Объяснение проводится в н е с к о л ь к о э т а п о в. 1. В в е д е н и е ф у н к ц и и обратная пропорциональность. Начать нужно с рассмотрения реальных процессов и ситуаций. П р и м е р 1. Пешеходу надо пройти 12 км. Если он будет идти со скоростью V км/ч, то зависимость времени t, которое он затратит на весь путь, от скорости движения выражается формулой t = . П р и м е р 2. Площадь прямоугольника равна 60 см2, а одно из его измерений равно а см. Тогда второе измерение можно найти по формуле b = . П р и м е р 3. Количество товара т, которое можно купить на одну и ту же сумму денег в 500 р., зависит от его стоимости Р (в рублях). Эта зависимость выражается формулой т = . Полученные в примерах формулы выносятся на доску: Далее спросить учащихся, что общего имеют все данные формулы. После этого записать полученные зависимости в общем виде: y = Заметить, что в данной формуле величины находятся в обратно пропорциональной зависимости, поэтому функцию y = называют обратной пропорциональностью. На доску выносится з а п и с ь: Функция, заданная формулой вида y = , где k ≠ 0, называется обратной пропорциональностью. | Полезно предложить учащимся устное задание, проверяющее правильность усвоения новой функции. З а д а н и е. Укажите, какие из функций являются обратной пропорциональностью. а) y = ; д) y = ; б) у = 2х – 1; е) y = ; в) y = ; ж) y = ; г) y = x; з) y = . 2. График функции y = . Подробно остановиться на вопросе построения графика функции y = . По этому графику описать некоторые свойства функции. Затем построить график функции y = и сопоставить его с графиком функции y = . После этого полезно сделать вывод о расположении гиперболы в зависимости от коэффициента k, то есть выполнить № 192. После его выполнения желательно, чтобы учащиеся занесли в тетрадь следующую иллюстрацию:Функция y = График – гипербола |