План – конспект урока астрономии в 10 классе.
«Планеты земной группы».
Автор разработки: учитель физики МАОУ СОШ №30 г. Калининграда Сергеева Елена Евгеньевна.
Цель: Создание условий для осознанного изучения материала о планетах Солнечной системы посредством самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации. Сформировать общие представления об особенностях природы планеты.
Задачи:
Образовательные:
сформировать представление о физических характеристиках и химическом составе планет Солнечной системы;
научить выделять общность характеристик планет земной группы;
способствовать применению полученных знаний для решения качественных задач.
Воспитательные:
содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;
воспитывать умение совместной работы в группе;
содействовать формированию умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, рефлексию.
Развивающие:
содействовать формированию учебно-познавательных компетенций;
создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, приводить примеры);
развивать коммуникативную культуру обучающихся в целом.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы;
Характеризовать рельеф поверхностей планеты; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы;
Описывать характеристики каждой из планет земной группы.
Метапредметные:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи;
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Личностные:
Формировать навыки самостоятельной работы с учебниками, дополнительной литературой, электронными носителями информации;
Формировать умение взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной деятельности.
Уважительного отношения к иному мнению.
Оборудование: ноутбуки в каждую группу (4 шт), раздаточный материал в группы (печатные ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3, 4, рефлексия).
Учебник: Астрономия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В. М. Чаругин. – М. : Просвещение, 2018. -144 с. :ил. – (Сферы 1-11).
Доска: таблица ПРИЛОЖЕНИЕ 1 для дальнейшего заполнения.
План урока.
Этапы урока | Время, мин. | Методы и приемы |
1. Организационный момент. | 2 | Рассказ учителя. |
2. Актуализация знаний | 3 | Фронтальная работа с классом |
3. Мотивация и целеполагание | 2 | Выступление учащихся. |
4.Открытие новых знаний. | 15 | Групповая работа. Работа с учебником, дополнительной литературой, электронными носителями. |
5. Обобщение изучаемого материала. | 10 | Выступление учащихся. Записи в технологических картах и на доске. Работа с обобщающей таблицей. |
6.Контроль. Взаимоконтроль. | 3 2 | Астрономический диктант. Взаимопроверка. |
7. Подведение итогов. | 2 | Сдача материалов урока. Домашнее задание с комментариями. |
8. Рефлексия | 1 | Тестирование. |
Ход урока.
Организационный момент. Предлагаю заблаговременно классу разделиться на четыре группы (по 6 - 7 человек в группе). Спецрассадка.
Актуализация знаний (Фронтальная работа с классом)
Здравствуйте! Начнем наш урок словами древнего иудейского мыслителя Феона Александрийского.
«Семь блуждающих звезд чрез порог переходят Олимпа.
Каждая круг совершая в свое неизменное время.
Ночи светильник – Луна, легкокрылый Меркурий, Венера.
Марс дерзновенный, угрюмый Сатурн, и веселое Солнце.
И прародитель Юпитер, природе всей давший начало.
1. О чем говорится в выражении Ф. Александрийского?
2. Чем являются Земля, Меркурий, Венера и Марс?
3. Назовите тему нашего урока.
Сегодня мы изучим часть планет. Записываем тему урока «Планеты земной группы».
Мотивация и целеполагание
В книге Е. А. Гребенщикова, Ю. А. Рябова «Поиски и открытия планет» авторы пишут: «Планеты, благодаря своим внешне сложным движениям, сыграли решающую роль в астрономии и, вообще, в построении фундамента механики и физики». Поясните данное мнение. Как вы думаете, для чего нужно изучать планеты? Каких результатов мы должны достигнуть?
Открытие новых знаний. Групповая работа. Работа с дополнительными источниками знаний.
В группе 1ноутбук, учебники, печатные ПРИЛОЖЕНИЕ 1 и рефлексия на каждого обучающегося, ПРИЛОЖЕНИЕ 4,3,2 на группу.
А) «Аукцион планет».
Выберете один из ребусов, и вы узнаете какую планету для изучения предоставила вам удача.
Представитель от группы получает от учителя ребус с зашифрованным названием планеты. Обучающимся предлагается расшифровать ребус для дальнейшей работы с названной планетой. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Б) Работа в группах.
Перед вами ПРИЛОЖЕНИЕ 1, в котором отражен план нашей совместной работы по составлению характеристик планет. Ваша задача состоит в том, чтобы в течение 15 минут подготовить небольшое сообщение о выбранной Вами планете и попытаться найти информацию для заполнения пустых колонок таблицы.
При этом:
А) двое учащихся работают с учебником.
Б) двое учащихся работают с печатными приложениями.
В) двое учащихся ищут ответы на вопросы, связанные с характеристиками планет на электронных носителях (ноутбуки).
Обучающиеся собирают информацию и записывают в таблицу ПРИЛОЖЕНИЕ1 сведения о выбранной планете. Один представитель от каждой группы озвучивает у доски сведения, найденные во время групповой работы
Правила работы в группах:
1. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
2. Нужно слушать и понимать друг друга, быть вежливыми, не перебивать товарища.
3. Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время).
Усвоение и закрепление новых знаний.
Учитель исполняет роль консультанта. Учитель заполняет обобщающую таблицу на доске. Учащимся предлагается ответить на дополнительные вопросы (материал для учителя «характеристики планет»), сделать выводы и указать сходства и различия между планетами земной группы.
Контроль и взаимоконтроль.
Учитель рекомендует учащимся выполнить небольшой диктант по изученному на уроке материалу. В ПРИЛОЖЕНИЕ 4 вписать фамилии и номер группы. Номер группы соответствует номеру варианта. Каждая группа выполняет свой вариант диктанта. Далее проводится взаимопроверка. Группы меняются листами с выполненной работой и оценивают результаты одноклассников.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание §15, вопросы к §
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 остаётся у обучающихся. Сдаётся ПРИЛОЖЕНИЕ 2,3,4.
Рефлексия.
Ученики отвечают на вопросы анкеты для оценки своей работы на уроке.
Анализ своего эмоционального состояния: обведите ответы на вопросы:
На уроке я работал(а) | активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен(ьна)/недоволен(ьна) |
Урок для меня показался | коротким/длинным |
За урок я | устал(а)/не устал(а) |
Моё настроение | не изменилось |
| стало лучше/стало хуже |
Материал урока мне был | понятен/не понятен |
| полезен/бесполезен |
| интересен/скучен |
Домашнее задание мне кажется | лёгким/трудным |
| интересным/не интересным |
Я ставлю себе отметку | 5/4/3/2 |