Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ
Проведен:
Учитель: Шамилова И.Г.
Цель урока: формирование новых понятий: «химическое уравнение», «исходное вещество», «реагент», «продукты реакции», обеспечение усвоения учащимися закона сохранения массы веществ.
Задачи:
1. Образовательные: систематизировать знания учащихся о классификации веществ, научить учащихся составлять уравнения химических реакций согласно Закону сохранения массы веществ.
2. Развивающие: совершенствовать умения учащихся при составлении химических уравнений, развивать у них умения сравнивать и обобщать, осуществлять межпредметную связь.
3. Воспитательные: формировать информационную и коммуникативную культуру.
Планируемые результаты обучения:
предметные: уметь составлять уравнения химических реакций;
метапредметные: развивать умения при составлении уравнений, сравнивать понятия «реагент» и «продукт» реакции;
личностные: понимать важность закона сохранения массы веществ.
Оборудование и реактивы: весы, пробирки, колбы, HCL, CuSO4, CaCO3, H2 SO4, Cu(OH)2, NaOH, фенолфталеин.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний. (фронтальный опрос, решение кроссворда, диктант)
3.Изучение нового материала:
а) историческая справка;
б) демонстрация опытов;
в) формулировка закона;
г) химические уравнения.
4.Домашнее задание.
5.Закрепление (Выполнение упражнений)
6.Рефлексия
7.Итоги урока.
Ход урока
1. Орг.момент.
Приветствие.
Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить об открытиях, узнаем много нового, интересного. А для этого немного повторим пройденный материал.
2. Актуализация знаний
– Вспомните, какие явления существуют в природе.
– Чем физические явления отличаются от химических?
– Чем сопровождаются химические реакции?
– Как обозначают вещества в химии?
– Кто предложил такое обозначение?
А теперь, обратите внимание на экран. Вы видите кроссворд, разгадав который вы не только повторите то, что всем известно, но и узнаете тему нашего сегодняшнего урока.
Обратите внимание, заголовок написан, а ключевое слово выделено красным цветом и зашифровано. После решения верные ответы появляются на экране.
Молодцы! Таким образом, тема нашего урока: “Химические уравнения.
Закон сохранения массы веществ”
Открываем тетради, пишем число, тему урока.
Сейчас мы с вами напишем химический диктант.
Я буду называть вещества, а вы будете записывать формулы.
Диктант.
, , , , , , , , , ,
.
На экране появляются верные формулы. Учащиеся сверяют свои записи и ставят оценки.
Все правильно – «5»
8 – 10 правильно – «4»
5 – 7 правильно – «3»
3. Изучение нового материала.
Теперь, когда мы вспомнили знаки, формулы, приступим к изучению нового материала.
Историческая справка
З.С.М.В. был открыт великим русским ученым Ломоносовым в 1748 году, позднее подтвердил этот закон в 1789 году французский химик Лавуазье. Какова же история открытия?
Ломоносова интересовала мысль о том, что происходит с веществами, вступающими в химическую реакцию.
Изменяется ли их состав, масса?
Он проводил опыты.
Сначала он брал для опытов сосуды с открытыми отверстиями. Масса изменялась.
Затем он провел опыты в запаянных стеклянных ретортах– масса оставалась неизменной.
Тогда он объяснил закон тем, что при химических реакциях атомы не исчезают и не возникают, а происходит только их перегруппировка.
Сейчас мы с вами проведем опыт, подтверждающий открытие Ломоносова.
Демонстрация опыта: взаимодействие соляной кислоты с раствором гидроксида натрия(окрашенный фенолфталеином) в специальном сосуде. Взвешиваем до и после реакции, и определяем, что масса сосуда с полученными продуктами реакций не изменилась.
Какой вывод мы можем сделать, как изменилась масса веществ ?
– Запишите в тетради.
Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции. Это закон сохранения массы веществ, открытый М. В. Ломоносовым в 1748 году, на основании которого составляют уравнения химических реакций.
– Вещества вступают в реакцию, образуются новые вещества.
Мы обо всем этом говорим. А как это можно записать?
А записывают эти процессы с помощью уравнений.
Как в русском языке вы из букв составляете слова, а из слов предложения, так и в химии из знаков – формулы, из формул – уравнения.
Составляем уравнения, записывая в левой части формулы веществ, вступивших в реакцию через «+» , далее стрелка, затем ( в правой части) формулы веществ, полученных в результате реакции, т.е. продуктов. Н/р уравниваем с помощью коэффициентов
– Ребята, кто сможет предположить ,что такое химическое уравнение?
(Формулировка появляется на экране)
– Химическое уравнение – это условная запись химической реакции посредством химических формул.
- Вещества, принимающие участие в реакции называются реагентами.
- Вещества, образующиеся в результате реакции – продуктами реакции.
Учащиеся записывают в тетради.
– А теперь составим уравнение реакции, которые мы провели и расставим коэффициенты
(окраш.фенолф.)
2 ( )
4.Домашнее задание. П. 28, упр.1,2,3.стр.165.
5. Упражнения для закрепления
– Ребята, у кого есть вопросы?
– А сейчас мы выполним несколько упражнений для закрепления:
1.Какой коэффициент стоит в уравнении реакции перед формулой соляной кислоты
+ = +
2.Продолжите уравнение реакции, расставьте коэффициенты :
+
3. Запишите уравнения реакций и расставьте коэффициенты : а) серная кислота взаимодействует с гидроксидом бария с образованием сульфата бария и воды б)нитрат серебра взаимодействует с хлоридом магния с образованием хлорида серебра и нитрата магния.
– Закончили, хорошо. Обратите внимание на экран. Возьмите друг у друга тетради и проверьте себя. Поменяйтесь обратно. У кого все верно? Хорошо.
6. Рефлексия
7. Итоги урока
- Итак, давайте сделаем выводы:
– Что мы изучали на уроке?
– Кто открыл Закон сохранения массы веществ?
– Что называется уравнением?
– Как называются вещества, вступившие в реакцию?
– Как называются получившиеся вещества?
Сегодня славно потрудились, подведем итоги.
Выставление оценок.