СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока. Что такое благородство?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока. Что такое благородство?»

Реализация проблемно-поисковой, игровой или информационно-коммуникационной технологии на уроке русского языка или литературы.

Цель проблемно-поискового подхода заключается в создании проблемных ситуаций, в результате которых возникают и формируются учебные проблемы, в решении проблем учащимися путем самостоятельного поиска знаний и способов их приобретения, в осознании и принятии этих проблем учащимися, в овладении обобщенными знаниями и принципами решения проблемных задач и проблемных вопросов.

Готовясь к урокам литературы, необходимо продумывать проблемные вопросы, чтобы нацелить учащихся на поисковую деятельность, возбудить интерес, заставить поразмышлять. Например, при изучении романа «Дубровский» перед детьми можно поставить такие вопросы, на которые трудно найти однозначный ответ.

Этапы проблемного обучения :

- создать проблемную ситуацию,

- размышления над проблемой,

- поиск гипотезы, её проверка ,

- обобщение результатов.

Фрагмент урока литературы в 6 классе.

Тема: Проблематика романа А.С. Пушкина «Дубровский».







Работа в группах:

I Группа

Как и почему Владимир стал разбойником?












Почему Владимир стал разбойником?


Предполагаемые ответы учащихся

Аргументы. Подбор цитатного материала

В повести Пушкина «Дубровский» молодой человек, с хорошим по тем временам, воспитанием, и благородного происхождения, дворянин, становится разбойником. Как же надо было довести человека до этого? 

Мировой литературе хорошо известен образ благородного разбойника с романтической душой. Чаще всего таковыми становились дворяне, испытавшие предательство со стороны близких друзей или почувствовавшие на себе всю несправедливость закона. 

Он не смог бы спокойно жить, зная при этом, что Троекуров бесчинствует в Кистеневке , упиваясь своей властью.

«Ступайте по дворам и оставьте меня в покое. Не бойтесь, государь милостив, я буду просить его. Он нас не обидит. Мы все его дети. А как ему за вас будет заступиться, если вы станете бунтовать и разбойничать».

Повлияли на решение героя и взбунтовавшие крестьяне.

Презентация по теме. Слайд 1-3

  «Так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».






II Группа

Почему Владимир Дубровский отказался от мести?

Почему Владимир Дубровский отказался от мести?

Предполагаемые ответы учащихся

Аргументы. Подбор цитатного материала

. Владимир Дубровский несомненно горел жаждой мести Троекуровоу, который не только стал виновников сумасшествия и смерти отца Дубровского, но и самого Дубровского сделал нищим, отобрав имение. Заставил пойти в разбойники, потому что иного способа восстановить справедливость Дубровский не знал, да его и не было, когда рядом был всесильный Троекуров.

Владимир Дубровский так сильно любил Машу, что не мог заставить себя причинить вред ее отцу. Любовь меняет замысел главного героя. Он отказывается от мести, потому что не хочет причинять боль своей возлюбленной

«Я ему простил… Я понял, что дом, где обитаете вы, священен, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию».

Дубровский понимает, что злые поступки не остановятся злых людей, а только увеличат количество плохого в мире. Поэтому он отказывается от мести. Ведь душа главного героя добра и чиста, поэтому не способна уподобляться тем людям, которые всегда совершает зло. Он справедлив и милосерден.

Презентация по теме. Слайд 4-5




III Группа работа со словарём. Слайд 6

Благородный 

  1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.

  2. Исключительный по своим качествам, изяществу.

  3. Дворянского происхождения, относящийся к дворянам (устар.).

  4. Употр. в составе различных терминов для обозначения чем-н. выделяющихся разрядов, пород. Б. металлы, б. олень.

Разбойник 

  1. Человек, который занимается разбоем, грабитель. Перен.: отъявленный негодяй (разг.).

  2. Шалун, баловник, негодник (обычно в обращении) (разг.).

  3. Что значит имя Владимир?
    (Владимир – владеющий миром).



IV Группа

Отношение Маши к Дубровскому можно назвать любовью?

Отношение Маши к Дубровскому можно назвать любовью?


Предполагаемые ответы учащихся

Аргументы. Подбор цитатного материала

Ее любовь к Дубровскому началась ещё с той истории, когда Троекуров решил проверить Дефоржа на прочность. После того, как Дефорж сразился с медведем один на один, она почувствовала сильное к нему влечение и поняла, что это любовь.

Слайд 7-8

«Учитель был для нее род слуги или мастерового, — говорит автор, — а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною»


«… с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее».

Обратим внимание на этот ряд: умереть – монастырь – за Дубровского. Разве так думают о любимом человеке?


В душе Марии шла борьба между чувствами и принципами.
Маша — это пушкинский идеал женщины — верная и преданная, вопреки всем и вся. Поступок Маши поражает своей высокой нравственностью,

Она дала клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем .

Презентация по теме. Слайд 9-11

«Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал её как плаха, как могила… «Нет, нет, повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского»).







V Группа

«Можно ли назвать разбойника благородным?»

Как вы считаете: может ли честный человек оказаться

разбойником, а разбойник — честным человеком?





«Можно ли назвать разбойника благородным?»


Предполагаемые ответы учащихся

Аргументы. Подбор цитатного материала

Пушкин –мастер детали, они помогают раскрыть внутренний мир героя, понять его состояние: Чтение писем погрузило в мир семейного счастья.

Даже став разбойником, Дубровский остается служителем правды и чести.

Крестьяне любили молодогобарина, готовы были служить ему верой и правдой, как служили всем представителям семьи Дубровских. Эта искренняя любовь дворовых не может не тронуть .

Благородство, честность и великодушие дворянина Дубровского несовместимы с той средой, в которую он попадает, и с тою ролью, которая выпала на его долю.

Слайд 12-14

В доме Дубровских висит портрет жены Андрея Гавриловича, хранятся письма, которые были написаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви.

Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастья.

Анны Савишна Глобова (глава 9) назвала его благородным.





VI Группа

« Можно ли переспорить судьбу?»

Какие черты характера Владимира Дубровского проявляются во время жизни в Петербурге, а какие – в Кистенёвке?

Обобщение. Вывод.

Три варианта судьбы Владимира Дубровского: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный "разбойник". Эти превращения объясняются попытками героя изменить свою судьбу. Но Владимиру Дубровскому это не дано: он остается, в конце концов, всякий раз сыном старинного дворянина, который был "беден и независим". Душевные качества героя несовместимы с его положением (гордый слуга, добрый разбойник). Желания героя постоянно не совпадают с его судьбой. Его поведение часто определяется не обстоятельствами, а чувствами, хотя ему знакомы хладнокровие и обдуманный расчет. И всякий раз Пушкин приводит Владимира Дубровского и читателя к пониманию невозможности совместить разбой и благородство.



На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский ни выступал, он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!