Тема: «Береги землю родимую, как мать любимую»
Цели: Создать условия для осознания учащимися, что защита Отечества – долг каждого гражданина. Способствовать пониманию защиты Родины в течение времен - через священные книги, подвиги воинов. Содействовать раскрытию мысли, что подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России. Подвиги воинов – представителей разных народов.
Планируемые результаты
Предметные: Умение перечислить названия не менее трех сказок или былин, имен их героев.
Личностные: Осознавать свою принадлежность к российскому народу.
Метапредметные: Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, социальном окружении и др.; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной, монологической контекстной речью.
Образовательные ресурсы: наборы пословиц и поговорок, пазлы картин «Три богатыря» В.В. Васнецова, «Штурм Сапун горы» П.Т. Мальцева.
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Приветствие учащихся.
II. Постановка учебной задачи
Учитель: Ребята, здравствуйте. Я предлагаю вам послушать песню стихи Михаила Львовича Матусовского «С чего начинается Родина»
- А что мы зовём Родиной? Какие однокоренные слова вы можете подобрать? (ответы детей)
-Ребята, а с чего начинается Родина для вас? (ответы детей)
- О чём же сегодня на уроке мы будем с вами говорить? Давайте сформулируем тему урока. Что вы знаете по этой теме? Что хотели бы узнать? Давайте определим цель нашего урока.
III. Усвоение знаний и способов действий.
Учитель: у каждого человека есть тот уголок земли, который дорог и памятен ему, с которым связаны самые светлые и тёплые воспоминания. И зовётся он Родиной. В начальной школе вы познакомились с высказыванием русского педагога К.Д.Ушинского о Родине. Вот что он пишет: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас. Одна у человека мать, одна у него и Родина». Замечательные, искренние слова.
Работа с учебником
Ребята, на стр.19 вашего учебника вам предлагают обсудить вопрос, почему люди воюют? Почему одна страна нападает на другую? Как вы понимаете словосочетание «война освободительная» и «война захватническая»?
Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами, выработали житейское представление о патриотизме, о тех качествах человека, благодаря которым формируется это высокое чувство. У всех народов есть множество пословиц и поговорок о любви к родине IV. Работа в группах
Организация работы по группам с пословицами и поговорками разных народов России о защите Родины.
Создание пазлов на основе известных картин о защитниках Родины («Три богатыря» В.В. Васнецов, «Штурм Сапун горы» Мальцев П.Т.). У вас на столах лежит пазил. Соберите его и скажите, что изображено.
В древних преданиях прославлялись подвиги воинов, защитников родной земли. На Руси это были богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Микула Селянинович и другие. Образы былинных богатырей всегда были примером для народа. А почему? (ответы)
Да, читая об их подвигах, люди проникались уважением к ним, и им хотелось поступать так же, как нашим далеким предкам, творить добро и противостоять злу в лице захватчиков, защищать землю от врага. Нет такого врага, которого не смогли бы одолеть богатыри. Обычно богатырь в одиночку справляется с неприятелем. Так сказатели усиливали его личностные качества: смелость, отвагу, силу, бесстрашие. На примере богатырей воспитывались нравственные качества у народа. Обратите внимание на второй пазл, что изображено на картине?
Работа с пословицами
Объяснение учителя
К.Паустовский: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
«Любовь к Родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает».
А.Суворов: «Потомство моё, прошу брать мой пример: до издыхания быть верным Отечеству».
Группа 1
Смело иди в бой, Родина за тобой.
Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
Если народ един, он непобедим.
Группа 2
Славу свою добывай в бою.
Храбрость — сестра победы.
В бою побывать — цену жизни узнать.
Группа 3
Земля родная – колыбель золотая.
Каждой птице своё гнездо нравится.
Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.
Итог работы в группах.
Многие поэты Земли русской пронесли сквозь все свое творчество трепетное чувство любви к Родине, веру в ее силу и красоту. Как тут не вспомнить строки С. Есенина:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю»,
Я скажу: «Не надо рая!
Дайте Родину мою!»
V. Закрепление знаний
-Ребята, почему все поэты с любовью в своем творчестве говорили о Родине? За что они ее любят?
(ответы)
С тех далеких времен, как возникла наша Отчизна, прославляют ее наши поэты и музыканты. Потому что любовь к Родине неотделима от любви к природе. Именно природа делает человека мудрее, лучше, добрее. Поэтому для меня Родина начинается ещё и с необозримой шири ромашковых полей, белоствольных берез, полноводных рек, лазурного неба над моей головой.
-Ребята, как же мы должны относится к своей Родине? Почему?
Наша страна - это наш дом. И наша задача заботиться о нем, сохраняя природу, язык, исторические памятники.
-А может ли человек прожить без Родины?
(ответы детей)
Я соглашусь с вами, что человеку нельзя жить без Родины. Это все равно, что жить без языка. Ведь Родина начинается в душе, в сердце человека. Это чувство приходит к нам с молоком матери, с колыбельными песнями, с запахом родных полей.
Думаю, что вы все согласитесь, что любовь к Родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что нас окружает. А вокруг нас с детских лет природа родного края: белоствольные березки, обширные поля, леса, птичий гомон. Природа дала нам жизнь, и наша задача отплатить ей тем же, сохраняя леса, реки и поля в чистоте. «Береги землю любимую, как мать родимую». И мы опять вернулись к теме нашего урока.
- Что мы узнали нового сегодня на уроке?
-Достигли мы цели, которую поставили в начале урока?
VI. Выставление оценок за урок