СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока . «”Человек, одухотворённый трудом”. Обучение описанию жанровой картины с элементами действия (на примере картины В.А.Тропинина «Кружевница») с использованием личностно-ориентированного обучения». 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока "Человек, одухотворённый трудом". Обучение  описанию жанровой картины с элементами действия (на примере картины В.А.Тропиника "Кружевница") в 7 классе подготовлен с использованием личностно-ориентированного развивающего обучения. Это интегрированный урок с использованием ЭОР, информационно-коммуникативных технологий, групповых, проблемного обучения, технологии здоровьесбережения. 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока . «”Человек, одухотворённый трудом”. Обучение описанию жанровой картины с элементами действия (на примере картины В.А.Тропинина «Кружевница») с использованием личностно-ориентированного обучения». 7 класс»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

«”Человек, одухотворённый трудом”. Обучение описанию жанровой картины с элементами действия (на примере картины В.А.Тропинина «Кружевница») с использованием личностно-ориентированного обучения». 2 часа.

ФИО

Карасева Светлана Аркадьевна

Место работы

МОУ Львовская СОШ № 4, г/п Львовский, Подольский р-н, Московская область, тел. 8-926-052-79-03, E-mail: skaraseva@list.ru (или Karaseva.sa@gmail.com); адрес сайта nsportal.ru/karaseva-svetlana-arkadevna

Должность

Учитель

Предмет

Русский язык

Класс

7

Тема и номер урока в теме

«Человек, одухотворённый трудом…» Обучение описанию жанровой картины с элементами действия (на примере картины В.А.Тропинина «Кружевница») с использованием личностно-ориентированного обучения. 1, 2 уроки.

Базовый учебник

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. «Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений». Москва, «Просвещение», 2010 г.

8. Цели урока:

  1. Формирование новых знаний, умений, навыков;

  2. Восстановить и расширить фоновые знания, необходимые для описания картины

В.А. Тропинина;

  1. Повторить основные приёмы описания внешности человека по картине;

  2. Научить вводить элементы описания действий человека в сочинение по картине.

9. Задачи урока:

  1. Обогащать речь учащихся новыми словами и их лексическими значениями, актуальными грамматическими конструкциями;

  2. Способствовать развитию чувства прекрасного, воспитанию гордости за свою культуру, её великих мастеров, укреплению любви к Родине, уважению к труду человека;

  3. Отработка навыков использования художественно-изобразительных средств (тропов) в устной и письменной речи учащихся, использование различных синтаксических конструкций.

10. Тип урока: урок – введение нового материала

11. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная.

12. Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, мультимедийный

проектор, экран, презентация.

13. Средства обучения: тексты для подготовительных упражнений на партах у учащихся;

репродукция картины В.А.Тропинина «Кружевница»; репродукции других картин

художника для выставки в классе; наглядный материал к теме урока (рисунки предметов,

необходимых для плетения кружева); листы с заданиями для работы учащихся на уроке.


14. Структура и ход урока (Таблица 1, стр. 2).

15. Перечень используемых на данном уроке ЭОР (Таблица 2, стр. 4)

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

«Человек, одухотворённый трудом…» Обучение описанию жанровой картины с элементами действия (на примере картины В.А.Тропинина «Кружевница»). 1, 2 уроки.

пп

Этап урока

Наименование деятельности

Деятельность учащихся

Время

(в мин)

Деятельность учителя с использованием ЭОР

1

Организаци-онный.

Обеспечение внешней обстановки и подготовка учащихся к предстоящему занятию.

Приветству-ют учителя.

1

Приветствует учащихся, проверяет подготовку учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Озвучивает тему и цель урока.


2

Сообщение темы изучения нового материала.



Организация учителем процесса восприятия нового учебного материала.

Восприни-мают информа-цию, сообщаемую учителем, пишут под диктовку.

7

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Диктует.

№ 1, И, «Векторный редактор»


3

Закрепление новых знаний.

Осмысление учащимися услышанного и записанного учебного материала.

Задают вопросы учителю.

3

Отвечает на вопросы учащихся, иллюстрирует свои ответы с помощью проектора. №2, П « Векторный редактор»


4

Ответы учащихся на вопросы учителя.

Проверка усвоенного материала.


Отвечают на вопросы учителя, работая индивидуально с модулем № 3, П.

3

Задаёт вопросы учащимся.


№16, 17, 18, П, «Векторный редактор»

5

Всесторонняя проверка знаний.

Закрепление знаний учащихся.



Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию

№ 4, «Векторный редактор».К; № 26, 27, И и П.

10

Контролирует и анализирует результаты практической работы учащихся. №26, 27, И и П,

6

Формулиро-вание контрольного вопроса.

Проверка сформированнос-ти общеучебных навыков.

Знакомятся с вопросом, формулиру-ют ответ. № 5, К.

4

Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о лексическом значении слов. №21, 22, 23, К,


7

Выполнение учащимися контрольного задания.

Контрольное задание: написать сосинение-описание картины, используя рабочие материалы.

Выполняют задание.

15

Анализирует работу учащихся, оценивает их деятельность. №28 -32, И и П,

8

Подведение итогов урока.

Выводы по уроку.

Фиксируют выводы. Записывают домашнее задание.

2

Формулирует выводы, сообщает домашнее задание.











П

Таблица 2

риложение к плану-конспекту урока



ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

пп


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ в ЭОР

1

Жизнь и творчество В.А.Тропинина

И, лекция

Презентация

http://ru.wikipedia.org/wiki/Тропинин,_Василий_Андреевич

2

Иллюстрации картин В.А.Тропинина

И, лекция

Иллюстрация

http://ru.wikipedia.org/wiki/Тропинин,_Василий_Андреевич

3

Обогащение словарного запаса учащихся

П, набор заданий

Презентация

http://ru.wikipedia.org/wiki/Толковый_словарь_живого_великорусского_языка, http://ru.wikipedia.org/wiki/Живопись

4

Контрольные задания

К,

набор заданий


Презентация


5

Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница»

К, план сочинения

Презентация

http://www.kalitva.ru/2007/11/06/sochinenie-a.-tropinin.-kruzhevnica.htm






















Приложение 1

План-конспект

урока подготовки к сочинению в 7 классе

«”Человек, одухотворённый трудом…” Обучение описанию жанровой картины с элементами действия (на примере картины В.А.Тропинина «Кружевница») с использованием личностно-ориентированного обучения». 2 часа.


Тема лингвистическая: обогащать речь учащихся новыми словами и их лексическими значениями, актуальными грамматическими конструкциями.

Тема коммуникативная: способствовать развитию чувства прекрасного, воспитанию гордости за свою культуру, её великих мастеров, укреплению любви к Родине, уважению к труду человека.

Тема по развитию речи: отработка навыков использования художественно-изобразительных средств (тропов) в устной и письменной речи учащихся, использование различных синтаксических конструкций.


Ход урока

I. Подготовительный урок.

Урок накопления фоновых знаний.


1. Тексты для подготовительных упражнений. Учитель подбирает 3-4 текста о художнике В.А.Тропинине и его картинах, включая «Кружевницу». Заранее подготовленные учащиеся-ассистенты зачитывают эти тексты.


2. Обогащение словарного запаса учащихся лексикой, необходимой для работы над картиной.

Упражнение № 1.

- Подберите определения-характеристики к данным словам:

Живопись (пейзажная, бытовая, историческая, батальная, портретная).

Художник …(известный, начинающий, новатор, современный, зрелый, выдающийся, маринист, портретист, пейзажист, анималист, баталист).


Упражнение № 2.

- Подберите синонимы к словам:

Автор картины – …(художник, живописец, мастер …)

Картина – …(произведение, полотно, холст …)

Этюд – …(эскиз, набросок, черновая зарисовка …)

Нарисовал – …(написал, создал, изобразил, сотворил…)


Упражнение № 3.

- Составьте и запишите словосочетания со словом КАРТИНА:

писать

создавать

работать

приступать к работе

завершить

изображать

делать набросок


Упражнение № 4.


- Объясните значение слов:

Автопортрет – … (портрет, на котором художник изобразил самого себя).

Акварель – …(1. краски, которые разводят водой; 2. работы, выполненные этими красками).

Анималист – … (художник, главными героями которого являются звери и птицы).

Блик – … (небольшое светлое пятно, находящееся на самом освещённом месте любого изображаемого предмета).

Живопись – … (от «живописать» или «писать жизнь», произведение искусства, выполненное любыми красками).

Колорит – … (сочетание различных цветов в картине).

Композиция – … (от лат. «сочетание», расположение на картине людей, животных или предметов так, чтобы ярче донести до зрителя основную мысль картины).

Набросок – … (быстрый рисунок карандашом).

Натюрморт – … (картина, героями которой являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (яства) - еда).

Палитра – … (1. специальная доска особой формы, служащая для смешивания красок; 2. использование различных цветов в картине.)

Пейзаж – … (картина, в которой главным содержанием является природа.)

Перспектива – … (один из законов живописи, благодаря которому на плоском листе достигается ощущение глубины, выпуклости, отдаления.)

Портрет – … (картина, на которой изображён человек.)

Эскиз – … (набросок замысла художника, его фантазии.)


Упражнение № 5.

- Охарактеризуйте выбор гаммы цветов в предложенных вам картинах по следующим признакам, используя антонимы:

Теплые – … (холодные)

Светлые – … (тёмные)

Яркие – … (тусклые)

Контрастные – … (созвучные, сочетающиеся)

Грустные – … (весёлые)

Добрые – … (злые)


Упражнение № 6.

Подумайте, чем отличается живопись от фотографии, и заполните данную ниже таблицу:


Живопись

Фотография


3. Домашнее задание:

а) – подготовить краткий рассказ о жизни художника (ученик выступит в роли «биографа»);

б) – подготовить сообщение о наиболее известных картинах В.А.Тропинина (ученик выступит в роли «экскурсовода»);

в) - подготовить рассказ о кружевоплетении в России и об отношении В.А.Тропинина к труду простых людей (ученик выступит в роли «искусствоведа»).






II. Урок работы над картиной.

Эпиграф к уроку:


Откуда же пришла красота в повседневный

быт, в резьбу, в кружева, в вышивку, в песню, в танец, в живопись? Да из души человека, откуда же ей было ещё прийти. Так что истинное гнездо жар-птицы ... не просто в избе и не в церкви, но и в душе архангельского, суздальского, ярослав-ского человека.

В.Солоухин.


1. Вступительное слово учителя о теме и цели урока.

2. Рассказ подготовленного ученика-«биографа» о В.А.Тропинине.

3. Знакомство с творчеством художника: заочная экскурсия, которую проводят подготовленные ученики-«экскурсоводы».

4. Знакомство с историей кружевоплетения (рассказ ученика-«искусствоведа»).

5. Сбор рабочих материалов.

- Как вы думаете, с чего нам следует начать описывать картину? (Поскольку картина – самостоятельное произведение, созданное с помощью кисти и красок, то целесообразно начать её описание именно с этого.)

- А что мы будем описывать дальше? (Лицо /особенно – глаза/, волосы, одежду, занятие девушки.)

- На доске и на слайде презентации записан примерный план сбора рабочих материалов, который в основном соответствует тому, о чём мы говорили.

  1. Цветовое решение картины.

  2. Лицо девушки, волосы девушки.

  3. Руки девушки.

  4. Одежда девушки.

  5. Занятия девушки.


- Как вы думаете, в чём недостаток этого плана? ( Назойливо повторяется слово «девушка» в разных его формах.)

- Давайте исправим этот речевой недочёт, подберём синонимы к данному слову.

План сбора рабочих материалов может приобрести следующий вид:

  1. Цветовое решение картины.

  2. Лицо девушки, её волосы.

  3. Руки труженицы.

  4. Одежда кружевницы.

  5. Занятие мастерицы.

  6. 6. Выполнение лексических, грамматических и орфографических заданий по сбору рабочих материалов к сочинению по картине.

Задание № 1.

- На доске записаны две противоположные характеристики цветовой гаммы. Выберите к каждой паре тот вариант, который вам кажется наиболее подходящим к данной картине:

тёплые – холодные;

гармоничные – контрастные;

сочетаются, дополняют друг друга – резко выделяются на фоне других;

спокойные – кричащие;

яркие красно-коричневые – мягкие золотисто-коричневые.


Примерные ответы учащихся: краски тёплые, спокойные, гармоничные, сочетающиеся, дополняющие друг друга; нет резких контрастов, художник использовал мягкие золотисто-коричневые тона.


- Дополните данные материалы своими наблюдениями.

Примерные ответы учащихся: «Художник избегает резких переходов между оттенками цветов, все переходы у него мягкие, нерезкие»; «Тропинин мастерски использует освещение, свет мягко падает на кружевницу, делая картину ещё более тёплой».


- Какое настроение создаёт выбранная художником гамма красок?

Примерные ответы учащихся: «Золотистые, коричневые, оливковые тона, выбранные автором картины, придают задушевность этому полотну»; «От неё веет теплом, спокойствием».


Задание № 2.

- Ко второму пункту нашего плана даны черновые рабочие материалы. Задача заключается в том, чтобы записать их, вставив необходимые орфограммы, и изменить так, чтобы появился в каждом кусочке фразы причастный оборот.

Уд…вительно женстве…ое, м…ловидное лицо, которое сразу пр…влекает взгляд;

(полу) лукавая, (полу) таинстве…ая улыбка, которая осв…ща…т лицо;

быстр… взгляд девушк…, которая на мгновенье оторв…лась от работы;

темные волосы, которые гла…ко пр…чёса…ы;

(не) покорные пряди, которые выб…ваются из пр…чёски.


(Учащиеся конструируют следующие фразы:

Удивительно женственное, миловидное лицо, сразу привлекающее взгляд;

полулукавая, полутаинственная улыбка, освещающая лицо;

быстрый взгляд девушки, на мгновенье оторвавшейся от работы;

тёмные, гладко причёсанные волосы;

непокорные пряди, выбивающиеся из причёски.)


- Дополните данные материалы своими наблюдениями.

Примерные ответы учащихся: «У девушки на картине миловидное лицо, тёмные выразительные глаза». «Взгляд кружевницы ласковый и доверчивый». «У девушки на картине правильные черты лица, доверчивый взгляд, по-детски пухлые губы». «Волосы собраны сзади в пучок, чтобы не мешали работать».


Задание № 3.


- Объясните лексическое значение данных ниже слов:

изящество - ... (тонкое и строгое соответствие, соразмерность, отвечающая требованиям художественного вкуса);

кокетливость - (наличие кокетства, желания понравиться);

грациозность - (изящество, красота в движениях).


- Самостоятельно опишите руки девушки, используя при необходимости слова, значение которых вы выяснили.


Примерные ответы учащихся: «У девушки на картине маленькая изящная рука»; «Движения рук девушки, плетущей кружева, грациозны и изящны»; «Изящные линии руки, кокетливо приподнявшей коклюшки».


Задание № 4.

- Опишите одежду девушки, выбрав правильный вариант.

На ней (одето, надето) платье;

на плечи (накинута, наброшена) косынка.

(Одеть кого-то во что-то, надеть что-то на кого-то; накинута, наброшена – равноправны оба варианта.)


- Дополните данные материалы своими наблюдениями.

Примерные ответы учащихся: «На девушке скромное платье и простая косынка»; «Светлая косынка, наброшенная (накинутая) на плечи, освещена падающим светом, который играет в складках ткани.»


Задание № 5.

- Особенность этого портрета заключается в том, что он очень динамичен. Девушка изображена за работой – плетением кружев. Труд кружевницы был тяжёлым, каторжным, но художник рисует свою героиню так, что видно: ей нравится то, что она делает. Давайте опишем её занятие, для чего запишите данные ниже материалы так, чтобы ваша запись соответствовала схеме: «глаг. + деепричаст. оборот». (Словосочетание в скобках преобразовать в деепричастный оборот.)

С…дит (скл…нилась над работой);

Пл…тёт кружева (пер…б…рает коклюшки);

Ост…новилась (пр…кладывает узор круж…ва к валику);

Пр…подняла (сж…мает к…клюшки в руках).


(Сидит, склоняясь над работой; плетёт кружева, перебирая коклюшки; остановилась, прикладывая узор кружева к валику; приподняла, сжимая коклюшки в руках.)


- Дополните данные материалы своими наблюдениями.

Примерные ответы учащихся: «Работает, опираясь на валик»; «Плетёт узор, придерживая рисунок.»


7. Составление и запись сложного плана сочинения и обсуждение его частей. (Добавляем вступление и заключение.)

I. Вступление. Талантливый крепостной художник В.А.Тропинин.

II. Основная часть. Картина художника «Кружевница»:

  1. Цветовое решение картины.

  2. Лицо девушки, её волосы.

  3. Руки труженицы.

  4. Одежда кружевницы.

  5. Занятие мастерицы.

III. Заключение. Идея одухотворённого труда, отображённая в картине.


8. Устное рассказывание по картине с использованием рабочих материалов.

9. Оценивание устной работы учащихся на уроке.


10. Написание сочинения.

Учащиеся получают задание написать сочинение на тему «Красота одухотворённого труда на картине В.А.Тропинина «Кружевница» с элементами описания действия, используя составленные рабочие материалы.

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!