ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
«”Человек, одухотворённый трудом”. Обучение описанию жанровой картины с элементами действия (на примере картины В.А.Тропинина «Кружевница») с использованием личностно-ориентированного обучения». 2 часа.
| ФИО | Карасева Светлана Аркадьевна |
| Место работы | МОУ Львовская СОШ № 4, г/п Львовский, Подольский р-н, Московская область, тел. 8-926-052-79-03, E-mail: skaraseva@list.ru (или Karaseva.sa@gmail.com); адрес сайта nsportal.ru/karaseva-svetlana-arkadevna |
| Должность | Учитель |
| Предмет | Русский язык |
| Класс | 7 |
| Тема и номер урока в теме | «Человек, одухотворённый трудом…» Обучение описанию жанровой картины с элементами действия (на примере картины В.А.Тропинина «Кружевница») с использованием личностно-ориентированного обучения. 1, 2 уроки. |
| Базовый учебник | М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. «Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений». Москва, «Просвещение», 2010 г. |
8. Цели урока:
Формирование новых знаний, умений, навыков;
Восстановить и расширить фоновые знания, необходимые для описания картины
В.А. Тропинина;
Повторить основные приёмы описания внешности человека по картине;
Научить вводить элементы описания действий человека в сочинение по картине.
9. Задачи урока:
Обогащать речь учащихся новыми словами и их лексическими значениями, актуальными грамматическими конструкциями;
Способствовать развитию чувства прекрасного, воспитанию гордости за свою культуру, её великих мастеров, укреплению любви к Родине, уважению к труду человека;
Отработка навыков использования художественно-изобразительных средств (тропов) в устной и письменной речи учащихся, использование различных синтаксических конструкций.
10. Тип урока: урок – введение нового материала
11. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, мультимедийный
проектор, экран, презентация.
13. Средства обучения: тексты для подготовительных упражнений на партах у учащихся;
репродукция картины В.А.Тропинина «Кружевница»; репродукции других картин
художника для выставки в классе; наглядный материал к теме урока (рисунки предметов,
необходимых для плетения кружева); листы с заданиями для работы учащихся на уроке.
14. Структура и ход урока (Таблица 1, стр. 2).
15. Перечень используемых на данном уроке ЭОР (Таблица 2, стр. 4)
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
«Человек, одухотворённый трудом…» Обучение описанию жанровой картины с элементами действия (на примере картины В.А.Тропинина «Кружевница»). 1, 2 уроки.
№ пп | Этап урока | Наименование деятельности | Деятельность учащихся | Время (в мин) | Деятельность учителя с использованием ЭОР |
1 | Организаци-онный. | Обеспечение внешней обстановки и подготовка учащихся к предстоящему занятию. | Приветству-ют учителя. | 1 | Приветствует учащихся, проверяет подготовку учащихся к активному сознательному усвоению знаний. Озвучивает тему и цель урока. |
2 | Сообщение темы изучения нового материала. | Организация учителем процесса восприятия нового учебного материала. | Восприни-мают информа-цию, сообщаемую учителем, пишут под диктовку. | 7 | Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Диктует. № 1, И, «Векторный редактор» |
3 | Закрепление новых знаний. | Осмысление учащимися услышанного и записанного учебного материала. | Задают вопросы учителю. | 3 | Отвечает на вопросы учащихся, иллюстрирует свои ответы с помощью проектора. №2, П « Векторный редактор» |
4 | Ответы учащихся на вопросы учителя. | Проверка усвоенного материала. | Отвечают на вопросы учителя, работая индивидуально с модулем № 3, П. | 3 | Задаёт вопросы учащимся. №16, 17, 18, П, «Векторный редактор» |
5 | Всесторонняя проверка знаний. | Закрепление знаний учащихся. | Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию № 4, «Векторный редактор».К; № 26, 27, И и П. | 10 | Контролирует и анализирует результаты практической работы учащихся. №26, 27, И и П, |
6 | Формулиро-вание контрольного вопроса. | Проверка сформированнос-ти общеучебных навыков. | Знакомятся с вопросом, формулиру-ют ответ. № 5, К. | 4 | Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о лексическом значении слов. №21, 22, 23, К, |
7 | Выполнение учащимися контрольного задания. | Контрольное задание: написать сосинение-описание картины, используя рабочие материалы. | Выполняют задание. | 15 | Анализирует работу учащихся, оценивает их деятельность. №28 -32, И и П, |
8 | Подведение итогов урока. | Выводы по уроку. | Фиксируют выводы. Записывают домашнее задание. | 2 | Формулирует выводы, сообщает домашнее задание. |
П
Таблица 2
риложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ пп | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ в ЭОР |
1 | Жизнь и творчество В.А.Тропинина | И, лекция | Презентация | http://ru.wikipedia.org/wiki/Тропинин,_Василий_Андреевич |
2 | Иллюстрации картин В.А.Тропинина | И, лекция | Иллюстрация | http://ru.wikipedia.org/wiki/Тропинин,_Василий_Андреевич |
3 | Обогащение словарного запаса учащихся | П, набор заданий | Презентация | http://ru.wikipedia.org/wiki/Толковый_словарь_живого_великорусского_языка, http://ru.wikipedia.org/wiki/Живопись |
4 | Контрольные задания | К, набор заданий | Презентация | |
5 | Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница» | К, план сочинения | Презентация | http://www.kalitva.ru/2007/11/06/sochinenie-a.-tropinin.-kruzhevnica.htm |
Приложение 1
План-конспект
урока подготовки к сочинению в 7 классе
«”Человек, одухотворённый трудом…” Обучение описанию жанровой картины с элементами действия (на примере картины В.А.Тропинина «Кружевница») с использованием личностно-ориентированного обучения». 2 часа.
Тема лингвистическая: обогащать речь учащихся новыми словами и их лексическими значениями, актуальными грамматическими конструкциями.
Тема коммуникативная: способствовать развитию чувства прекрасного, воспитанию гордости за свою культуру, её великих мастеров, укреплению любви к Родине, уважению к труду человека.
Тема по развитию речи: отработка навыков использования художественно-изобразительных средств (тропов) в устной и письменной речи учащихся, использование различных синтаксических конструкций.
Ход урока
I. Подготовительный урок.
Урок накопления фоновых знаний.
1. Тексты для подготовительных упражнений. Учитель подбирает 3-4 текста о художнике В.А.Тропинине и его картинах, включая «Кружевницу». Заранее подготовленные учащиеся-ассистенты зачитывают эти тексты.
2. Обогащение словарного запаса учащихся лексикой, необходимой для работы над картиной.
Упражнение № 1.
- Подберите определения-характеристики к данным словам:
Живопись … (пейзажная, бытовая, историческая, батальная, портретная).
Художник …(известный, начинающий, новатор, современный, зрелый, выдающийся, маринист, портретист, пейзажист, анималист, баталист).
Упражнение № 2.
- Подберите синонимы к словам:
Автор картины – …(художник, живописец, мастер …)
Картина – …(произведение, полотно, холст …)
Этюд – …(эскиз, набросок, черновая зарисовка …)
Нарисовал – …(написал, создал, изобразил, сотворил…)
Упражнение № 3.
- Составьте и запишите словосочетания со словом КАРТИНА:
писать
создавать
работать
приступать к работе
завершить
изображать
делать набросок
Упражнение № 4.
- Объясните значение слов:
Автопортрет – … (портрет, на котором художник изобразил самого себя).
Акварель – …(1. краски, которые разводят водой; 2. работы, выполненные этими красками).
Анималист – … (художник, главными героями которого являются звери и птицы).
Блик – … (небольшое светлое пятно, находящееся на самом освещённом месте любого изображаемого предмета).
Живопись – … (от «живописать» или «писать жизнь», произведение искусства, выполненное любыми красками).
Колорит – … (сочетание различных цветов в картине).
Композиция – … (от лат. «сочетание», расположение на картине людей, животных или предметов так, чтобы ярче донести до зрителя основную мысль картины).
Набросок – … (быстрый рисунок карандашом).
Натюрморт – … (картина, героями которой являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (яства) - еда).
Палитра – … (1. специальная доска особой формы, служащая для смешивания красок; 2. использование различных цветов в картине.)
Пейзаж – … (картина, в которой главным содержанием является природа.)
Перспектива – … (один из законов живописи, благодаря которому на плоском листе достигается ощущение глубины, выпуклости, отдаления.)
Портрет – … (картина, на которой изображён человек.)
Эскиз – … (набросок замысла художника, его фантазии.)
Упражнение № 5.
- Охарактеризуйте выбор гаммы цветов в предложенных вам картинах по следующим признакам, используя антонимы:
Теплые – … (холодные)
Светлые – … (тёмные)
Яркие – … (тусклые)
Контрастные – … (созвучные, сочетающиеся)
Грустные – … (весёлые)
Добрые – … (злые)
Упражнение № 6.
– Подумайте, чем отличается живопись от фотографии, и заполните данную ниже таблицу:
3. Домашнее задание:
а) – подготовить краткий рассказ о жизни художника (ученик выступит в роли «биографа»);
б) – подготовить сообщение о наиболее известных картинах В.А.Тропинина (ученик выступит в роли «экскурсовода»);
в) - подготовить рассказ о кружевоплетении в России и об отношении В.А.Тропинина к труду простых людей (ученик выступит в роли «искусствоведа»).
II. Урок работы над картиной.
Эпиграф к уроку:
Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, в кружева, в вышивку, в песню, в танец, в живопись? Да из души человека, откуда же ей было ещё прийти. Так что истинное гнездо жар-птицы ... не просто в избе и не в церкви, но и в душе архангельского, суздальского, ярослав-ского человека. В.Солоухин. |
1. Вступительное слово учителя о теме и цели урока.
2. Рассказ подготовленного ученика-«биографа» о В.А.Тропинине.
3. Знакомство с творчеством художника: заочная экскурсия, которую проводят подготовленные ученики-«экскурсоводы».
4. Знакомство с историей кружевоплетения (рассказ ученика-«искусствоведа»).
5. Сбор рабочих материалов.
- Как вы думаете, с чего нам следует начать описывать картину? (Поскольку картина – самостоятельное произведение, созданное с помощью кисти и красок, то целесообразно начать её описание именно с этого.)
- А что мы будем описывать дальше? (Лицо /особенно – глаза/, волосы, одежду, занятие девушки.)
- На доске и на слайде презентации записан примерный план сбора рабочих материалов, который в основном соответствует тому, о чём мы говорили.
Цветовое решение картины.
Лицо девушки, волосы девушки.
Руки девушки.
Одежда девушки.
Занятия девушки.
- Как вы думаете, в чём недостаток этого плана? ( Назойливо повторяется слово «девушка» в разных его формах.)
- Давайте исправим этот речевой недочёт, подберём синонимы к данному слову.
План сбора рабочих материалов может приобрести следующий вид:
Цветовое решение картины.
Лицо девушки, её волосы.
Руки труженицы.
Одежда кружевницы.
Занятие мастерицы.
6. Выполнение лексических, грамматических и орфографических заданий по сбору рабочих материалов к сочинению по картине.
Задание № 1.
- На доске записаны две противоположные характеристики цветовой гаммы. Выберите к каждой паре тот вариант, который вам кажется наиболее подходящим к данной картине:
тёплые – холодные;
гармоничные – контрастные;
сочетаются, дополняют друг друга – резко выделяются на фоне других;
спокойные – кричащие;
яркие красно-коричневые – мягкие золотисто-коричневые.
Примерные ответы учащихся: краски тёплые, спокойные, гармоничные, сочетающиеся, дополняющие друг друга; нет резких контрастов, художник использовал мягкие золотисто-коричневые тона.
- Дополните данные материалы своими наблюдениями.
Примерные ответы учащихся: «Художник избегает резких переходов между оттенками цветов, все переходы у него мягкие, нерезкие»; «Тропинин мастерски использует освещение, свет мягко падает на кружевницу, делая картину ещё более тёплой».
- Какое настроение создаёт выбранная художником гамма красок?
Примерные ответы учащихся: «Золотистые, коричневые, оливковые тона, выбранные автором картины, придают задушевность этому полотну»; «От неё веет теплом, спокойствием».
Задание № 2.
- Ко второму пункту нашего плана даны черновые рабочие материалы. Задача заключается в том, чтобы записать их, вставив необходимые орфограммы, и изменить так, чтобы появился в каждом кусочке фразы причастный оборот.
Уд…вительно женстве…ое, м…ловидное лицо, которое сразу пр…влекает взгляд;
(полу) лукавая, (полу) таинстве…ая улыбка, которая осв…ща…т лицо;
быстр… взгляд девушк…, которая на мгновенье оторв…лась от работы;
темные волосы, которые гла…ко пр…чёса…ы;
(не) покорные пряди, которые выб…ваются из пр…чёски.
(Учащиеся конструируют следующие фразы:
Удивительно женственное, миловидное лицо, сразу привлекающее взгляд;
полулукавая, полутаинственная улыбка, освещающая лицо;
быстрый взгляд девушки, на мгновенье оторвавшейся от работы;
тёмные, гладко причёсанные волосы;
непокорные пряди, выбивающиеся из причёски.)
- Дополните данные материалы своими наблюдениями.
Примерные ответы учащихся: «У девушки на картине миловидное лицо, тёмные выразительные глаза». «Взгляд кружевницы ласковый и доверчивый». «У девушки на картине правильные черты лица, доверчивый взгляд, по-детски пухлые губы». «Волосы собраны сзади в пучок, чтобы не мешали работать».
Задание № 3.
- Объясните лексическое значение данных ниже слов:
изящество - ... (тонкое и строгое соответствие, соразмерность, отвечающая требованиям художественного вкуса);
кокетливость - … (наличие кокетства, желания понравиться);
грациозность - … (изящество, красота в движениях).
- Самостоятельно опишите руки девушки, используя при необходимости слова, значение которых вы выяснили.
Примерные ответы учащихся: «У девушки на картине маленькая изящная рука»; «Движения рук девушки, плетущей кружева, грациозны и изящны»; «Изящные линии руки, кокетливо приподнявшей коклюшки».
Задание № 4.
- Опишите одежду девушки, выбрав правильный вариант.
На ней (одето, надето) платье;
на плечи (накинута, наброшена) косынка.
(Одеть кого-то во что-то, надеть что-то на кого-то; накинута, наброшена – равноправны оба варианта.)
- Дополните данные материалы своими наблюдениями.
Примерные ответы учащихся: «На девушке скромное платье и простая косынка»; «Светлая косынка, наброшенная (накинутая) на плечи, освещена падающим светом, который играет в складках ткани.»
Задание № 5.
- Особенность этого портрета заключается в том, что он очень динамичен. Девушка изображена за работой – плетением кружев. Труд кружевницы был тяжёлым, каторжным, но художник рисует свою героиню так, что видно: ей нравится то, что она делает. Давайте опишем её занятие, для чего запишите данные ниже материалы так, чтобы ваша запись соответствовала схеме: «глаг. + деепричаст. оборот». (Словосочетание в скобках преобразовать в деепричастный оборот.)
С…дит (скл…нилась над работой);
Пл…тёт кружева (пер…б…рает коклюшки);
Ост…новилась (пр…кладывает узор круж…ва к валику);
Пр…подняла (сж…мает к…клюшки в руках).
(Сидит, склоняясь над работой; плетёт кружева, перебирая коклюшки; остановилась, прикладывая узор кружева к валику; приподняла, сжимая коклюшки в руках.)
- Дополните данные материалы своими наблюдениями.
Примерные ответы учащихся: «Работает, опираясь на валик»; «Плетёт узор, придерживая рисунок.»
7. Составление и запись сложного плана сочинения и обсуждение его частей. (Добавляем вступление и заключение.)
I. Вступление. Талантливый крепостной художник В.А.Тропинин.
II. Основная часть. Картина художника «Кружевница»:
Цветовое решение картины.
Лицо девушки, её волосы.
Руки труженицы.
Одежда кружевницы.
Занятие мастерицы.
III. Заключение. Идея одухотворённого труда, отображённая в картине.
8. Устное рассказывание по картине с использованием рабочих материалов.
9. Оценивание устной работы учащихся на уроке.
10. Написание сочинения.
Учащиеся получают задание написать сочинение на тему «Красота одухотворённого труда на картине В.А.Тропинина «Кружевница» с элементами описания действия, используя составленные рабочие материалы.
10