СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока:"Человек славен добрыми делами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока:"Человек славен добрыми делами"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА в 6 классе

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
«Человек славен добрыми делами»

Цель: Развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела

Задачи:

Личностные:

Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей,

учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу

Метопредметные:

Развивать умение работать в группах, коммуникативные компетенции учащихся, творческие способности. Развивать умение обобщать, делать выводы.

Предметные:

Выработать понимание терминов «Добро» и «зло», «Золотое правило морали»

Тип урока: открытия нового знания

Формы работы учащихся: Беседа, работа с музейными источниками , индивидуальная работа, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах.

Необходимое техническое оборудование: Учебник «Обществознание» 6 кл, компьютер, мультимедиа проектор.

Структура и ход урока

1.Мотивация

-Добрый день, ребята ,я рада вас видеть! Я надеюсь, что вы пришли ко мне с хорошим настроением и у нас с вами получится все задуманное!


-Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Я надеюсь, что вы пришли ко мне с хорошим настроением и у нас с вами получится все задуманное!


Вы готовы поработать?

Вы готовы отвечать?

Вы готовы, если нужно

Что-то вспомнить и узнать?

Ну, а главное, готовы

Вы сегодня рассуждать?

- Спасибо за ответы и за готовность сотрудничать со мной.


Актуализация

Ну, а чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:


Жизнь дана на …дела.

Мир не без …людей.

Истинное … всегда просто.

… слово человеку – что дождь в засуху.



-Я знаю, что вы догадались, о чем у нас пойдет сегодня речь. (о добре).

И тема нашего урока «Человек славен добрыми делами»

(Запись темы в тетрадь)

Эпиграф нашего урока

Достаётся не дёшево

Счастье трудных дорог...

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог? (Л. Татьяничева-

-

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Легко ли быть добрым и что для этого необходимо?

-Что нам нужно знать и что мы можем сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

-На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

А как вы думаете каковы цель нашего урока?

Цель: узнать о добре и зле; учиться совершать добрые дела .

И для достижения этой цели я предлагаю поработать по плану

  1. Что такое «ДОБРО» » и «ЗЛО»?

2.Какие поступки можно назвать добрыми?

    1. Что такое «ДОБРО» » и «ЗЛО»?

-Назовите значимые слова-ассоциации к слову «добро».

Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

То есть добрыми могут быть не только слова, но и чувства и поступки .

-Какие цвета краски могли использовать для передачи настроения к слову добро.

Ребята, а где можно взять понятие этих слов.

( толковый словарь)

Самостоятельно выполняют задание и выписывают в тетрадь

ДОБРО- все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться , процветать, это нечто хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок



– А что такое зло? Какое самое страшное слово -ассоциация у вас возникает

ЗЛО- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать, нечто дурное, вредное, противоположное добру

- Какие краски вы бы использовали для цвета неба что бы передать на рисунке слово ЗЛО.?

Вот и летом 1941г наше небо стало черным от взрывов и пожаров которые принесла нам война. И которая, черной полосой вошла и прошла по жизни, каждой семьи нашей страны. Оставила боль и утрату в сердцах наших людей .

Война… в этом слове боль и страдания, ужас в глазах матерей и плач ребёнка, последний стон солдата, скорбь в глазах стариков. Война - это гнев. Страх, смерть и горе. Война обрушилась на нашу страну всей тяжестью боли, слёз, мучений.

Войну начинают взрослые и сильные мужчины! А расплачиваются дети, женщины и старики…

О какой войне я говорю?

4 долгих года, 1418 дней шла по земле русской самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.

С какой великой битвой очень близко связана наша Волгоградская область?

--- Сталинградская битва (видео ролик)


- Самое страшное зло, что это?( ВОЙНА.)

Но война не смогла убить добро наших людей, и наш народ пронес с отвагой, честью и страдания и муки и ужас тех лет. И не забыл слово ДОБРО.

-Как вы думаете, чем проявлялось добро на войне?


Объединившись наша страна ПОБЕДИЛА .


Физ. минутка

Предлагаю всем встать в круг и взяться за руки. Вы чувствуете, как тепло переходит от одной ладошки к другой? Становится хорошо и спокойно на душе. Поднимем наши ручки вверх и построим пирамиду Добра. Смотрите, какая высокая получилась пирамида. Я верю, что впереди у вас много славных дел, и наша пирамида добра будет расти. ( сели сразу по группам)

На первый вопрос мы получили ответ?




А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться? (в добрые поступки)Переходим ко второму вопросу нашего плана.

2.Какие поступки можно назвать добрыми?


Чтобы дать ответ на этот вопрос мы с вами поработаем с музейными источниками предоставленными музеем Ореховской школы. Для этого

  1. послушаем небольшую информацию

  2. поработаем в группах.

Вам было дано задание, найти информацию о людях совершивших добрые поступки в ореховском детском доме Постарайтесь обсудить эти примеры и выбрать один - самый значимый на ваш взгляд. Изложить информацию для класса по плану:

1. Что это за поступок?

2. Где это произошло?

3. Почему вы считаете его добрым?

4. А вы смогли бы совершить такой поступок?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение,


 Какие добрые дела вы могли бы совершить сами? Запишите в тетрадь А кому сложно выполнить задание, вы воспользуйтесь моей подсказкой и выберите дело, которое вам по душе.
сделать уборку в доме;
навести порядок в школьном дворе;
накормить бездомную собаку;
подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов;
отнести вещи в организацию по социальной защите населения;
помочь детям сиротам и инвалидам;
сделать кормушки птицам зимой;
сделать скворечники весной;
помочь пожилому человеку нести сумку

- Вот видите, ребята, как бывает в жизни. Если каждый из вас будет совершать хотя бы маленькое доброе дело, то эти капельки добра сольются и превратятся в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС А как вы думаете: Легко ли быть добрым и что для этого необходимо?Отвечают на вопрос, высказывают собственное мнение, делают выводы



Добро и зло творить

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда

Добро творить трудней.


О чем говорят стихи ?Добрым человеком быть нелегко. Надо учиться им быть.

Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет необыкновенно красив и привлекателен, потому, что доброта украшает человека.

Подводят итог урока – о чем мы сегодня говорили? Ребята, а как вы думаете, для чего нужна нам эта тема?



На примере, каких событий узнали о добре и зле?

Войну нельзя выбросить из памяти тех, кого она опалила.

Ради детей и внуков, ради мира все должны помнить о войне, чтобы никогда не упала ни одна бомба.

Домашнее задание

§ 10, стр 86-88 + задания на выбор:

Задание на «5». Опишите случаи из своей жизни, когда вы встретили добрых людей или сами совершили добрые дела.

Задание на «4». Сделайте рисунок и надписи, пояснения к этому рисунку.

Задание на «3». Напишите мини-размышление «Добрым называют человека, который …»

Выбор д/з

Этап рефлексии учебной деятельности (слайд )

Выразите свое мнение по уроку и вспомните основные этапы урока.

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- было трудно…

- я понял, что…

- меня удивило…

- мне захотелось…



Самооценка.

У меня в руках символическое «Сердечко». В нём стрелы обид от плохих поступков и слов. Вынем их и увидим, что раны заживают, но шрамы остаются на всю жизнь. Хочется вылечить такие сердечки добрыми словами, делами. А вот на этих здоровых сердечках напишите самые добрые слова и подарите тому, кому пожелаете. Пусть ваша доброта поселится в других сердцах.

Звучит песня Шуры «Твори добро»

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.



Как бы жизнь ни летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живём на земле





ПРИЛОЖЕНИЕ

Информация для подготовки учеников


2 февраля - Победа в Сталинградской битве

Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом - одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. 200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года - продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. За этот период советские войска измотали рвавшуюся к Волге немецко-фашистскую группировку и вынудили ее перейти к обороне. В последующие два с половиной месяца Красная Армия, перейдя в контрнаступление, разгромила войска противника северо-западнее и южнее Сталинграда, окружила и ликвидировала 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск.

Сталинградская битва - решающее сражение Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.



Тяжелая ноша легла на плечи детей сталинградцев в дни военной битвы на Волге. Лишенные родителей, крова, перенесшие ужасы бомбардировок и кошмары фашистской оккупации. Но детей спасали. Их находили в подвалах, окопах, горящих домах. Бойцы легендарной 62 армии и жители города доставляли осиротевших ребят в детпремники,а оттуда в детские дома.

В то время 1942-1943г. на территории нашей области было открыто 40 детских домов. Среди них был и Ореховский детский дом.

Дети поступали чуть живыми, изнеможенными. некоторые не могли идти- их несли на носилках, некоторые долгое время не разговаривали. По ночам их преследовали кошмары и они кричали, в который раз вспоминая ад войны, и заново переживая свое горе.

Сколько нужно было времени и усилий и доброты воспитателей,чтобы к детям вновь вернулось детство,чтобы мальчишки стали мальчишками,а девчонки- девчонками.И дети оттаивали,вернувшись к жизни.Они стали смеяться и петь ,рисовать,гонять мяч, ходить на рыбалку. Короче, делать то ,что делают нормальные дети.





Такая же тяжёлая ноша легла на плечи детей-сталинградцев в дни великой битвы на Волге.

1: Едва закончилась бомбёжка –

Из всех подвалов и щелей

И по руиновым дорожкам

Ватага вырвалась детей.

Носясь по бомбовым воронкам,

В ответ на крики матерей

Они « ура» кричали звонко

И убегали побыстрей.

Стреляли палки-автоматы,

В воронки дружною гурьбой

Бросали кирпичи-гранаты,

Вступали в рукопашный бой.

Кричали:

-Смерть фашистским гадам!

-Не отдадим мы Сталинград!

- Ага, попал фашист в засаду!

- Смотрите, танки их горят!

И громче:

- Хендехох, проклятый!

И вместо немцев брали в плен

Сгоревший пень и ствол горбатый –

Всё, что могли найти взамен.

И не мальчишки виноваты,

Что враг озлобить так сумел:

В игре – все русские солдаты,

Никто быть «фрицем» не хотел.

Некоторые из детей Сталинграда сейчас проживают в станице Островской.

2: (на экране слайд) Попова Мария Павловна. Родилась 4 ноября 1931 года в х. Попов. Затем в 1937 году родители переезжают в город Сталинград. Жили в Краснооктябрьском районе. Родители работали на заводе «Баррикады». Мария училась вместе с младшим братом Виктором в школе № 30. Когда началась война, она перешла в 4 класс. Никогда не думала девочка, что её жизнь будет такой тяжёлой, полной тягот и лишений. Но вот немцы прорвались. 20 октября 1942 года вся семья попадает на оккупированную территорию. Бомбёжки и обстрелы участились. И 25 октября 1942 года при бомбёжке погибает мама, а сама Мария получает лёгкое ранение. Дальнейшая её жизнь- это гетто. Сначала Гумрак, затем Чир, после Белая Калитва. Люди жили за колючей проволокой, спали под открытым небом, счастьем было подстелить для ночлега бурьян; ели что придётся. Иногда немцы бросали через колючую проволоку убитых лошадей, и люди, обессиленные от голода, их ели. Это продолжалось с 20 октября по 21 декабря 1942 года. Немцы расстреливали евреев. Как узнала Мария позже, были подготовлены списки и на расстрел их семьи. Но лишь чудом они спаслись. Было внезапное наступление русских войск, и немцы в спешке не успели привести приказ в исполнение. Так Марии Павловне удалось выжить.

А многие из детей-сталинградцев оставались круглыми сиротами и попадали в детские дома.

Чтец 3: Шумела вьюга за окном,

А рядом, за большим столом,

Сидел мальчишка, найденный в соломе.

Он бледен был. И на щеках худых

Следы виднелись страшного мученья.

Он был единственным, оставшимся в живых

Во всём сожжённом немцами селенье.

Его кормили мы борщом из котелка,

Из вещевых мешков достали все продукты.

Была у нас на сердце злоба велика

К врагу, что счастье растоптал ногою.

Спустилась ночь, Луна взошла вдали.

Мы мальчугана о родных спросили:

- Отца с собой фашисты увезли,

А маму палачи убили.

Он замолчал. Горячая слеза

В его глазах больших

Жемчужиной сверкнула.

В душе у нас вскипела мать-гроза.

Рука к винтовке, как в бою, примкнула.

Мы поклялись в тот грозный час ночной,

Слезу увидев в одинокой хате,

Что не дадим врагу пощады никакой

В суровой, окончательной расплате!

Ведущий 1: Детей, лишённых родителей, крова, распределяли по детским домам, где они должны были вернуться к нормальной жизни. Точнее, их нужно было вернуть! Вернуть куском хлеба, теплом, заботой, терпением, бессонницей тех, кто заменил им отца и мать. Примерно такой же была судьба Филимоновой Тамары Алексеевны, которая стала воспитанницей Ореховского детского дома.

Чтец 4: (на экране слайд) Детская её фамилия – Пахомова. Тамара родилась в городе Волгограде в 1937 году. Там же она и проживала с родителями. Тамаре было 4 года, когда началась война. Так как её мама была фельдшером, то с первых дней войны её мобилизовали на фронт. Девочка осталась с отцом. Она не помнит, что с ним случилось, но она осталась одна. Тамара не знала, есть ли у неё близкие и родные, потому как была очень мала. Но единственное, что она запомнила, это то, что осталась одна на улице и до 2 февраля 1942 года она бродяжничала с такими же, как она детьми. Кто её обнаружил, она не знала. Но, наверное, добрые люди. Ведь кто-то давал еду, где-то они спали, жили. Все были больные и измождённые. После окончания Сталинградской битвы её подобрали военные в развалинах дома. И затем отправили в Ореховский детский дом. А через 2 года Тамару удочерили. Она стала Андреяновой Тамарой. Окончила Островскую среднюю школу. Много было трудностей в жизни, но не очерствело её сердце. А любовь к детям привела Тамару назад в родную школу учителем русского языка и литературы.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!