


4) Проводником электричества называют вещество …

а.  Которое получило электрические заряды. б.  Которое легко электризуется.

в.  Через которое положительные заряды могут проходить от заряженного тела к другим.

г.  Через которое электрические заряды могут проходить от заряженного тела к другим.

5) Диэлектрик – это …

а.  вещество, через которое заряды пройти не могут (непроводник).

б.  непроводник, который легко электризуется.

в.  вещество, через которое не могут пройти заряды какого-либо ОДНОГО знака.

г.  Среди ответов нет верного.

Самопроверка теста:

№ задания

1

2

3

4

5

ответ

б

в

в

г

а


7. Рефлексия учебной деятельности.

А) обозначьте свою работу на уроке: «+» - все задания выполнил правильно,

«-»-ничего на уроке не получилось/не понял, «0»- есть над чем поработать.


8. .Домашнее задание

1.Прочитать § 27

2.Найти ответ на вопрос: что такое полупроводники?

3. Подготовить небольшой рассказ о том какие проводники и непроводники есть в природе?

4.Сделать электроскоп в домашних условиях(по желанию)


Перечень эор, используемых на данном уроке.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b7954-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?from=4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66&interface=teacher&class=50&subject=30

https://uchitelya.com/fizika/87201-tehnologicheskaya-karta-uroka-elektroskop-provodniki-i-neprovodniki-elektrichestva-8-klass.html


Список литературы:

  1. Беспалько В. П., Слагаемые педагогической технологии.— М.: Педагогика, 1989.—192 е.

  2. Оспенникова Е.В., Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / сост. Н.П. Безрукова, А.С. Звягина, Е.В. Оспенникова; под общ. ред. Е.В. Оспенниковой. — М.: Университетская книга, 2008. — 480 с. — (Библиотека информатизации образования).

  3. Перышкин А.В. , Учебник Физика 8 класс 2017 год



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!